программа по физическому развитию детей с нарушением интеллекта "Сибирячек-здоровячек"
рабочая программа по коррекционной педагогике

программа предназначена для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_fizicheskomu_razvitiyu.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

«СИБИРЯЧЕК-ЗДОРОВЯЧЕК»

ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА

ВВЕДЕНИЕ  

Дети с нарушением интеллекта развиваются по тем же законам, что и нормально развивающиеся сверстники, но поражение центральной нервной системы в раннем возрасте обуславливает ряд отклонений в физическом развитии. Состояние таких детей обусловлено морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями центральной нервной системы после органического поражения. У детей прослеживается нарушение моторной функции. В ряде случаев наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной, сердечно-сосудистой системы. Как правило, прослеживаются головные боли, отмечается быстрая утомляемость, сонливость.

Поэтому возникает необходимость в проведении коррекционных
занятий        с учетом структуры дефекта детей. (Болезнь Дауна,
гидроцефалия)

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью под редакцией Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной
предусматривает проведение коррекционной - развивающей работы по
развитию физических и моторно-двигательных навыков специалистами
разных направлений: инструктор по физической культуре, музыкальный
руководитель, воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог. Решение
поставленных программой задач способствует социально-личностному
развитию ребенка,        развитию моторно-двигательных функций.,
формированию культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания. Сенсорное развитие, формирование величинных и
пространственных представлений и ориентировки, социально-нравственное
развитие, эстетическое развитие, а также подготовка к обучению в
специальных школах.

Актуальность

Программа «сибирячек-здоровячек» является актуальной в системе организации оздоровительно-профилактической, коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта. Программа является значимой для усиления эффекта по сформированности моторно- двигательных навыков, профилактики нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата.

Новизна

В программе систематизирована работа по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, составлены перспективные планы для проведения фронтальных занятий с детьми с НИ, и организации дополнительной коррекционной работы с детьми по медицинским показаниям на 3 года обучения. В программе представлены материалы, обеспечивающие не только сформированность умений, навыков, обеспечивающих двигательную активность детей, но и материалы, способствующие формированию пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.

Особое место занимает интеграция работы инструктора по физической культуре с родителями, использование современных технологий, адаптированных на физиологические возможности детей. В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях физи^ского развития детей с нарушением интеллекта. Отдельных экспериментальных исследований в этом направлении не проводилось, однако большинство ученых указывают на присутствие в физическом статусе у детей данной категории инфантильных черт, недоразвитие общей и тонкой моторики, нарушение координации и регуляции движений.

Методологическую основу составляют работы следующих педагогов и психологов: Н.И. Озерецкий, М.С.Певзнер. Н.П. Вайзман, Л.Г. Журба.

Цель

Способствовать      формированию   двигательной   деятельности  детей через реализацию коррегирующих упражнений.

Задачи:

1.       Создание условий для психологической и социальной адаптации

2.       Формировать   умения   произвольно   управлять   своим   телом, регулировать речь, эмоции

3.       Развитие    пространственно-координационных    и    ритмических способностей

4.       Развитие общей и сенсомоторной моторики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления. Другими словами, этиология патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь, вызывает индивидуальные особенности физиологического, эмоционально - волевого и интеллектуального развития умственно отсталого ребёнка.

Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети, умственная отсталость которых является ведущим синдромом олигофрении, т. е. дети - олигофрены. Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС.

Основной задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребёнка является обеспечение максимально возможного уровня физического, умственного и нравственного развития, подготовка к школьному обучению в специальной школе. Подготовка к школьному обучению должна вестись с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Развитие умственно отсталого ребёнка с первых дней жизни существенно отличаете^ от развития нормальных детей. У многих детей задерживается развитие прямостояния, т. е. они значительно позже начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить.

Как правило, у всех умственно отсталых детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность.

Не развиваются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми и, в частности, доречевые средства общения.

В то же время тенденции развития умственно отсталого ребёнка те же, что и нормально развивающихся сверстников. Многое в их развитии -отставание в овладении предметными действиями, развитии речи и познавательных процессов - в значительной степени носит вторичный характер. При правильной организации жизни умственно отсталого ребёнка, требующей возможно более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скорригированы и предупреждены. Перцептивные действия у умственно отсталых детей начинают формироваться в дошкольном возрасте.

К концу дошкольного возраста лишь немногим больше половины умственно отсталых детей достигают уровня развития восприятия, характерного для начала дошкольного возраста у нормально развивающихся детей.

Элементарное словесно - логическое мышление у умственно отсталых дошкольников развивается замедленно и имеет качественное своеобразие. По - иному, чем в норме, складывается соотношение наглядного и словесно -логического мышления.

У умственно отсталых детей развитие речи существенно отличается от развития речи у их нормально развивающихся сверстников. Отставание в развитии речи у них начинается с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно к началу дошкольного возраста у них нет готовности к усвоению речи. Многие умственно отсталые дети не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к 4 - 5 годам. Для

большинства таких детей развитие речи в дошкольном возрасте только начинается. Первые слова у них появляются только после 3 лет, фразы - к концу дошкольного возраста.

Без специального обучения у умственно отсталых дошкольников совсем не развивается регулирующая функция речи. Речь умственно отсталых детей настолько слабо развита, что не может осуществлять и свою важнейшую функцию - коммуникативную.

Физическое и моторно-двигателъное развитие. Физическое развитие и укрепление здоровья детей — важнейшая задача дошкольного воспитания. Организация работы в этом направлении самым тесным образом связана с психолого-педагогическими и медицинскими аспектами коррекционно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Вся работа осуществляется комплексно, согласованно, системно. Профилактические, лечебные и оздоровительные мероприятия обеспечивают благоприятные условия для использования всех форм работы, направленной на формирование двигательных функций детей и коррекцию недостатков их физического развития.

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы сильнее всего отражаются на двигательном развитии детей. Это касается общей, мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения двигательного развития проявляются в моторной .неловкости, в недостаточной координации движений, в плохой переключаемости с одного движения на другое. У детей длительно и с большим трудом формируются серии движений, необходимые для закрепления двигательных навыков. У них в значительной степени страдает координация движений обеих рук, рук и ног, зрительный контроль при выполнении движений (зрительно-двигательная координация), снижена двигательная память. Они с трудом овладевают выразительными движениями, действиями с воображаемыми объектами.

Среди основных концептуальных положений программы следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций головного мозга (Н. А. Бернштейн, Дж. Брунер, М.М. Кольцова и др.).

Основными задачами физического развития детей с нарушением интеллекта являются:

-забота об  охране  и укреплении здоровья     детей  с  нарушением  интеллекта, закаливание;

-улучшение   функций   нервной   системы,   сердечно-сосудистой,   дыхания   и   др., укрепление опорно-двигательного аппарата;

-комплексная диагаостика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики;

-создание   необходимых  условий   для   психологической   и   социальной адаптации;

-разработка   содержания   коллективных   и   индивидуальных   форм   работы   по коррекции;

-развитие общей, сенсомогорной и рече-двигательной моторики;

-развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;

-формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;

-обогащение познавательной сферы;

-развитие коммуникативной инициативы и активности;

-построение двигательного режима;

Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специальные организованные формы двигательной деятельности.

- в ходе специально организованных занятий по физическому воспитанию, утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников;

' — в процессе проведения оздоровительных мероприятий (занятий лечебной физкультурой, массажа, закаливающих процедур);

- на занятиях коррекционной ритмики;

- в играх и упражнениях, направленных на сенсомоторное развитие;

- в опециальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся основные движения, естественные жесты, мимика;

- в подвижных играх и подвижных играх с музыкальным сопровождением;

- на занятиях, когда требуется правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характера персонажей, эмоциональных состояний и др.;

- в индивидуальной коррекционной работе.

Корремащоннсмвдоровнггельная     гимнастика     Необходимость     ее     проведения обусловлена наблюдениями  за  состоянием  детей  в  утренние  часы  приема: некоторые из них приходили заторможенными, вялыми, другие были; чрезмерно возбуждены  и  не  могли  сосредоточиться.   Эта гимнастика позволяет  обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Сюда входят:

элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.); они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются; - пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев   рук.   Различные   комплексы   данной   гимнастики   с   широким

применением игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, маленьких мячей. Кроме того, различные движения для тренировки пальцев и кистей рук, позволяющие инструктору самостоятельно подбирать нужный комплекс с учетом возрастных особенностей детей;

-  артикуляционная         гимнастика,         стимулирующая         функции рече-двигательного аппарата;

- дидактические игры на развитие сенсомоторики.

Релаксация — использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.

Оздоровительный дозированный бег предназначен доя тренировки всех функциональных систем организма, для развития физической выносливости и формирования волевых качеств.

Тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное и индивидуальное обучение детей основным видам движений. Введение дополнительной формы обучения обусловлено замедленным процессом формирования у детей двигательных навыков (в среднем дети с нарушением речи усваивают движения в течение 5-8 занятий и без регулярного повторения быстро утрачивают приобретенный двигательный опыт).

Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию и включают в себя комплекс лечебной физкультуры, самомассаж, дыхательные упражнения, закаливание.

Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств, В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии), средством специально подобранных методов и методик, направленных ^на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики является профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка. Занятия коррекционной ритмикой способствует укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

Дыхательная гимнастика способствует преодолению внутренней эмоциональной и мышечной скованности у детей с нарушением интеллекта, укреплению голоса, умению управлять им. Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические процессы, регулировать эмоциональные состояния, значительно увеличивать скорость протекания мыслительных

операций, но и длительно сохранять приобретенные навыки и умении я. Дыхательные упражнения также направлены на профилактику острых респираторных заболеваний.

Корригирующая гимнастика. Осанка - понятие функциональное, а следовательно, она не бывает врожденной и не является чем-то постоянным. С физиологической точки зрения осанка представляет навык, в основе которого лежит динамический стереотип, сформированный на базе безусловных и сложных условных рефлексов, приобретенных в процессе развития, роста, воспитания.

Плохая осанка нарушает важнейшие функции организма: дыхание, кровообращение, пищеварение. Ребенок быстро утомляется, сопротивляемость к простудным заболеваниям у него резко снижена

Нормальная осанка дошкольника: голова и туловище расположены вертикально, плечи горизонтальные на одном уровне, лопатки прижаты 1с спине; физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, живот не выступает вперед, треугольники талии хорошо выпрямлены и симметричны. Этому мы и должны научить ребёнка на занятиях в группе корригирующей гимнастики.

В основе корригирующей гимнастики лежит идея максимальной мобилизации позвоночника, на фоне которой производится коррекция дуги искривления с помощью специальных противоискривляюших (корригирующих) упражнений.

Обычно такие занятия проводятся в физкультурных диспансерах, в спортзалах при поликлиниках. Но это не всегда удобно родителям (занятия проходят в рабочее время, а иногда меето проведения находится далеко от дома). А если такие занятия проводить в условиях детского сада, то можно разрешить многие проблемы. Родителям не придется волноваться, как их ребенок попадет на занятие. Инструктор, наблюдая ребенка ежедневно, может скорректировать нагрузку индивидуально для каждого ребенка

Целью программы корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть, оздоровление больного организма

' Важнейшими задачами физического воспитания детей являются: их общее развитие, укрепление здоровья, формирование необходимых двигательных навыков, правильной осанки и предупреждение различных деформаций скелета

Во время занятий корригирующей гимнастикой решаются так же следующие задачи:

• Укрепление и развитие защитных сил организма;

• Создание уравновешенного и крепкого мышечного корсета;

• Тренировка равновесия, улучшение координации движения;

• Восстановление дыхательного стереотипа;

• Нормализация эмоционального тонуса;

• Развитие общей и силовой выносливости мышц туловища и конечностей;

• Тренировка и укрепление сердечно-сосудистой системы;

• Воспитание у детей привычки правильно держать тело;

• Укрепление сводов стоп;

• Улучшение общей тренированности организма. Общие   задачи   решаются    путём подбора   специальных   и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей. Особенности методики заключаются в следующем: - ежедневное выполнение 6-8 специальных упражнений;

- индивидуальная разработка комплексов гимнастики;

- строгое соблюдение дозировки физической нагрузки;

- постепенное, медленное увеличение нагрузки;

- учёт внутренних резервов организма;

-одинаковая форма выполнения физических упражнений, то есть симметричность движений, применяемых при всех видах искривлений позвоночника;

-максимальное   ограничение   подвижности   позвоночника   при   выполнении   любых упражнений;

- проведение подвижной игры, как одного из существенных элементов эмоциональной окраски занятия;

- по окончании выполнения специальных упражнений следует проводить пассивный отдых в течение 1-2 минут.

Программа рассчитана на то, что у детей, постоянйо занимающихся корригирующей гимнастикой и выполняющих все требования программы, должна быть сформирована тренированность мышц, которые держат тело в позе правильной осанки.

Схема использования физкультминуток для развития эмоциональной устойчивости доппсольников

Режимный момент

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

2

3

4

5

6                    

Занятие

Упражнения для кистей рук

Упражнения для ушных раковин

Упражнения для глаз

Дыхательные и звуковые упражнения

Упражнения для снятия общего утомления

Свободная деятельность детей в   первой половине дня

Виброгимнастика

Пальчиковая гимнастка

Упражнения с попеременным мышечным напряжением     и расслаблением

Игровые имитационные

упражнения

Общеразвиваю-щие упражнения под стихотворный текст

Прогулка в первой половине дня

Упражнения для глаз

Индивидуальна

я работа с детьми

Виброгимнастика

Специальные

подвижные игры

Релаксационные

и дыхательные упражнения

ПРОГРАММА

Первый год обучения.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Занятия проводятся в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность детей в двигательной активности, доставляющих им удовольствие и радость.

Обычно дети занимаются физкультурой подгруппами или индивидуально, в зависимости от уровня психофизического развития каждого ребенка. Занятия организуются воспитателями в утреннее и вечернее время и проходят под музыку в записи или при участии музыкального руководителя. Периодичность занятий — два раза в неделю. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуальны и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей,  метеоусловий, времени года и т. п. Кроме этого, раз в неделю во второй половине дня воспитатель проводит игры, направленные на двигательное развитие детей. В таких играх участвует вся группа. Занятия лечебной физкультурой дополняют, но не заменяют занятия по физическому воспитанию.

Дети занимаются в физкультурном зале, а в теплое время года на специально оборудованной площадке. Утренняя зарядка проводится в игровой комнате. Для этого в ней оборудуется физкультурный уголок, который многофункционально используется в течение дня для стимулирования двигательной активности детей.

Физическое воспитание тесно связано с формированием навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, с эмоциональным и музыкальным развитием детей.

Педагогический замысел:

стимулировать двигательную активность детей;

— развивать их интерес к движениям и потребность в двигательной активности;

— обогащать двигательный опыт детей;

— формировать положительное отношение детей к подвижным играм;

— развивать кинестетическое восприятие детей;

— обучать детей основным движениям (ходьбе, бегу, прыжкам, лазанию, ползанию);

— обучать детей перекрестной ходьбе;

— развивать у детей выразительность движений в процессе игр и игровых упражнений;

— формировать представления детей о собственном теле, его основных частях и их движениях;

— обучать детей пониманию просьб-команд, отражающих основные движения и действия, направления движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т. п.);

— развивать у детей ориентировку в пространстве;

— обучать детей использовать пространство и ориентироваться в нем;

— учить детей выполнять движения по подражанию, по

образцу, по слову-сигналу;

— учить детей воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором;

— развивать у детей координацию движений обеих рук,

рук и ног;

— формировать у детей ритмичность движений (равномерную повторность и чередование);

— учить детей сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;

— учить детей выполнять серии движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ходьба стайкой за воспитателем, держась за руки: идти в заданном направлении (например, к игрушке), друг за другом, держась за веревку.

Ходьба и бег с переходом от ходьбы к бегу по команде (стайкой к воспитателю и вслед за ним, к игрушке, друг за другом в указанном направлении, меняя темп передвижения). Ходьба и бег по дорожке (сенсорной тропе, «Игровой дорожке», коврику «Топ-топ», коврику «Гофр» и т. д.).

Ходьба по дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина, мягких модулей и др., с изменением темпа движения (быстро, медленно).

Перемещение по кругу (хороводные игры).

Бег и ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.).

Ходьба на носках (с поддержкой).

Перешагивание через небольшие препятствия (веревку и другие невысокие (5 см) предметы) с помощью взрослого и самостоятельно.

Вращение то в одну, то в другую сторону в положении стоя или сидя на полу (игры типа «Волчок»).

Игры с мячом: прокатывать мячи, бросать их друг другу, ловить, поднимать упавший мяч, катать мячи друг другу, прокатывать мячи в ворота.

Игры с фитболами.

Ползание на животе и на четвереньках в разных направлениях к предметной цели или по указательному жесту.

Проползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой, рейкой, в воротики, составленные из мягких модулей (наборы «Радуга», «Забава» и др.)-

Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через небольшие препятствия (используются мягкие модули из наборов «Гномик», «Радуга», «Горка», «Островок» и т. п.).

Подпрыгивание на двух ногах, держась за руки взрослого и самостоятельно.

Подпрыгивание на надувном шаре (фитболе) со страховкой.

Игры в сухом бассейне («купание», хождение с поддержкой взрослого и т. п.).

Движения под музыку, движения с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стишков, потешек и т. п.

Примерный перечень игр:

подвижные игры и игровые упражнения: «Дождик, дождик— кап-кап-кап!», «Добрый зонтик», «Дети и колокольчик », « Поезд », « Самолеты », « Шар », « Солнышко и дождик »,

«Мой веселый звонкий мяч», «Зайка на полянке», «Птички летают», «Догони меня», «Бегите ко мне», «Кто медленнее?», «Воробышки и автомобиль», «Пузырь», «Курочка-хохлатка», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Птички в гнездышках», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Найди свой домик», «Ширма-перевертыш», «Купаемся в сухом бассейне», «Поднимаемся на горку», «Катаемся с горки» (модульный набор «Горка»), «Идем по тропинке» (сенсорная тропа, коврик «Гофр», коврик «Топ-топ»), катаемся на «Улитке» (модуль «Улитка» и т. п.) и др.;

игры-импровизации: «Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Зайчики на полянке», «Бабочки на полянке», «Лягушата и бабочки у озера», «Игры с зайчиками», «Зайчики и сова», «В гостях у ежика», «Прогулка за грибами» и др.

Литературный материал

для речевого сопровождения игр и упражнений

Малые фольклорные формы: «Солнышко-ведрышко!» (рус.), «Травка-муравка» (рус.), «Сидит, сидит зайка» (рус.), «Скок-скок-поскок» (рус.), «Как у нашего кота» (рус.), «Наши уточки» (рус.), «Ай, ду-ду» (рус.), «Котик серенький» (РУС«)> «Киска, киска» (рус.), «Кисонька-Мурысенька» (рус.), «Сорока-белобока» (рус.), «Идет коза рогатая» (рус.), «Ладушки» (рус.), «Наша Маша» (рус.), «Заинька» (рус.), «Гуси вы, гуси» (рус.), «На зеленом на лужку» (рус.), «Топ-топ» (кабард.-балкар.), «Едем, едем на лошадке» (шведск. песенка в обр. И. Токмаковой), «Топ, топ» (польск.).

Произведения классической и современной литературы для детей:

3. Александрова «Пляска»;

Н. Артюхова «Ручеек»;

А. Барто «Бычок», «Лошадка»;

Е. Благинина «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»;

А. Бродский «Солнечные зайчики»;

П. Воронько «Пирог»;

О. Высотская «На санках»;

Второй год обучения

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

На втором этапе обучения продолжается систематическая работа по физическому воспитанию детей. Она осуществляется в разнообразных формах (лечебная физкультура, массаж и закаливание, утренняя зарядка, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулка, спортивные досуги и развлечения), которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-развивающей работы. Основной формой организации работы по физическому воспитанию детей являются занятия физической культурой, которые проводятся два раза в неделю, и подвижная игра (один раз в неделю). Именно они обеспечивают решение основных задач, определенных программой.

Занятия проводятся по подгруппам (численностью от двух до пяти человек в зависимости от возраста и уровня физического развития детей) в утреннее и вечернее время воспитателями. В занятиях принимает участие музыкальный руководитель или организуется музыкальное сопровождение в записи. Если в группе есть дети с грубыми нарушениями двигательного развития, проводится индивидуальная работа, что позволяет подготовить ребенка к занятиям в небольшой группе. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуальны и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п.

Физическое воспитание детей на втором этапе обучения тесно связаны с работой, ведущейся по другим разделам программы (музыкальным воспитанием, игрой, формированием элементарных математических представлений, развитием речи и др.).

Занятия включают содержание не только второго, но и первого этапа обучения, что обеспечивает закрепление уже сформированных двигательных умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью и преемственность в работе.

Педагогический замысел:

стимулировать и поддерживать развитие двигательной активности детей;

— закреплять их представления об основных частях тела;

— обогащать кинестетический опыт детей, совершенствовать их кинестетическое восприятие;

— развивать двигательную память детей;

— формировать у детей произвольные движения головой, руками, туловищем, ногами по образцу и словесной инструкции;

— учить детей менять темп движения (ходить, бегать, ползать) вместе со взрослым, а также по слову-сигналу;

— развивать у детей умение воспринимать и воспроизводить позу по плоскостному образцу (самостоятельно, с помощью модели человеческой фигуры и режиссерской куклы);

— учить детей ходить, бегать, удерживая предметы в одной и обеих руках;

— развивать точность и ловкость движений рук детей в играх с мячом;

— воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взглядом;

— развивать умение детей имитировать движения животных (например, кошки, собаки, зайца), птиц (например, цыпленка, курицы, воробья), насекомых (например, бабочки, комара), растений (например, цветов, деревьев), машин и т. п.;

— формировать у детей умение подпрыгивать на двух ногах на месте (с помощью взрослого);

— развивать пространственные представления и ориентировки детей;

— развивать у детей чувство равновесия;

— развивать у детей чувство ритма;

— развивать у детей координацию движений обеих рук, рук и ног со зрительным прослеживанием;

— развивать у детей произвольные движения кистей и пальцев рук;

— продолжать учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, проявлять внимание друг к другу и оказывать друг другу помощь;

— развивать коммуникативные умения детей;

— учить детей соблюдать правила в подвижных играх и игровых упражнениях;

— развивать слуховое внимание детей;

— обогащать словарь детей за счет названий частей тела, движений, слов, обозначающих пространственные характеристики объектов и др.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ходьба за воспитателем в заданном направлении стайкой (держась за руки), друг за другом, держась за веревку.

Ходьба по одному, парами (держась за руки), небольшими группами. Ходьба друг за другом на расстоянии вытянутой руки (за педагогом), парами вдоль стен комнаты и по краю площадки, держась за руки. Ходьба в колонне по одному со сменой направления.

Имитационные движения («Паровоз», «Летают бабочки», «Цапля», «Аист» и др.).

Действия с воображаемыми объектами.

Перешагивание через линии и предметы (реальные и воображаемые).

Игры и упражнения на развитие равновесия: ходьба друг за другом с флажком в вытянутой вперед (в сторону, вверх) руке; ходьба по узкой дорожке (ширина 25 см), руки за головой; бег парами, держась за руки; бег друг за другом, держась за веревку; ходьба по площадке врассыпную с флажками в руках; бег друг за другом вдоль каната, положенного на пол; ходьба рядом со шнуром, положенным по кругу.

Ходьба к цели (игрушке) в заданном направлении (вперед, назад, в сторону приставным шагом), ходьба от цели — в рассыпную, стайкой, друг за другом.

Изменение темпа движения (ходьба — бег) по зрительному или слуховому сигналу.

Ходьба с переступанием через невысокие (5 см) предметы;

Ходьба по разным дорожкам (из веревки, ленточек, ковролина), коврикам «Топ-топ», «Гофр», по сенсорной тропе с изменением темпа движения (быстро, медленно).

Хороводные игры с перемещением в разных направлениях.

Ходьба на носках и на пятках (с чередованием).

Вращение на месте в разные стороны в положении стоя и сидя на полу («Волчок»).

Ползание на животе по указательному жесту педагога последовательно к одной, второй, третьей игрушке.

Ползание на четвереньках и на животе врассыпную или парами в заданном направлении, на коленях по наклонной плоскости (доске) шириной 30 см, длиной 1,5 м, на животе по гимнастической скамейке.

Ползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой, рейкой, сквозь обруч.

Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через препятствия.

Лазание по ступенькам вверх с помощью взрослого или самостоятельно, скольжение вниз на ягодицах;

Игры на гимнастической стенке: залезать (на высоту до 1 м) и спускаться (с помощью взрослого).

Игры и упражнения с мячом: прокатывать мяч, бросать мяч друг другу, ловить мяч, поднимать упавший мяч, катать мяч друг другу, прокапывать мяч через ворота, бросать мяч в цель (в корзину, в сетку), вдаль, вперед, бросать маленький мяч правой и левой рукой.

Игры и упражнения с мешочками с песком (горохом, крупой): бросать в цель (в корзину, обруч), находящуюся на полу на определенном расстоянии.

Прыжки на двух ногах на месте или/ с передвижением (зайчики, птички): прыжки вокруг какого-либо предмета;

перепрыгивание через шнур, «ручеек»; запрыгивание в обруч; спрыгивание с предмета (высотой до 10—15 см); прыжки в длину с места.

Игры на детской горке (в помещении на специальных игровых модулях-горках, горке из конструктора «Квадра», на улице на детских горках).

Игры с использованием игрового набора «Кузнечик».

Воспроизведение поз и движений по подражанию педагогу и по рисунку (сразу и с отсрочкой до 10 с).

Катание на санках.

Игры в снежки.

Игры и упражнения на расслабление.

Примерный перечень игр:

с бегом: «Бегите ко мне», «Птичка и птенчик», «Найди свой домик», «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лови меня», «Догони мяч», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто медленнее?», «Перешагни через палку», «Догоните меня», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Походи и побегай», «Быстрее— медленнее», «Бабочки», «Воронята», «Снежинки и ветер», «Бежим по коврику "Топ-топ"», «Пробеги по коврику со следочками» и др.;

с прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Подпрыгни до ладошки», «Попрыгай на носочках», «Мячики», «Сорви шишку», «Попрыгай на батуте», «Попрыгай в шариках» (в сухом бассейне) и др.;

с подлезанием, лазаньем, ползанием: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Обезьянки», «Доползи до погремушки», «В воротца», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Ловлю мышку», «Собачка», «Собери шарики (шишки и др.)», «Котята и щенята», игры с мягкими модулями из наборов «Забава», «Горка» и др.;

с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек?», «Попади в круг», «Мяч в круге», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в ворота», «Целься вернее», «Кто попадет», «Покати ко мне», «Бросайка», «Набрось колечко» и др.;

на ориентировку в пространстве: «Угадай, кто кричит», «Что спрятано?», «Где звенит?», «Найди флажок» и др.;

с движениями и пением: «Поезд», «Заинька», «Флажок» и др.

Литературный материал

для речевого сопровождения игр и упражнений

Малые фольклорные формы: «Солнышко-ведрышко!» (рус.), «Буренушка» (рус.), «Пастух» (рус.), «Наши уточки» (РУС.), «Ай, ду-ду» (рус.), «Друзья-помощники» (рус.), «Ти-ли-бом» (рус.), «Совушка» (рус.), «Петушок» (рус.), «Гуси вы, гуси» (рус.), «Божья коровка» (рус.), «Отличные пшеничные» (шведск. песенка в обр. И. Токмаковой), «Маленькие пастухи» (шведск. песенка в обр. И. Токмаковой), «Едем, едем на лошадке» (шведск. цесенка в обр. И. Токмаковой) и др.

Произведения классической и современной литературы для детей:

А. Барто «Кто как кричит»;

В. Берестов «Мишка, мишка, лежебока»;

Г. Ладонщиков «Помощники весны»;

С. Маршак «Тихая сказка»; «Перчатки» (пер. с англ.), «Кошкин дом»;

С. Михалков «Песенка друзей» и др.

Третий год обучения

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основной формой коррекционно-развивающей работы на третьем этапе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью являются специальные занятия по физическому воспитанию. Кроме этого, проводятся лечебная физкультура и массаж, коррекционная гимнастика, утренняя зарядка, подвижные игры, организуются спортивные досуги, праздники и развлечения. Спортивные праздники проходят в физкультурном зале, на улице в соответствии с погодными и сезонными условиями.

Занятия проводят воспитатели со всей группой или с подгруппами детей в утреннее и вечернее время (два-три раза в неделю). В этих занятиях принимает участие музыкальный руководитель, или же они проводятся с музыкальным сопровождением в записи. Длительность занятий и физические нагрузки строго индивидуальны и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п.

Физическое воспитание на этом этапе тесно связано с работой по развитию музыкально-ритмических движений, с сюжетно-ролевыми, театрализованными играми, с формированием элементарных математических представлений, развитием речи на основе формирования представлений о себе и окружающем мире, а также с трудовым и эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание занятий третьего этапа строится на основе содержания предыдущих этапов обучения, и дополняется и расширяется за счет включения нового материала. Таким образом реализуется принцип концентричности в построении программного содержания работы по физическому и двигательному развитию детей, который обеспечивает непрерывность, преемственность и повторность в обучении.

Педагогический замысел:

продолжать поощрять и поддерживать двигательную активность детей;

— продолжать формировать у детей произвольные движения головой, туловищем, руками, ногами;

— учить детей воспроизводить различные движения кистями и пальцами рук, подражая взрослому и по графическому образцу;

— учить детей выполнять движения с опорой на рисунок, содержащий символические изображения направления движения (стрелки-векторы);

— развивать у детей чувство ритма: передавать в движении ритм чередования (1/2> 3/4> 4/4);

— развивать умение детей ходить, ползать, бегать в заданном темпе, замедлять и ускорять движение по словесной команде и под соответствующую музыку;

— совершенствовать у детей зрительный контроль движений (перед зеркалом);

— развивать у детей координацию движений (рук и ног, обеих рук, обеих ног, рук и головы и т. п.);

— закреплять умение детей выполнять серии движений под музыку;

— развивать двигательную память детей: выполнять движения после короткой (5-10 с) и длительной (час, день, неделя) отсрочки во времени;

— закреплять умение детей сопровождать ритмические движения проговариванием коротких стихов, потешек;

— совершенствовать выразительные движения детей: понимать и выражать в движении радость, удивление, огорчение, порицание, поощрение; выполнять эти движения под музыку (подражать движениям лягушки, цапли, страуса, бабочки, совы, собачки и т. д.);

— учить детей воспринимать и воспроизводить движения по рисунку (с использованием режиссерской куклы или модели человеческой фигуры);

— развивать умение детей воспроизводить простые пантомимические движения;

— закреплять пространственные представления и ориентировки детей;

— совершенствовать умение детей взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, проявлять внимание друг к другу, оказывать помощь друг другу;

— развивать коммуникативные умения детей;

— учить детей соблюдению правил в подвижных играх и игровых упражнениях;

— развивать речевую активность детей, закрепляя названия действий, движений, пространственных отношений, характеристик объектов и т. п.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ходьба на месте, друг за другом в колонне, врассыпную по залу, по сигналу воспитателя возвращаясь на свое место.

Ходьба по извилистой линии между игрушками.

Ходьба по залу в колонне по одному, на сигнал «дождик-дождик» ходьба широким шагом с высоким подниманием коленей, на сигнал «солнышко» — обычная ходьба.

Ходьба с изменением направления по сигналу (слово, удар в бубен, окончание музыкального звучания).

Ходьба по сигналу с переходом на бег и обратно.

Ходьба группами с поиском игрушек.

Ходьба с движениями рук, имитирующих взмахи крыльев птицы, с высоким подниманием коленей, с перешагиванием через предметы (руки на поясе), по кругу на носках и на пятках, взявшись за руки.

Ходьба по всему залу (руки в стороны), на носках (руки на поясе).

Ходьба по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и других материалов с изменением темпа движения (быстро, медленно).

Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой и т. п.).

Ходьба по дорожке шириной 30-40 см.

Хороводные игры с перемещением в разных направлениях.

Бег по кругу, взявшись за руки, змейкой между предметами, на носках (руки за головой), в указанном направлении с переходом по команде от ходьбы к бегу, в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой и т. п.), по дорожке шириной 30-40 см.

Игры и упражнения на развитие равновесия: ходьба друг за другом с флажком в руке; ходьба друг за другом с флажками в руках по узкой дорожке (ширина 35-40 см); ходьба по дорожке (руки за головой); бег парами (держась за руки); бег друг за другом (держась за веревку); ходьба по площадке врассыпную с флажками в руках; бег друг за другом вдоль каната, положенного на пол; ходьба по шнуру, положенному на пол; перешагивание из обруча в обруч; ходьба между двумя начерченными па полу линиями (на расстоянии 25 см), не наступая на них; ходьба по гимнастической скамейке, переступая через мелкие предметы (кубики, строительный материал).

Ползание на четвереньках и на животе врассыпную или парами в любом или заданном направлении, на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через препятствия, по лесенке из реек (расстояние между рейками 10 см), один конец которой поднят на 30 см.

Проползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой, рейкой, сквозь обруч.

Игры и упражнения с мячом: бросать мяч друг другу, ловить мяч; прокатывать мячи через ворота, между кеглями; бросать мяч в цель (в корзину, в сетку), вдаль, вперед; бросать маленький мяч правой и левой рукой; бросать мяч вверх, стараясь поймать его; бросать мяч в стенку и ловить его; ударять мячом об пол и ловить его.

Игры и упражнения с набором «Набрось колечко»: бросать кольцо воспитателю; подбрасывать кольцо одной рукой, ловить кольцо двумя руками.

Игры и упражнения с мешочками с песком (горохом, крупой): бросать вдаль, в цель ( в корзину, обруч и т. п.), находящуюся на полу на некотором расстоянии.

Игры и упражнения на гимнастической стенке: залезать на высоту до 1 м и спускаться с помощью взрослого; влезать по гимнастической стенке до середины, соотнося движения рук и ног;

Прыжки на двух ногах на месте или с передвижением (зайчики, птички), вокруг какого-либо предмета, перепрыгивание через шнур («ручеек»), запрыгивание в обруч, спрыгивание с предмета (высотой до 10-15 см).

Прыжки в длину с места. Передвижение по комнате мелкими прыжками, размахивая руками, вдвоем, взявшись за руки.

Прыжки с места в обруч, положенный на пол, через лежащую на полу палку (туда и обратно).

Прыжки на месте на обеих ногах, легко отталкиваясь от пола, поочередно на правой и левой ноге, через веревку, положенную на пол.

Спрыгивание с гимнастической скамейки с приземлением на слегка согнутые ноги.

Подпрыгивание на месте, стараясь коснуться предмета, подвешенного выше поднятой руки ребенка на 5-10 см. Прыжки в стороны, подпрыгивание вверх, хлопая в ладоши, перепрыгивание через веревку, стараясь мягко приземлиться на слегка согнутые ноги, повернуться кругом и снова прыгнуть.

Прыжки на двух ногах вокруг стульчика (вправо и влево). Игры и упражнения на батуте.

Игры и упражнения общеразвивающего и корригирующего характера для разных мышечных групп (мышц шеи и плечевого пояса, груди, спины, рук, ног, дыхательной мускулатуры).

Игры и упражнения на развитие ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости (с изменением скорости выполнения движений, с предметами, с преодолением сопротивления) с использованием игрового набора «Кузнечик». Воспроизведение поз и движений с непосредственным подражанием и по рисунку (сразу и с отсрочкой до 10 с). Игры и упражнения на детской горке. Катание на трехколесном велосипеде. Катание на санках.

Элементы самомассажа.

Игры и упражнения на релаксацию.

Примерный перечень игр:

с ходьбой: «Золотые ворота», «Каравай», «Ветерок», «Подарки», «У ребят», «Стоп», «Колпачок и палочка»;

с бегом: «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто медленнее?», «Перешагни через палку», «Догоните меня», «Воробышки и автомобиль», «Пузырь», «Самолеты», «Цветные автомобили», «Птички и кошка», «У медведя во бору», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках»;

с прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Зайцы и волк», «Лисы в курятнике», «Зайка серый умывается»;

с подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Обезьянки», «Доползи до погремушки», «Пролезь в воротца», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку»;

с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек?», «Попади в круг», «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в ворота», «Целься вернее», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс»;

на ориентировку в пространстве: «Угадай, кто кричит», «Что спрятано?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Найди,  где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?»;

с движениями и пением: «Поезд», «Заинька», «Флажок» и др.;

на развитие воображаемых движений: «Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идет», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнце в разное время года», «Ветер, ветер...», «Солнечные зайчики» и т. п.;

с использованием полифункционального игрового оборудования: «Купание в сухом бассейне», «Бросайка», «Пройди по змейке» «Пройди по коврику "Топ-топ"», «Пройди по

коврику со следочками», игры с набором «Кузнечик», игры с модулями «Забава», «Горка», «Островок» и т. п.

Литературный материал

для речевого сопровождения игр и упражнений

Малые фольклорные формы: «Аист длинноносый» (рус.), «Ходит сон» (рус.), «Котичек» (рус.), «Доль-доль, Таусень» (рус.), «Колядка» (рус.), «Едет Масленица» (рус.), «Жаворонки» (рус.), «Весна идет» (рус.), «Земелюшка-чернозем» (рус.), «Как по травкам, по муравкам» (рус.), «Во поле березонька стояла» (рус.), «На калине белый цвет» (рус.) «Лесные утки» (мордовск.), «Песня моряка» (норвежек.).

Произведения классической и современной литературы для детей:

3. Александрова «Постройка»;

В. Берестов «Снегопад», «О чем поют воробышки?»;

Е. Благинина «Катя леечку взяла»;

Ш. Галиев «Дятел»;

Г. Демченко «Пастушок»;

С. Дрожжин «Опять зима на саночках»;

Н. Забила «Ребята! На лыжи!..»;

М. Клокова «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка», «Белые гуси»;

Г. Ладонщиков «Помощники весны», «Медведь проснулся»;

С. Маршак «Ванька-встанька», «Мяч», «Кто колечко найдет?», «Кошкин дом», «Елка»;

С. Михалков «Песенка друзей»;

Н. Полякова «Доброе лето»;

Г. Сапгир «Часы»;

Н. Теплоухова «Барабанщик»;

И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «Глубоко ли, мелко», «Весна» и др.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПЕРВЫЙ  ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Программные задачи

сентябрь

октябрь

ноябрь

Ходьба:

Парами в стайке

*

По дорожке

*

Стайкой за воспитателем

*

*

В колонну, держась за веревку

*

В круг, взявшись за руки

*

*

На пятках

*

*

На носках

*

*

Логоритмика

*

*

Врассыпную

*

*

Высоко поднимая колени

*

*

С заданиями для рук

*

*

Бег:

Обычной стайкой

*

По дорожке

Парами в стайке

*

Врассыпную

*

*

В колонне друг за другом

*

С ускорением

*

*

С замедлением

*

*

Парами друг за другом в колонне

*

Лазание (ползание):

На средних четвереньках

*

По прямой

*

*

По извилистой дорожке

*

*

За мячом

*

По доске

*

Метание:

Прокатывание под дугу

*

*

Катание мяча двумя руками друг к другу

*

Поднимать упавший мяч

*

Прокатывание мяча двумя руками вдаль

*

*

Прыжки:

На двух ногах на месте с работой рук

*

*

На двух ногах держась за руки взрослого

*

*

С продвижением вперед

*

С поворотом вокруг себя

*

Равновесие

Ходьба по доске

*

*

*

Ползание на четвереньках по доске

*

*

Подвижные игры:

С бегом

*

*

С ползанием

*

С прыжками

*

*

Программные задачи

декабрь

январь

февраль

Ходьба:

Со сменой направления

*

*

С ускорением и замедлением

*

*

Логоритмика

*

Парами

*

*

Поднимая колени

*

На носках, на пятках

*

*

Перешагивание с помощью взрослого

*

*

Бег:

В колонне друг за другом

*

*

Парами, взявшись за руки

*

*

С ускорением и замедлением темпа

*

Со сменой направления

*

*

С остановкой по сигналу

*

*

Лазание (ползание)

Подлезание под дугу

*

*

Перелезание через бревно на четвереньках

*

*

Пролезание в обруч

*

Проползание под скамейку

*

*

Метание:

Прокатывание мяча между предметами

*

*

Бросание мяча двумя руками об пол

*

*

Ловля мяча двумя руками

*

*

Бросание мяча вдаль способом снизу

*

Прыжки:

Прыжки на 2-х ногах самостоятельно

*

*

Спрыгивание с высоты

*

На двух ногах с продвижением вперед

*

*

Выпрыгивание вверх с места

*

*

Равновесие:

Ходьба по наклонной доске

*

*

*

Вращение, сидя на полу

*

На четвереньках по наклонной доске

*

*

Строевые упражнения:

В колонну, взявшись за веревку

*

В круг, взявшись за руки

*

*

Парами, с места

*

*

В колонну, по одному

*

*

В ширенгу

*

*

Подвижные игры:

С бегом

*

С ползанием

*

С прыжками

*

*

На равновесие

*

Хороводные игры

*

Психогимнастика

*

*

*

Программные задачи

март

апрель

май

Ходьба:

Ходьба в заданном направлении

*

Со сменой направления

*

Со сменой темпа

*

*

На  носках

*

На пятках

*

*

На внешней стороне стопы

*

Высоко поднимая колени

*

Взявшись за руки

*

Перешагивание самостоятельно

*

Логоритмика

*

*

Бег:

Врассыпную

*

Взявшись за руки парами

*

С ускорением и замедлением

*

*

На носках

*

Обычный бег

*

Лазание (ползание):

По наклонной доске

*

По гимнастической скамейке

*

*

Ползание в заданном направлении

*

*

Ползание через бревно

*

*

Метание:

Бросание мяча вперед из-за головы

*

*

Бросание мяча об пол, ловля двумя руками

*

*

Бросание мяча вверх, ловля двумя руками

*

*

Игры с фитболом

*

*

Прыжки:

Врозь-вместе на месте

*

*

На батуте  со страховкой

*

*

*

Через предметы

*

*

Прямой галоп

*

*

Равновесие:

Вращение

*

Ходьба по скамейке

*

*

Ползание на четвереньках по скамейке

*

*

Строевые упражнения:

В колонну по одному, самостоятельно

*

*

В колонну парами

*

В колонну за направляющим, к игрушке

*

Перестроение из шеренги в круг

*

Перестроение из круга в колонну

*

Перестроение шеренга - колонна

*

Подвижные игры:

С бегом

*

*

С прыжками

*

*

С метанием

*

*

С ловлей и увертыванием

*

Психогимнастика

*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Медико - педагогическое обследование физического развития детей с нарушениями осанки"

Статья - презентация иллюстрирующая обследование физического развития  детей дошкольного возраста....

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы по физическому развитию детей 3-8 лет ( в соответствии ФГОС дошкольного образования).

Рабочая образовательная программа по физическому развитию детей 3-8 лет ( в соответствии ФГОС дошкольного образования)....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5-7 ЛЕТ

АДАПТИРОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ  ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5-7 ЛЕТДошкольники с тяжелыми нарушениями речи отстают от нормально развивающихся детей в...

Физическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Физическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Физическое развитие детей с нарушением зрения

Физическое развитие детей с нарушением зрения...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5-7 ЛЕТ.

АДАПТИРОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ  ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5-7 ЛЕТ....