Игры на развитие слухового восприятия с неречевым материалом
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игры на развитие слухового восприятия с неречевым материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие слухового восприятия с неречевым материалом
- Постучим, погремим!
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Оборудование: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.
Ход игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее и т. п.
После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка.
- Найди такую же коробочку
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.
Оборудование: баночки с различными крупами.
Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.
Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
- Погремушки
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Оборудование: звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.
Ход игры: Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого можно организовать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.
- Весёлый Петрушка
Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.
Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.
Ход игры: Взрослый начинает игру с объяснения.
– Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки – повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!
Взрослый располагается за спиной ребенка на расстоянии 2–4 м. Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.
- Мишка и зайчик
Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.
Оборудование: барабан или бубен.
Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа.
– Давай поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я стучу в барабан медленно – ходи как мишка, когда стучу быстро – бегай (прыгай) быстро, как зайчик!
Повторите игру, меняя темп звучания барабана – медленный, быстрый – несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.
Игры на развитие слухового восприятия с речевым материалом
- Лягушка
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
- Слушай и выполняй
Цель. Развитие речевого слуха, понимания словесных инструкций и фразовой речи.
Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).
Описание игры. Вариант 1. Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (одно – пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.
Вариант 2. Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в группу, открой там шкаф», «Коля, подойди к столу, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.
- Лото
Цель. Развитие речевого слуха. Упражнение в правильном соотнесении слова с изображением предмета.
Оборудование. Любое детское лото («Играем и работаем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).
Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2-3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня …» - называет предмет.
В более упрощенном виде эта игра проводится на «Картинках малышам». Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: «У кого собака?» У кого окажется картинка с собакой, поднимает ее и называет.
Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.
- Запомни слова
Цель. Развитие речевого слуха и памяти. Накопление словаря.
Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.
- Покажи игрушку!
Цель: развитие речевого слуха – умения слушать слова.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2–3 метров от взрослого, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрослый объясняет задание:
– Сейчас я буду называть игрушки, а ты внимательно слушай. Постарайся найти игрушку, которую я назвал, и дай ее мне.
Это задание можно усложнять в следующих направлениях:
увеличивать набор игрушек (начиная от 2–3), помимо игрушек использовать различные предметы;
слова-названия игрушек могут усложняться, быть похожими по звуковому составу (вначале следует подбирать игрушки с простыми названиями, резко отличными по звуковому составу);
называть любые игрушки и предметы в комнате, в дальнейшем – во всей квартире;
менять силу голоса – произносить слова инструкции шепотом;
увеличивать расстояние между ребенком и вами;
произносить слова из-за ширмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития слухового восприятия
Игры для развития слухового восприятия...
Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНР
Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНРЦели:Коррекцион...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: Игра на развития слухового восприятия «Чей голосок»
Задачи:-развивать слуховое внимание ,речевой слух, остроту слуха Методические приемы: словесные, игровые. Предварительная работа: разучивание стихов, рассматривание животных, слушание голоса...
В рамках проекта "Речевой дворик"занятие "Развитие слухового восприятия на неречевых звуках". Провела: Азизова С.Г. 25.09.2018 г.
Старшая группа №3 "Почемучки" ДО 2....
Дидактические игры для развития слухового восприятия неречевых звуков
Развивать слуховое восприятие детей можно при помощи дидактических игр. Предлагаю игры, направленных на развитие восприятия неречевых звуков. Игры представлены в порядке усложнения...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках
Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...
Развитие слухового восприятия на неречевых звуках
Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия на неречевых звуках...