Мастер-класс по проекту "Сказочная Азбука"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
«Роль проектного метода в формировании грамматической компетенции детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_domnina.docx | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер-класса «Роль проектного метода в формировании грамматической компетенции детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи».
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, а это не возможно без владения грамотной речью.
О значимости формирования грамотности говорили многие ученые, такие как Б.Д. Эльконин, С.Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин, М.И. Попов и другие.[3] Они предлагали организовать практическую и игровую деятельность так, чтобы успех этой деятельности зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова. По моему мнению более глубоко, эти аспекты раскрываются в работе А. Н. Гвоздева. [4]
Для того, чтобы иметь представления о грамматической компетенции, необходимо рассмотреть понятие Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. «Грамматическая компетенция» - это знание грамматических элементов языка и умение ими пользоваться в процессе общения. [2]
Уважаемые коллеги, что по вашему мнению можно отнести к грамматическим элементам языка?
В теории А. Н. Гвоздева грамматика рассматривается как наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем» и держится на трех китах: словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, лицам, временам); синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов (соединение слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные); словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.
Уважаемые участницы, через какую деятельность и формы работы можно формировать грамматическую компетенцию?
А я ее формирую через сказку и поэтому в рамках этой проблемы в 2012 году разработан и апробирован проект «Сказочная азбука», который направлен на формирование каждого элемента, составляющего грамматическую компетенцию. Данный проект реализуется в образовательной деятельности путем составления с детьми книги сказок о букве.
Для реализации мною разработан четкий алгоритм сочинения сказок.
Первый шаг: дети рассматривают букву и определяют из каких элементов она состоит.
Шаг второй: составление ассоциативного ряда
- подбор ассоциаций к данной букве (труба, ворота, антенна);
- наделение буквы одушевленными качествами (красивая, добрая, вредная, злая).
Третий шаг: Сочинение сказки, опираясь на ассоциативный ряд.
- с помощью педагога (педагог начинает, дети придумывают конец).
- с помощью педагога (по наводящим вопросам).
- самостоятельно (коллективная сказка).
Процесс формирования умения составлять сказки, тоже носит поэтапный характер. На первом этапе с непосредственным участием педагога, на втором, с помощью педагога, на третьем самостоятельно, опираясь на собственный опыт. Эта сказка придумана самостоятельно, но существует проблема, однотипности сказок, которая решается за счет усложнения ассоциативного ряда, либо картинок.
Четвертый шаг: Зарисовывание сказки (иллюстраций)
Эффективность внедрения проектного метода, для формирования грамматической компетенции отслеживаю по мониторингу усвоения знаний образовательной области: «Речевое развитие». Данные контрольного обследования позволили нам выявить, что показатели «высокого» уровня развития речи увеличились на 18%, а с «низким» уменьшилось на 8%.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен алгоритм сочинения сказки.
Я вам предлагаю сочинить одну из таких сказок. Сказку о букве «Т».
-Давайте рассмотрим эту букву. Из каких элементов она состоит?
- На что она похоже?
- Какая она? (подбор одушевленных качеств).
ИНСТРУКЦИЯ. Теперь я вам предлагаю разделиться на две подгруппы. Начинать сказку буду я, вторая подгруппа будет составлять середину, а третья – конец, но не забывайте, что Т пройдет через всю сказку. Перед вами лежат опорные картинки, выберите одну из них, это поможет вам в составлении сказки. Составляют сказку.
Зарисуем иллюстрации к этой сказки, но условие, в рисунке должен четко просматриваться контур буквы и рисунок должен отражать любую сюжетную линию. Так как время у нас ограничено, попрошу, чтобы рисунок носил схематический характер.
А теперь я буду зачитывать сказку, а вы демонстрировать свои иллюстрации именно в тот момент, когда будет зачитываться фрагмент, который относиться именно к вашей иллюстрации.
У нас с вами получилась интересная сказка и подробные иллюстрации. Спасибо вам коллеги, а теперь мне хотелось бы продемонстрировать, ту книгу сказок, которую мы составили вместе с детьми.
Уважаемые участницы, мы с вами очень плодотворно поработали. А теперь попрошу ваше эмоциональное состояние и отношение к сегодняшней деятельности, отразить в смайликах и поместить нужный смайлик на магнитную доску, вокруг буквы Т, которая на нашем мастер-классе была главным героем.
Благодарю всех участников мастер-класса. Большое спасибо всем!
Список литературы
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2000.
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа).
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №28 «Жемчужинка»
муниципального образования г. Саяногорск
655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный мкр., дом 11, тел. 2-91-92, 2-37-11
Городские педагогические чтения
«ФГОС: от теории к практике с помощью комплекса
современных технологий системно - деятельностного подхода»
Мастер – класс
«Роль проектного метода в формировании грамматической компетенции детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи».
(с мультимедийным сопровождением)
Автор:
Домнина Екатерина Сергеевна
Учитель-логопед
г. Саяногорск, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: "Дорожная азбука"
Мастер-класс на тему: "Дорожная азбука"...
Мастер-класс для воспитателей "Веселая азбука"
Мастер-класс «Веселая азбука» для воспитателей подготовительной группы...
Мастер-класс для педагогов "Весёлая азбука"
Практический материал на закрепление образа буквы....
Мастер-класс для родителей «Веселая азбука» для детей с ОВЗ
Мастер-класс для родителей«Веселая азбука» для детей с ОВЗ...
Мастер-класс для родителей «Веселая азбука»
Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Веселая азбука»Цели: расширение контакта между педагогом и родителями; повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- сф...
Мастер-класс для педагогов "дорожная азбука"
Способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов....
Мастер класс для родителей " Весёлая азбука"
Методы и приёмы обучения дошкольников чтению в игровой форме...