Камешки Марблс
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В данной статье представлен опыт работы с детьми ОВЗ по внедрению нетрадиционного материала- камешки «Марблс». Их использование играет роль в познавательном развитии ребенка, а сущность занимательности составляет необычность и неожиданность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
egorova_e.a._kamushki_marbls.docx | 184.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной сферы у детей ОВЗ посредством камешек Марблс.
Егорова Е.А.,
педагог-психолог ГБОУ СОШ с. Курумоч СП «Детский сад «Белочка», Волжский район, Самарская область
Аннотация. В данной статье представлен опыт работы с детьми ОВЗ по внедрению нетрадиционного материала- камешки «Марблс». Их использование играет роль в познавательном развитии ребенка, а сущность занимательности составляет необычность и неожиданность
Дошкольный возраст – это время, когда закладывается фундамент личностной и познавательной сферы ребенка. Огромную роль в формировании ребенка играет развивающая психологическая работа педагога-психолога. Процесс воспитания и обучения не может проводиться без нее. Мелкая моторика, тактильные ощущения, ориентация на листе, мыслительные операции сенсорного восприятия (форма и цвет),– все это развивается в игре. В работе с ребенком нужно учитывать, что занятия должны носить игровой характер, быть динамичными, эмоционально приятными, неутомительными и разнообразными. Такое требование мотивирует к поиску нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием камешков Марблс.
Марблс – это сияющие стеклянные шарики различных форм, является «потомком» глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камешки сделаны в основном из стекла, но также могут быть из дерева, пластика, глины. Они имеют разнообразные цвета и оттенки, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Камешки Марблс помогают решать такие задачи, как расширение представлений детей об окружающей действительности, развитие внимания, памяти, мышления и воображения, чувства ритма, цвета, закрепление умения ориентироваться на плоскости, навыки порядкового и количественного счета, формирование сенсорных эталонов, мотивирование к обучению.
Игры с камнями марблс приобретают всю большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Несмотря на свою простату и доступность они вызывают большой интерес у детей.
Работая с детьми с овз и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Применение камешков на занятиях педагога-психолога позитивно отражается на качестве коррекции и обучения.
Не стоит забывать, что при работе с камешками Марблс нужно соблюдать определенные правила: гигиена рук, осторожность при игре, поскольку камешки хрупкие; игры должны проводиться под наблюдением взрослых, так как камешки небольшого размера, и нужно быть внимательными, чтобы ребенок случайно не проглотил камешек.
Все занятия эффективнее проводить индивидуально с каждым ребенком или в группах не более пяти человек. Игры и упражнения могут изменяться в зависимости от возраста и умения ребенка.
Игры и упражнения, применяемые в работе с детьми:
«Четвертый лишний». Нужно убрать лишнюю картинку в ряду, она может отличаться по форме, цвету, размеру.
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
«Цифра». Накладывание камушков на контур цифры, самостоятельно выложить цифру.
Цель: упражнять в счете, формировать и закреплять правильный образ цифры.
«Геометрическая фигура». Повторить контур фигуры с помощью камешек.
Цель: закрепление геометрических фигур.
Игра «Волшебный мешочек». Ребенок достает камешек любого цвета из мешочка и соотносит предмет с цветом, учась при этом правильно согласовывать слово-признак и слово-предмет: зеленый камешек – зеленый кабачок, лягушка; желтый камешек – желтый банан, желтое солнце, красный камешек – красное яблоко, красная клубника.
Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления
«Загадки». Ребенок камешками закрывает правильный ответ (отгадку).
Цель: развитие внимания
«Сухой бассейн». Нужно отыскать среди фасоли камешки, сначала левой рукой, потом правой, двумя руками, следом – закрытыми глазами.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
«Песочный сюрприз». Ребенку предлагается с помощью песка и камешек сделать сюрприз другу.
«Веселый счет». Предлагается посчитать и разложить по группам камней зеленого, синего, красного, желтого цвета.
Цель: формирование умения классифицировать предметы по цвету, упражнять в счете.
«Веселый диктант». По инструкции ребенок выполняет задание: положите красный камешек – в правый верхний угол, зеленый – в левый нижний угол, и так далее. Ребенок выполняетзадание с камешками в рамочке. Результат сверяем с карточкой.
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
«Волшебный цветок». Цветок выкладывается по собственному желанию ребенка и потом нужно рассказать, кому его можно подарить.
Цель: Развитие мелкой моторики, воображения.
«Домашние и дикие животные».
Ребенку даются картинки с животными, необходимо сначала закрыть тех животных, которые живут дома, потом в лесу.
Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления.
«Выложи по контуру». Дети выкладывают камешками геометрические фигуры по контуру.
Цель: развитие мыслительных операций
Благодаря данному материалу у детей овз стабилизируется эмоциональный фон, коррекционная работа проходит динамично, разнообразно, в интересной для них форме, а самое главное, эффективно.
В связи с увеличением обучающихся с множественными сложными нарушениями в развитии, педагогам необходимо искать новые методы и формы работы. Применение камушков Марблс – это одна из форм нетрадиционного обучения, интересная для детей, позволяющая работать в разных направлениях. Анализируя опыт работы с камешками Марблс, можно смело утверждать, что дошкольники становятся более общительными как со сверстниками, так и со взрослыми, имеют продвижения в развитии психических процессов, у многих повышается уровень познавательного развития.
Используемая литература.
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).
2.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2008.
3. Журнал «Дошкольная педагогика»- №8 (октябрь, 2015), Г. Б. Климанова. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста, стр. 29).
4.Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. – М., 2006. - №11.
5. . Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камешков «Марблс»
Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камешков «Марблс» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста...
"Блестящая математика: математические игры с камешками "Марблс"
Консультация для воспитателей дошкольных учереждений на тему "Блестящая математика с использованием камешков Марблс"....
«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...
Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...
Консультация для педагогов. Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста. Камешки Марблс что это такое?
Консультация для педагогов Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста....
Камешки Марблс как нетрадиционный материал в обучении детей. Знакомство родителей с камешками «Марблс»
Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаютс...
Картотека игр с камешками Марблс. Шаблоны для выкладывания. Сказки с использованием камешков Марблс
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком...