Развитие слухоречевой памяти у детей с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти информации, у каждого свой. У кого-то объем большой, у кого-то – достаточный, а у кого-то – незначительный. Слухоречевую память можно и нужно развивать! Предлагаю вам игры и задания для развития слухоречевой памяти дошкольников старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sluhorechevoy_pamyati.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухоречевой памяти у детей с ОВЗ

Порой детям требуется многократно больше повторов новых слов, чтобы их запомнить. Простое предложение из нескольких слов (не говоря уже о распространенных) дети с ОВЗ не в состоянии воспроизвести.

Благодаря многократному повторению слов в присутствии ребенка, а еще лучше и сопровождению слова действием малыш запоминает информацию. В дальнейшем львиную долю сведений дошкольник, школьник и студент будут получать через слуховой анализатор, попросту говоря – через уши. Часть информации будет запоминаться, сохраняться на некоторое время, длительное или краткое, а часть – просто забываться, стираться из памяти.

Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти информации, у каждого свой. У кого-то объем большой, у кого-то – достаточный, а у кого-то – незначительный. 

Слухоречевую память можно и нужно развивать! Предлагаю вам игры и задания для развития слухоречевой памяти дошкольников старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

«Паровозик»

Возьмите три листа бумаги, можно цветной, выложите в ряд. Напишите на каждом листе цифры слева направо: 1, 2, 3. Это вагоны. Слева от первого вагона можете разместить паровоз. Пусть ребенок вырежет его, приклеит колеса к паровозу и вагонам. Творчество всегда кстати! Поезд везет зверей (из числа имеющихся игрушек) или груз (любые предметы – крышка от бутылки, карандаш, мячик и т.д.). «Посадка» по вагонам – точно в соответствии с вашим списком, предъявленным ребенку на слух. Количество вагонов можете увеличить.

«Снежный ком»

Назовите любое слово. Ребенок должен повторить ваше слово и придумать свое. Затем снова ваша очередь. Вы повторяете свое слово и слово ребенка, добавляете свое слово, третье. Таким образом, количество слов нарастает как снежный ком, а объем слухоречевой памяти возрастает!

«Положи в ладошку слово»

Ребенок подставляет взрослому ладошку, в которую взрослый как бы кладет слова, одновременно дотрагиваясь до ладошки пальцами, сложенными щепотью (то есть имитируя подкладывание новых слов). Затем ребенок сжимает кулак, «запирает» его на ключик, а потом возвращает слова в ладошку взрослому. Полезным усложнением этой игры будет припоминание слов «из ладошки» по прошествии некоторого времени и даже на следующий день.

«Птица, зверь, имя»

Эта игра для 3 игроков и более. Педагог-ведущий по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Птица, зверь, имя, птица, зверь...» Тот игрок, на котором взрослый остановится произнося приговорку, должен быстро (пока взрослый считает до пяти) назвать зверя (в данном случае). Если игрок ответил правильно, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Игру можно изменять и называть, например, цветы, мебель, игрушки и т.п.

«Пары слов»

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка - молоко», «мальчик - машина», «стол - пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями. Например: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

«Запомни и повтори»

Детям предлагается послушать стихотворение и затем ответить, кто какой подарок принёс лисичке на день рождения.

День рожденья у лисички.

Прилетели две синички,

Подарили ей букет

И коробочку конфет.

Косолапый медвежонок

Преподнёс большой бочонок.

В нём полезный сладкий мёд.

Дятел шапку ей несёт

Ёжик притащил грибочек,

Страус-розовый платочек

А зелёный крокодил

Вкусный торт ей подарил.

Гости долго веселились.

С именинницей простились,

Разбежались по домам.

А коробки тут и там!

Надо разобрать подарки.

- Это кто платочек яркий

Мне сегодня преподнёс? -

Мучает лису вопрос.

Вспомнить лисонька не может.

Кто же в этом ей поможет?

Не ограничивайтесь этими играми. Придумывайте свои. Успехов в развитии памяти и речи!

Игры подготовил педагог-психолог Филиппова И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

краткий экскурс в теорию памяти.  формирование словаря у детей с ЗПР. Основные дидактические игры и упражнения, способствующие формированию слухоречевой и логической памяти у детей с ЗПР через ра...

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ...

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:1. «Магазин»Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их ко...

Развитие слухоречевой памяти ребенка.

Игры для развития слухоречевой памяти....

Развитие слухового гнозиса и слухоречевой памяти у детей с ОНР - 1 уровня

Для полноценного и правильного развития ребенка необходимо  чтобы ему было обеспечено разнообразие стимулов, вызывающих различные ощущения и производные от них более сложные реакции. Стимулы...

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при котором страдают лексические, грамматические, фонетические компоненты языковой системы. В консультации собрана...