Развитие слухоречевой памяти у детей с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти информации, у каждого свой. У кого-то объем большой, у кого-то – достаточный, а у кого-то – незначительный. Слухоречевую память можно и нужно развивать! Предлагаю вам игры и задания для развития слухоречевой памяти дошкольников старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sluhorechevoy_pamyati.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие слухоречевой памяти у детей с ОВЗ
Порой детям требуется многократно больше повторов новых слов, чтобы их запомнить. Простое предложение из нескольких слов (не говоря уже о распространенных) дети с ОВЗ не в состоянии воспроизвести.
Благодаря многократному повторению слов в присутствии ребенка, а еще лучше и сопровождению слова действием малыш запоминает информацию. В дальнейшем львиную долю сведений дошкольник, школьник и студент будут получать через слуховой анализатор, попросту говоря – через уши. Часть информации будет запоминаться, сохраняться на некоторое время, длительное или краткое, а часть – просто забываться, стираться из памяти.
Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти информации, у каждого свой. У кого-то объем большой, у кого-то – достаточный, а у кого-то – незначительный.
Слухоречевую память можно и нужно развивать! Предлагаю вам игры и задания для развития слухоречевой памяти дошкольников старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
«Паровозик»
Возьмите три листа бумаги, можно цветной, выложите в ряд. Напишите на каждом листе цифры слева направо: 1, 2, 3. Это вагоны. Слева от первого вагона можете разместить паровоз. Пусть ребенок вырежет его, приклеит колеса к паровозу и вагонам. Творчество всегда кстати! Поезд везет зверей (из числа имеющихся игрушек) или груз (любые предметы – крышка от бутылки, карандаш, мячик и т.д.). «Посадка» по вагонам – точно в соответствии с вашим списком, предъявленным ребенку на слух. Количество вагонов можете увеличить.
«Снежный ком»
Назовите любое слово. Ребенок должен повторить ваше слово и придумать свое. Затем снова ваша очередь. Вы повторяете свое слово и слово ребенка, добавляете свое слово, третье. Таким образом, количество слов нарастает как снежный ком, а объем слухоречевой памяти возрастает!
«Положи в ладошку слово»
Ребенок подставляет взрослому ладошку, в которую взрослый как бы кладет слова, одновременно дотрагиваясь до ладошки пальцами, сложенными щепотью (то есть имитируя подкладывание новых слов). Затем ребенок сжимает кулак, «запирает» его на ключик, а потом возвращает слова в ладошку взрослому. Полезным усложнением этой игры будет припоминание слов «из ладошки» по прошествии некоторого времени и даже на следующий день.
«Птица, зверь, имя»
Эта игра для 3 игроков и более. Педагог-ведущий по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Птица, зверь, имя, птица, зверь...» Тот игрок, на котором взрослый остановится произнося приговорку, должен быстро (пока взрослый считает до пяти) назвать зверя (в данном случае). Если игрок ответил правильно, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Игру можно изменять и называть, например, цветы, мебель, игрушки и т.п.
«Пары слов»
Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка - молоко», «мальчик - машина», «стол - пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями. Например: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.
«Запомни и повтори»
Детям предлагается послушать стихотворение и затем ответить, кто какой подарок принёс лисичке на день рождения.
День рожденья у лисички.
Прилетели две синички,
Подарили ей букет
И коробочку конфет.
Косолапый медвежонок
Преподнёс большой бочонок.
В нём полезный сладкий мёд.
Дятел шапку ей несёт
Ёжик притащил грибочек,
Страус-розовый платочек
А зелёный крокодил
Вкусный торт ей подарил.
Гости долго веселились.
С именинницей простились,
Разбежались по домам.
А коробки тут и там!
Надо разобрать подарки.
- Это кто платочек яркий
Мне сегодня преподнёс? -
Мучает лису вопрос.
Вспомнить лисонька не может.
Кто же в этом ей поможет?
Не ограничивайтесь этими играми. Придумывайте свои. Успехов в развитии памяти и речи!
Игры подготовил педагог-психолог Филиппова И.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
краткий экскурс в теорию памяти. формирование словаря у детей с ЗПР. Основные дидактические игры и упражнения, способствующие формированию слухоречевой и логической памяти у детей с ЗПР через ра...
Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ...
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:1. «Магазин»Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их ко...
Развитие слухоречевой памяти ребенка.
Игры для развития слухоречевой памяти....
Развитие слухового гнозиса и слухоречевой памяти у детей с ОНР - 1 уровня
Для полноценного и правильного развития ребенка необходимо чтобы ему было обеспечено разнообразие стимулов, вызывающих различные ощущения и производные от них более сложные реакции. Стимулы...
Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при котором страдают лексические, грамматические, фонетические компоненты языковой системы. В консультации собрана...