Сообщение «Использование ориентировочно-исследовательской деятельности в развитии детей с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике
Сообщение «Использование ориентировочно-исследовательской деятельности в развитии детей с ОВЗ» раскрывает вопросы развития познавательной деятельности, мышления и кругозора детей с проблемами в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_orientirovochno.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»
Отделение РНОУФВ
Сообщение на методическом объединении по теме:
«Использование ориентировочно-исследовательской деятельности в развитии детей с ОВЗ»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Крепких Марина Вячеславовна
Кашира, 2020г.
- Использование ориентировочно-исследовательской деятельности
- в развитии детей с ОВЗ.
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Когда мы говорим о познавательной активности, то мы подразумеваем любознательность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание себя и окружающего мира. Ребенок, играя, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи и зависимость. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопросы.
Что же делать, если ребенок имеет значительное отставание в познавательном развитии? В этом случае необходима комплексная коррекционно-развивающая помощь, направленная на всестороннее развитие ребенка.
И в этом может помочь метод проблемного обучения, которое и способствует развитию у детей ориентировочно-исследовательской деятельности, т.е. умению исследовать, изучать предметы окружающего мира и ориентироваться в пространстве и предметном материале.
Проблемное обучение – такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Для большинства детей с нарушением интеллекта, ЗПР, аутистическими расстройствами характерны помимо позднего речевого развития грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы.
Характерными недостатками когнитивного развития являются низкая познавательная активность и соответственно недостаточный уровень развития познавательной деятельности. Специалисты отмечают, что дети с особенностями психофизического развития с огромным трудом усваивают предлагаемый специалистом материал. Таким образом, можно говорить, что именно с такими детьми и необходимо проводить коррекционную работу в данном направлении.
Использование проблемных ситуаций:
Проблемные ситуации могут быть различными:
- по содержанию
- по уровню проблемности.
Могут создаваться на всех этапах процесса обучения:
- при объяснении
- закреплении
- контроле.
Цель работы: познание свойств и отношений, окружающих ребенка предметов в процессе их восприятия в ходе опыта собственных действий с предметами и в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности.
Задачи:
1) формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение;
2) формирование представлений об использовании вспомогательных средств в решении проблемной практической ситуации;
З) формирование метода целенаправленных проб как основного способа решения наглядно-действенных задач;
4) определение причинно-следственных зависимостей.
Существуют следующие формы организации проблемного обучения:
- Проблемный вопрос
- Проблемная задача
- Проблемная ситуация
Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знаний, а поиск ответа на основе рассуждения. Побуждение детей к сравнению, обобщению и выводам осуществляется с помощью проблемных вопросов.
Вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это простой вопрос.
Вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемная задача: дети должны найти решение на поставленный в задаче вопрос (пример).
Проблемная ситуация – сложная форма проблемного обучения, при которой у детей возникают затруднения из-за нехватки знаний.
Решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельную деятельность ребенка;
- проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющейся у него информации;
- формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений, если необходимо с использованием жестов и мимики;
- проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении.
Педагогами разработана большая картотека проблемных ситуаций для детей разного возраста на основе стихов, сказок, рассказов детских писателей и знакомых мультфильмов. Они могут быть использованы в различных видах деятельности.
Разработан цикл занятий по изучению основных лексических тем и развитию наглядных форм мышления и ориентировочно-исследовательской деятельности у детей.
Адресаты: дети с тяжелыми множественными нарушениями, актуальный уровень интеллектуального развития которых соответствует раннему и младшему дошкольному возрасту.
1. «Игрушки”.
2. «Человек и части тела.
З. «Семья и знакомые». 4. «Предметы обиходного характера”.
5. «Ориентировка в помещении и пространстве”. Другие предметы окружающего мира.
Данные особенности построения объясняются определенными причинами. Начинать коррекцию целесообразно на материале игрушек, т. к. прежде всего предметы игрушек позволяют специалисту наладить контакт с ребенком. Далее разделы работы строятся по усложнению, исходя из особенностей освоения ребенком окружающего мира. Так, ребенок чаще всего общается с людьми—с членами семьи и знакомыми, поэтому второй раздел работы посвящен темам «Семья и знакомые, «Человек. Части тела». С предметами обиходного характера ребенок сталкивается ежедневно, в процессе игры и изучения окружающего. Поэтому в следующем разделе работы раскрываются темы: «Пища», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель». И наиболее сложный для усвоения ребенком является раздел «Ориентировка в помещении и пространстве» и ознакомление с другими предметами окружающего мира.
Прежде всего, на начальном этапе работы надо научить детей подражать действиям взрослого и использовать предметы, имеющие фиксированное назначение: стул, ложка, чашка, мяч, карандаш, веревка, ножницы, лейка, музыкальные игрушки и др..
Во II раздел включены игры-упражнения, в процессе которых детей знакомят с проблемными практическими ситуациями, учат анализировать эти ситуации и использовать предметы-заместители.
На данном этапе работы необходимо не только дать детям представление о применении вспомогательных средств и орудий, но и обеспечить перенос полученных представлений на разнообразные ситуации.
III раздел составляют игры-упражнения, в ходе которых у дошкольников формируются способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи либо ситуации, а также метод проб как основной способ решения наглядно - действенных задач.
В IV разделе объединены игры на определение причинно-следственных зависимостей.
Определение причины нарушения привычного хода явления уже есть элемент логического мышления, хотя и проявляется в практическом плане.
Развивая ориентировочно-познавательную деятельность ребенка, необходимо также активно формировать основные функции его речи. Только комплексный подход позволяет сформировать взаимосвязь между действием и словом, помогает развить достаточную речевую и познавательную активность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение к педсовету "Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"
quot;Использование проектной технологии в математическом развитие детей среднего дошкольного возраста"...
Сообщение для воспитателей на тему «Интеллектуальное развитие детей через экологическое воспитание».
На протяжении учебного года, дети учатся наблюдать и делать простейшие выводы. Взрослым следует способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюд...
Сообщение из опыта работы "Художественно- эстетическое развитие детей"
Описание опыта рабты по теме....
Презентация опыта: Организация экспериментирования как основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельностидетей дошкольного возраста на базе лаборатории «Хочу всё знать»
Педагогический опыт работы по теме: Организация экспериментирования как основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности...
Сообщение на круглый стол «Социально-личностное развитие детей среднего дошкольного возраста» 2018
Социальное развитие дошкольников - это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребёнок учится учит...
Сообщение на тему «Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей дошкольного возраста»
Развитие творческих способностей при помощи продуктивной деятельности играет большую роль для интеллектуального развития дошкольника. Они связаны между собой и активизируют работу друг друга. Чем боль...
Сообщение из опыта работы на ГТГ "Развитие детей раннего возраста" на тему «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность....