«Основные подходы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
консультация по коррекционной педагогике

Основные подходы  коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время педагогам дошкольных образовательных учреждений все чаще приходится работать с детьми с ограниченными возможностям здоровья, в том числе,  с детьми с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, мышление, внимание, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых возрастных норм данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_podhody_k_provedeniyu_korr_raboty_s_detmi_s_zpr.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Основные подходы  коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Составила:

учитель-дефектолог

Нищенкова Оксана Вениаминовна  

г. Энгельс  2021

Основные подходы  коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время педагогам дошкольных образовательных учреждений все чаще приходится работать с детьми с ограниченными возможностям здоровья, в том числе,  с детьми с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, мышление, внимание, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых возрастных норм данного возраста.

Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

1.Биологического характера:

-различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.);
- недоношенность ребенка;
- родовые травмы;
- различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.);
- мозговые травмы.
2.Социально-психологического характера:

- ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
- дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д;
- искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.
В основе ЗПР лежат и биологические,  и социальные причины.

Можно выделить четыре основные группы детей с ЗПР

1.Дети с относительной сформированностью психических процессов, но сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.

2.Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально- органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенного происхождения и с осложнённой формой психофизического инфантилизма.

3.Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но с достаточной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально- органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, мышления).

4.Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, обнаруживающих первичную дефицитность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ее программирования, регуляции и контроля.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

1)Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций (память, мышление, внимание, эмоционально-волевая сфера). При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления (наглядно - действенного, наглядно-образного, логического), памяти, внимания (непроизвольного, произвольного), восприятия.

2) Сенсомоторное развитие (это развитие  восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве) -  составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций. Важным условием для полноценного сенсомоторного развития детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды: сенсорно-стимулирующего пространства; сенсомоторного уголка в группе; качественная подборка дидактических игр и пособий.

Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей. Важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки, задания для развития мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, развития зрительного восприятия.

3)Развитие познавательной деятельности предполагает: развитие сферы образов — представлений; стимуляция мыслительной активности; формирование пространственно-временных представлений; развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; развитие творческих способностей. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности.

Предоставить ребенку возможность действовать неоднократно в одних и тех же условиях, многократно повторять пройденный материал, т.к. эти дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности.

4) Не продолжать занятие после наступления утомления. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения. Обращать внимание ребенка на положительный итог его работы.
Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, используйте  церемонию «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы – сделать акцент ребенку на том, что лучше всего у него получилось. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
5)Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. Развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативных проявлений, других отклонений в поведении; формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

6) Развитие речи и коммуникативной деятельности, коррекция их недостатков предполагает: целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей); создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико -фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения; стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками.

Также следует учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Поэтому при работе с детьми этой категории индивидуальная работа должна вестись параллельно с коллективными видами деятельности.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме,  с учетом индивидуальных особенностей ребенка - это повышает познавательный интерес, формирует произвольные формы поведения, повышает энергетику и активность ребенка. Происходит  развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления.

Задача педагогов - объяснять родителям необходимость и важность коррекционной работы с ребенком с ЗПР (в том числе и в домашних условиях), что позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.

В условиях специально организованного обучения дети с задержкой психического развития способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, поэтому родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

Подготовила  учитель – дефектолог  Нищенкова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития".

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увели...

Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (или как часто можно встретить сокращение ЗПР) – это нарушение темпов развития, когда одна или несколько из высших психических функций (внимание, память, мышление,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

. Проблема сохранения здоровья детей остается важной во все времена, особенно она, является актуальной в отношении детей с ОВЗ. Здоровье сберегающие   технологии взаимосвязаны и перекликаютс...

Коррекционная-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье раскрывается проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, формы и методы коррекционного воздействия, а также принцыпы воспитания и обучения детей с проблемами в развитии....

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.

В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время педагогам дошкольных образовательных учреждений все чаще приходится работать с детьми с ограниченными возможностям здоровья, в том числе, с детьми с задержкой психического развития.З...