Картотека игр для детей с ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Габак Мария Ивановна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_detey_s_ovz.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие внимания

Упражнение «Построй дорожку»

 Цель: развитие устойчивости внимания. Содержание: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо: а) все треугольники (круги, квадраты); б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

 Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания.

Упражнение «Определи на ощупь»

Цель: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета.

Содержание: на столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы. Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами

 Упражнение «Найди игрушку»

 Цель: развить память, внимание, аналитические способности.

Содержание: завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.

Содержание: посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад.

Игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики рук

Упражнение пальчиковая гимнастика «Цепочка»

 Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Содержание: Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Упражнение «Мозаика»

Цель: самомассаж кистей и пальцев рук. Содержание: соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика.

Упражнение «Пластилинография»

Цель: снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук.

Упражнение «Шнуровка»

 Цель: развитие мелкой моторики пальцев, учить завязывать шнурки.

Упражнение с бумагой.

 Цель: учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.

Упражнение «Штриховка» Цель: укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца приучать ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учить усидчивости.

Пальчиковая игра «Колечко"

 Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Кулак - ребро – ладонь» Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз.

Игра «Зеркальное рисование»

Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, фигуры

Игра «Ухо – нос»

Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.

Упражнения на коррекцию фонетико-фонематическим недоразвитие речи

Упражнение «Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ»

Цель: выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. - рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ); - намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз); - поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

Упражнение «Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ»

Цель: выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. - рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ); - намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз); - поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук»

Цель: Различение звуков.

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук»

Упражнение на определение места звука в словах (начало, середина, конец).

Упражнение «Слушай и выбирай» Упражнение «Верно – неверно» Упражнение «Подбери рифму»

Упражнение «Повтори слоговой ряд»

 Цель: различение сходных между собой по звучанию слов

Игры и упражнения на развитие мышления

Игра «Дружные фигурки»

Цель: развить образное мышление, произвольную память. Развивающая среда: бумага, карандаш. Содержание: Нарисуйте на листе бумаги круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры. Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много

Игра «Нужные вещи»

 Цель: знакомить с многофункциональностью некоторых вещей Содержание: С показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт? Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» — «Рисовать, для постового, для флажка».

Игра "Делим - собираем"

Цель: учить вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу) Содержание: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, — машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.

Игра "Заколдованные сказки"

Цель: развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение Развивающая среда: кружочки разного размера и цвета.

 Содержание: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь Играем наоборот: стул — спинка, ножки, сиденье. Телефон — кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?. Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, — попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет. Покажите часть предмета — ребенок должен определить, что это такое. заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка. Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки — ищите в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра»

Игра «Пригласим на день рождения»

 Цель: учить соотносить группы предметов по их количеству, развивать наглядно—образное мышление Развивающая среда: бумага, карандаш. Содержание: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия. Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

Игра «Дает корова …»

 Цель: развивать внимание, память. Развивающая среда: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.). Содержание: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Как же их отличить?»

Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

 Развивающая среда: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги). Содержание: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Игра «Сравнение величин»

 Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление. Развивающая среда: широкая и узкая полоски бумаги, кубики. Содержание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека игр для детей по тее "домашние птицы" для детей 3-4 лет

Подборка игря для детей с нарушением зрения 3-4 лет по теме "Домашние птицы"...