Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах по теории Леонтьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №62 «ЖУРАВУШКА»

ДОКЛАД

на тему:

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах»

Подготовила:

Педагог-психолог Иванова О.Ю.

г. Таганрог

2021 г.

Тема: «Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах»

Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.

Усвоение родной речи происходит в строгой закономерности и характеризуется рядом возрастных особенностей, а также черт общих для всех детей.

Знание закономерностей речевого развития необходимо:

- для того, чтобы вовремя заметить отклонения в речевом развитии

- для диагностики нарушения речи

- для построения правильной коррекционно-развивающей работы.

Классификация А.Н. Леонтьева выдвигает 4 этапа становления речи детей:

  1. Подготовительный до 1 года
  2. Преддошкольный до 3 лет
  3. Дошкольный до 7 лет
  4. Школьный от 7 до 17 лет

  1. Подготовительный. Подготовка к овладению речи.

Развивается система психической деятельности, которая связана с формирование речи. Появляются голосовые реакции – крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений речевого аппарата.

 К 2-3 месяцам крик обогащается интонацией, ребенок прислушивается к интонации вокруг. В 4-5 месяцев появляется активный лепет и агуканье. В этот период активно развивается АУТОЭХОЛАЛИЯ – это явление возникает только у детей с сохранным слухом. Ребенок способен повторять один слог при этом он себя внимательно слушает. К 7-8 месяцам дети начинают адекватно реагировать на слова, жесты. В это время начинает развиваться умение соотносить звуковой образ слова с его предметом в конкретной ситуации.

Первые слова появляются к году.

  1. Преддошкольный (от 1 до 3 лет)

Этап становления активной речи.

У ребенка появляется интерес к артикуляции взрослого. Потребность общения глаза в глаза. Много и охотно пытается повторить, но слова еще совершены. Первые слова носят обобщенный характер (одним словом могут обозначать несколько предметов или действий).

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Сроки ее появления зависят от генетической программы развития ребенка, состояние слуха, условия воспитания.

Если 2,5 годам ребенка не формируется элементы связанной речи, считается, что темп его речи начинает отставать от нормы развития.

На третьем году жизни возникает способность к словотворчеству.

Таким образом словарный запас к 1,6 года составляет 10-15 слов. К концу второго года жизни около 300 слов. К 3-м годам около 1000 слов. (это примерное количество слов, разные ученые выдвигают разное количество)

  1. Дошкольный (3-7лет)

После 3х лет активно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном развитии должна быть сформирована к 5 годам. К 5-6 годам у ребенка увеличивается словарный запас речи до 3-4 тыс. слов. Продолжается формирование связанной речи. К 7 годам ребенок употребляет слова с переносным значением, полностью овладевает разговорно-бытовым стилем речи.

  1. Школьный (от 7 до 17 лет)

Период сознательного усвоения речи т.е. овладевать звуковым анализом в полном объёме. Усваивает грамматические правила, построения высказываний. Кроме этого письменная речь играет ведущую роль.

Вывод:

Для того, чтобы процесс речевого развития протекал своевременно правильно, необходимы следующие условия:

  1. Ребенок должен быть психически и соматически здоров.
  2. Иметь нормальные умственные способности.
  3. Иметь полноценный слух и зрение.
  4. Обладать достаточной психической активностью.
  5. Иметь потребность в общении.
  6. Иметь полноценное речевое окружение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь человека  - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми  богатствами родного языка.Детский сад - это первая ступень системы образования, и...

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Кнсультация для родителей. Может быть полезна и воспитателям. Содержит описание особенностей речевог развития детей младшего и старшего дошкольного возраста в норме, наиболее частые проблемы, пути их ...

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Данное сообщение содержит материал о развитии речи детей в возрасте от 4 до 7 лет. Материал можно использовать в работе с родителями и педагогами ДОУ....

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Возрастыне особенностиразвития речи  детей дошкольного возраста...

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Усвоение ребенком родного языка проходит в определённой последовательности.Для того чтобы вовремя заметить отклонения в этом процессе, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка.Кр...

Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах

Презентация, дающая наиболее полное представление, раскрывающее теорию Леонтьева об особенностях развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах...

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...