Особенности Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
статья по коррекционной педагогике

Наталья Васильевна Хайтембитова

Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnost.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

        В последнее время вследствие широкой распространённости синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.

Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.

Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

        СДВГ сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения.

        Дети с СДВГ имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определённые условия:

  • Обеспечение родителями и педагогами эмоционально-нейтрального развития и обучения;
  • Соблюдение режима, достаточное время для сна;
  • Обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;
  • Соответствующая медикоментозная поддержка;
  • Разработка индивидуальной помощи ребёнку со стороны невролога, психолога, педагога (дефектолога, логопеда, учителя), родителей.

        Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми будет успешна только при условии понимания проблем своего ребёнка родителями. Психологи и педагоги должны помочь родителям осознать, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.

 Предлагаем вашему вниманию практические рекомендации для родителей детей с СДВГ. В программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
  • проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребёнка не являются умышленными;
  • контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
  • не давайте ребёнку категорических указаний, избегать слов «нет» и «нельзя»;
  • стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой _ завышенных требований к ребёнку;
  • реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за проступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  1. Изменение психологического микроклимата в семье:
  • уделяйте ребёнку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
  1. Организация режима дня и места для занятия:
  • установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнять задание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизора;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  1. Специальная поведенческая программа:
  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать бальную или знаковую систему, для маленьких детей – картинки, наклейки;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребёнка;
  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребёнку приступить к выполнению задания. Так как для него это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.

Выполнение данных рекомендаций является важной частью комплексной коррекционной работы с детьми с СДВГ и, наряду с когнитивной коррекцией будет способствовать более быстрому достижению положительного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Виды СДВГ кратко.Условия проведения коррекционной деятельности.Игры, способствующие коррекции проявлений СДВГ....

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Особенности Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени....

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: причины, классификация, характерные особенности»

Консультация для родителей:Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.Проявляется такими симптомами, ка...

Особенности Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

      Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми будет успешна только при условии понимания проблем своего ребёнка родителями. Психологи и педагоги должны помочь род...

Методическая разработка. «Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...