Памятка для педагогов "Параметры возрастных особенностей детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Памятка предназначена для педагогов ДОУ и для родителей дошкольников. Чтобы понять мотив того или иного действия , поступка дошкольника, необходимо знать, что им движет, какую потребность он закрывает. Что интересует ребенка в каждом определенном возрасте, какая ведущая потребность, что является нормой для каждого возраста, а где необходимо подумать о дополнительном развитии малыша...В данном памятке коротко написаны параметры возрастных особенностей детей от 3 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов «Параметры возрастных особенностей детей дошкольного возраста»
Психологические особенности детей 3-4 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношение со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания | Экспериментирование. Конструирование. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми. |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм. |
Психологические особенности детей 4-5 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразование возраста |
|
Возрастные особенности детей 5 -6 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов. |
Память | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение | Развитие творческого воображения. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | 1.Планирующая функция речи. 2.Предвосхищение результата деятельности. 3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). |
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении в и самоутверждение |
Ведущая функция | Общение со сверстниками, осознания своего «Я» |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые игры |
Отношения со взрослыми | Ситуативно - деловое + ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов. |
Память | Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Воображение | Развитие творческого воображения стереотипности образов. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания |
Новообразования возраста |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....

Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление и способы решения проблем, п...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Материал полезен для родителей, которые желают видеть особенности своего ребёнка, понимать к чему стремиться и чего не нужно добиваться от ребёнка того или иного возраста....
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...

Памятки для родителей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
Памятки для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"...
- Мне нравится (3)