Соматогнозис
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Что такое соматогнозис. К чему приводит нарушение схем тела. Игры для коррекции соматогнозиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
somatognozis.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Соматогнозис — восприятие собственного тела. Многие специалисты говорят о том, что современные дети имеют ряд особенностей, которые выделяют их на фоне нескольких поколений предшественников. Признанный факт: психофизиологическое развитие детей в настоящее время происходит иначе, чем полвека назад. У подавляющего большинства отмечается нарушение восприятия собственного тела, незрелый детский соматогнозис. В частности, специалистам нередко приходится сталкиваться с проблемами в развитии моторики и сенситивности (недостаточно развитой способностью ощущать, различать и реагировать на воздействие со стороны внешних раздражителей).
Недоразвитие соматогнозиса у детей проявляется в недостаточном восприятии собственного тела (проблемы с навигацией и затрудненное удержание вертикального положения), что часто приводит к различным травмам и чревато нарушениями осанки. Также от родителей и педагогов поступают жалобы на то, что ребенок слышит просьбы и обращения только после многократного повторения. Это, как правило, быстро истощаемые дети, у которых не хватает внутренних ресурсов продуктивно присутствовать на занятии — быть внимательными и сосредоточенными достаточное количество времени. Они не могут в полной мере пользоваться своим, нередко богатым, интеллектуальным потенциалом — феноменальной памятью, прекрасным воображением, логическим мышлением. Они не успевают за темпом и объемом предъявляемых требований. Нарушенный соматогнозис у детей приводит к тому, что они не оказываются готовы к предлагаемым школами программам обучения.
Наиболее часто детский соматогнозис сопровождается следующими нарушениями восприятия:
- восприятие телесной и, главным образом, глубокой (протопатической) чувствительности;
- вестибулярное (зачастую — гравитационное) восприятие;
- зрительное восприятие у нормально видящих детей;
- слуховое восприятие у нормально слышащих детей.
По мнению специалистов, именно глубокая чувствительность является основой для восприятия человеком себя как отдельно взятого существа. При ее несформированности или каких-либо нарушений у ребенка не происходит полноценное развитие мотивации и чувства внутреннего «я». Поскольку накопление опыта собственных достижений не происходит (когда результат ощущается как «я сделал это сам»), запаздывает или не развивается способность к избирательности по отношению к людям и окружающим предметам. Ребенок не понимает, что для него главное, а что — второстепенное, к чему необходимо стремиться, а от чего — отказываться. Что мы видим? Многие современные дети плохо понимают самих себя и свои проблемы, им приходится прикладывать куда больше усилий для построения отношений с людьми.
Нарушение соматогнозиса у детей приводит к компенсаторному формированию множества, как кажется на первый взгляд, «лишних», но необходимых движений рук и ног — ребенок испытывает потребность в постоянном движении, чтобы чувствовать себя. Подобное поведение, вкупе с вышеописанными проблемами, обеспечивает ребенку диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). При нарушенном восприятии таза и нижних конечностей появляются раскачивания всем телом; при нарушении восприятия плечевого пояса и рук — размахивания, потряхивания руками и т.д. Нарушенное восприятие лицевой мускулатуры сопровождается излишними мимическими движениями. Что нередко расценивается, как тики неврологического, а иногда и психиатрического генеза.
Предлагаем перечень несложных и забавных упражнений, которые помогут ребенку научиться ориентироваться в схеме собственного тела.
«Дотронься»
Взрослый дотрагивается до какой-нибудь части тела ребенка, который без опоры на зрение показывает и называет ее.
Дотронуться можно по-разному: сильно и слабо, погладить или ущипнуть, потереть сухим или мокрым полотенцем и пр. При этом ребенок должен отразить в своем ответе это свойство, признак или название предмета, которым его касались. Например: «Вы дотронулись до моего левого локтя мехом».
Желательно отработать задание сидя, стоя, лежа на животе и на спине, т.е. в разных плоскостях.
Можно проводить игру с закрытыми глазами, отрабатывать не только крупные части тела, но и минимальные области (т.е. дотрагиваться пальцем/ ногтем до брови, пупка, подбородка, точки на стопе, спине и пр.).
Можно использовать игрушки (куклу, мишку и др.) и показывать части тела на них.
Усложненные варианты:
Коснитесь своего тела и попросите ребенка показать этот участок на себе, назвать его.
Дотроньтесь до нескольких частей своего тела спереди и попросите ребенка показать их на вашем же теле с другой стороны.
«Левый — правый»
Просите ребенка дотрагиваться правой рукой до правых частей тела, затем левой до левых, потом правой рукой до левых частей тела и наоборот. Например, правой рукой до правого уха; левой рукой до правого колена и т.п.
Усложненные варианты:
Добавляем сложные и более мелкие части тела, такие как: затылок, межбровка, кисть, пятка и т.д.
Вводим перекрест: правой рукой дотронуться до левого плеча. Дотронуться правым локтем до правого уха.
«Предметы»
Сначала нужно рассмотреть и потрогать разные предметы (шерстяная варежка, резиновая перчатка, пробковая полоска, бархатная бумага, кусок вельвета, железная пластинка и пр.). Затем дотрагиваться ими до спины и других частей тела ребенка, который должен узнавать и называть их.
«Волшебный мешок»
Положите вместе с ребенком в мешочек небольшие предметы (ключ, кольцо, монету, орех, камень, игрушечку и пр.). Ребенок на ощупь должен определить и назвать каждую вещь. Вытаскивать предметы нужно то правой рукой, то левой.
Можно просить ребенка найти такой же предмет во втором мешочке.
«Наклейки»
Необходимо взять наклейки и проговаривая каждую часть тела наклеивать ребенку на ухо, на лоб, на нос и т.д. За тем просим ребенка наклеить вам на названные части тела. Либо «наклей так же как и у тебя.» Сними наклейку с уха, с ноги и т.д.
Наклеиваем наклейки на тело ребенка и просим снять с себя все наклейки. Цель: чтобы ребенок почувствовал все места на теле, где есть наклейки.
Усложненные варианты:
Вводим понятие право и лево. Просим наклеить мне на правую руку. Учим понятию зеркальность.