Консультация для родителей Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте
консультация по коррекционной педагогике
Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_roditelyam.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения
для нейропсихологической коррекции
в детском возрасте
Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод без медикаментозной помощи и коррекции в детском возрасте, при отдельных видах психических нарушений таких, как гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д... Она не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.
Нейропсихологическая коррекция — что это такое?
Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.
Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.
Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге.
Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить специалистов для консультации, если у малыша:
- имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
- логопедические нарушения, задержка речи;
- нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
- проблемы общения;
- заторможенность или гиперактивность;
- низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
- проблемы с освоением письма, чтения, счета.
К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.
Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:
- зеркально пишет;
- пропускает буквы;
- переставляет части слов при письме;
- имеет проблемы с переключением;
- плохо концентрирует внимание;
- не любит рисовать;
- запинается, быстро утомляется;
- присутствуют тики или навязчивые движения;
- рассеян;
- имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
- мало ползал.
Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:
- задержки речевого развития, недоразвитость речи;
- задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
- гиперактивность и дефицит внимания;
- аутизм;
- минимальные мозговые функции;
- недоразвитость мозгового тела;
- эмоциональные и умственные нарушения.
Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин.
Компоненты нейрокоррекции в детском возрасте
В детском возрасте применяют две методики коррекции:
- двигательную;
- когнитивную.
Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.
Обратите внимание! Чтобы мотивировать малыша, все нейропсихологические занятия с детьми проводятся только в игровой форме. Курс нейропсихологической гимнастики должен составлять не менее 20 занятий, а длительность одного из них 40-80 мин. в зависимости от возраста.
Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного возраста
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.
Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.
Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.
По следующим примерам легко понять, что такое нейропсихологическая коррекция, упражнения ее представлены ниже.
«РЕЧКА-БЕРЕГ»
Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.
- Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
- Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Взрослый предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
- В первой части игры взрослый в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
- Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.
Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.
«МАМА-РОБОТ»
Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.
- Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.
- Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.
Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.
Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.
Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.
«МУХА»
Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.
После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ «КОРРЕКТОР»
В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.
Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.
Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей
«МОЛЧУ — ШЕПЧУ — КРИЧУ»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
П одобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.
«ПРИКОСНОВЕНИЯ»
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.
К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.
Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?»
В представленной консультации акцентируется внимание родителей на возможные проблемы, возникающие у детей при работе с компьютером.Даются рекомендации, при помощи которых ребенок будет познавать компь...
Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?»
Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей компьютеризации. Компьютер дома – это уже не роскошь, а необход...
Консультация для родителей Тема: « Особенности любознательности детского возраста: советы родителям»
Консультация для родителей Тема: « Особенн...
Консультация для родителей: "Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?"
Проблемы возникающие при длительном использовании ребенком компьютера. Возможные плюсы компьютерных игр. Рассказать об особых правилах, чтобы компьютер не представлял угрозы для ребенка....
Консультация для родителей. Профилактика туберкулёза в детском возрасте.
Туберкулёз является чрезвычайным опасным заболеванием!!!!!...
Консультация для родителей "Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред? "
Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Ребенок должен играть в игры, но можно ли читать компьютерные игры полезным занятием для дет...