Артикуляционная гимнастика
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Уважаемые родители! Важным условием произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть им. Если этого умения нет и нарушено звукопроизношение, необходимо проводить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика – это выполнение специально подобранных упражнений подвижными речевыми органами (губами, нижней челюстью, языком) с целью тренировки и совершенствования их мышц.
Упражнения артикуляционной гимнастики знакомят детей с органами речи (губы, зубы, язык), мышечными ощущениями при их движении, подготавливают ребенка к выполнению самостоятельных упражнений и правильному произношению звуков.
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в специальные комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 57.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
Уважаемые родители! Важным условием произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть им. Если этого умения нет и нарушено звукопроизношение, необходимо проводить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика – это выполнение специально подобранных упражнений подвижными речевыми органами (губами, нижней челюстью, языком) с целью тренировки и совершенствования их мышц.
Упражнения артикуляционной гимнастики знакомят детей с органами речи (губы, зубы, язык), мышечными ощущениями при их движении, подготавливают ребенка к выполнению самостоятельных упражнений и правильному произношению звуков.
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в специальные комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.
1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата:
Открой окошко.
Цель. Вырабатывать умение широко открывать рот.
Описание. Открыть рот и удерживать его широко открытым под счет от 1 до 10 5-10 раз.
Методические указания.
1. Следить, чтобы рот не закрывался.
Наказать непослушный язык.
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звук «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении приоткрытом рте под счет от одного до 5-10.
Методические указания.
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет откланяться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Сделать язык широким (лопаточка)
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».
Забор.
Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук «и») Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
Трубочка.
Цель. Выработать движение губ вперед.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ).
Почистим зубы.
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания.
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Слоник.
Цель. Тренировать мышцы губ.
Описание. Зубы сомкнутые, губы вытягиваются в длинный «хоботок» и выполняются причмокивающие движения, как бы слоник пьет.
Методические указания.
1. Следить, чтобы зубы были сомкнуты, губы сомкнуты и, как можно больше, вытянуты вперед (1-2 мин.).
Орешек.
Цель. Укреплять боковые края языка и мышцы губ.
Описание. Губы плотно сомкнуты, зубы приоткрыты, выполняем движения языком, в результате которых, язык поочередно упирается то в левую, то в правую щеку, темп выполнения умеренный (1-2 мин.).
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы не размыкались, и язык с силой упирался в щеку, выпячивая ее в сторону.
Надуем шарик.
Цель. Укреплять мышцы губ и щек, развивать речевое дыхание.
Описание. Губы плотно сомкнуты, зубы приоткрыты, воздух из легких уходит в щеки и не выходит наружу, щеки надуваются как «воздушный шарик» и удерживается в этом положении под счет от 1 до10 5-10 раз.
Часики
Цель. Укреплять боковые края языка.
Описание. Приоткрыть рот улыбнуться высунуть язык вперед и выполнить им движение от левого угла рта к правому и наоборот, соблюдая ритм маятника (тик-так).
Методические указания.
1. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Язык должен касаться углов рта.
3. Язык должен двигаться над верхней губой, не касаясь ее и нижних зубов, а так же, не уходя в глубь рта.
2.Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.
Загнать мяч в ворота.
Цель. Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания.
1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами
2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Кто дальше загонит мяч?
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не звук «х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Качели.
Цель. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков, в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Насос.
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука «с». (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная.)
Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук «с» (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратите внимание на то, что при произнесение звука «с» язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
Киска сердится.
Цель. Формирование умения удерживать язык в положении необходимом для постановки звука [с].
Описание. Улыбнуться, открыть рот, передний край широкого языка приклеить за нижние зубы, удерживать в таком положении под счет от 1 до 10 5-10 раз.
Методические указания.
1. следить, чтобы губы были в улыбке.
2. Следить, чтобы рот не закрывался.
3. следить, чтобы приклеенный язык не вываливался вперед и находился в спокойном положении.
3.Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков.
Грибок
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать широкий язык всей плоскостью к небу.
( Язык будет напоминать тонкую «шляпку грибка», а растянутая подъязычная связка его «ножку».) Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Методические указания
1. Губы должны быть в положение «улыбка».
2. Боковые края языка должны быть плотно прижаты,
ни один из боковых краев не должен опускаться.
3. При каждом последующем повторении упражнения необходимо шире открывать рот.
Вкусное варение.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки, которое он понимает при произнесение звука «ш».
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык на верх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются краев рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».
Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Гармошка.
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку)
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка0, губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания.
1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были не подвижны.
2. Открывать и закрывать рот удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Фокус.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по середине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так , чтобы боковые края его были прижаты а по середине языка был желобок, и сдуть ватку положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была не подвижна.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; по середине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Качели.
Цель. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков, в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Чашечка.
Цель. Укреплять боковые края языка, вырабатывать верхний подъем языка и умение удерживать язык в форме чашечки.
Описание. Губы вытянуть в «широкую» трубочку, рот открыть достаточно широко и язык сделать в форме чашечки (ковшика), удерживать язык в форме чашечки под счет от 1 до10 5-10 раз.
Методические указания.
1. Следить, чтобы рот не закрывался.
2. Следить, чтобы губы находились в положении широкой трубочки, боковые края языка приподняты вверх, язык не касается нижних зубов и нижней губы.
4.Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука [л].
Качели.
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «л» с гласными «а», «ы», «о», «у».
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Индюк.
Цель. Вырабатываем подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким переднем краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Методические указания.
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Пощелкать кончиком языка.
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх .
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.
1. упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. если у ребенка пощелкивать не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку»а потом вернуть к этому упражнению.
4. следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Пароход гудит
Цель. Выработать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произнести звук «ы» (как гудит пароход).
Методические указания.
1. Следить, чтобы корень языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Беззвучно пощелкать кончиком языка.
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесение звука «Л».
Описание. Ребенок производит те же движения что и в «лошадке», только беззвучно.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были не подвижны, упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в неба за верхними зубами, не высовываясь изо рта.
5.Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука [р].
Маляр.
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Грибок
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать широкий язык всей плоскостью к небу.
( Язык будет напоминать тонкую «шляпку грибка», а растянутая подъязычная связка его «ножку».) Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Методические указания.
1.Губы должны быть в положение «улыбка».
2.Боковые края языка должны быть плотно прижаты,
ни один из боковых краев не должен опускаться.
3.При каждом последующем повторении упражнения необходимо шире открывать рот.
Вкусное варение.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки, которое он понимает при произнесение звука «ш».
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1.Следить чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык на верх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются краев рта.
3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».
Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Гармошка.
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку)
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка0, губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания.
1.Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были не подвижны.
2.Открывать и закрывать рот удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
3.Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Фокус.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по середине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так , чтобы боковые края его были прижаты а по середине языка был желобок, и сдуть ватку положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1.Следить, чтобы нижняя челюсть была не подвижна.
2.Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; по середине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается можно слегка придержать язык.
3.Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Барабанщики.
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д»: д-д-д. Сначала звук «д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания.
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлопающим
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она не будет откланяться.
Приклей конфетку
Цель. Укрепить мышцы языка, отработать подъем языка вверх.
Описание. Положить широкой кончик языка на нижнюю губу, на самый край языка положить тонкий кусочек ириски. Приклеить кусочек конфетки к небу за верхние зубы.
Методические указания.
1. Работает только язык.
2. Нижняя челюсть не подвижна.
3. Рот открыт не шире чем 1,5-2 см.
4. Если нижняя челюсть участвует в выполнение движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка с боку между коренными зубами.
5. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Чашечка.
Цель. Укреплять боковые края языка, вырабатывать верхний подъем языка и умение удерживать язык в форме чашечки.
Описание. Губы вытянуть в «широкую» трубочку, рот открыть достаточно широко и язык сделать в форме чашечки (ковшика), удерживать язык в форме чашечки под счет от 1 до10 5-10 раз.
Методические указания.
3. Следить, чтобы рот не закрывался.
4. Следить, чтобы губы находились в положении широкой трубочки, боковые края языка приподняты вверх, язык не касается нижних зубов и нижней губы.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а все занятие – 10-12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо не для того, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
Упражнения вырабатываются ребенком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние зубы, прикасаясь кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает теплую воздушную струйку на ладошку.
Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отрабатывать с ним данное движение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...