Статья "Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Шустрова Елена Андреевна

Характеристика понятия "ЗПР", причины, классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

 Характеристика понятия «задержка психического развития», причины, классификация.

Первое клиническое описание детей с задержкой психического развития связано с именем немецкого психоневролога Хоффмана. Ещё в 1845 году он обратил внимание на детей с дефицитом внимания и двигательной расторможенностью (В.В. Ковалев).

В работах отечественных врачей и педагогов конца 19 – начала 20 века упоминаются дети «с пониженным общим развитием», «слабоодаренные», «умственнонедоразвитые, находящихся по уровню своего развития между умственно отсталыми и нормальными детьми» (А.Н. Грабов, В.П. Кащенко). Авторы подчеркивали и нарушения внимания, памяти, «моторную неусидчивость» или, наоборот, общую заторможенность у этой категории детей.

В международной классификации болезней десятого пересмотра Всемирной Организации Здравоохранения (МКБ-10) задержка психического развития обозначается как  «специфические расстройства развития школьных навыков».

Лебединский В.В. в книге «Нарушение психического развития в детском возрасте» дает следующее определение: задержку психического развития относят к одному из видов дизонтогенеза, при котором наблюдается замедленный темп формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Замедление темпа психического развития ребенка обычно диагностируется в старшем дошкольном возрасте. Описаны основные проявления детей с несформированной готовностью к школьному обучению: недостаточность общего запаса знаний; ограниченность представлений об окружающей действительности; преобладание игровых интересов; быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности.

При ЗПР отмечается так называемая мозаичная картина нарушения, при которой одни психические функции остаются сохранными, а другие – существенно отстают по возрастным срокам своего развития.

Поведение таких детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4 – 5 лет, т.е. разница в 2 – 3 года. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии; игровая деятельность  у них тоже недостаточно сформирована. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.

Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также  в низкой речевой активности.

Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, длительные неблагополучные  условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже – генетического характера.

Во второй половине 20 века отечественными специалистами предлагались различные клинические подходы для классифицирования детей с временным отставанием в психическом развитии и затруднениями в школьном обучении.

Наиболее распространенной является классификация К. С.Лебединской:
    1. задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и, наоборот, у детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

  2. задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.
Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.
 
  3. задержка психического развития психогенного происхождения.    Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

4. задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причины – различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.
Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом. В формировании ЗПР церебрально-органического генеза значительная роль принадлежит и нарушениям познавательной деятельности, обусловленным недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью.

Обобщая результаты исследований, можно сделать вывод о том, что задержка психического развития у детей проявляется в замедленном созревании эмоциональной и волевой сфер, в недостаточном развитии мотивации и познавательной деятельности, обусловливая возникновение общих и специфических трудностей в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

консультация для воспитателей групп с задержкой психического развития. Что такое ЗПР., основные группы, особенности развития....

Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения :артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие,звкопроизношение,лексика, звуковой анализ, грамматический строй речи....

Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития....

Консультация. "Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития".

quot;Психологические особенности детей дошкольного возраста с  задержкой психического развития"....