Статья "Опыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Арт-терапия"
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Алексеева Наталья Сергеевна

В статье представлен опыт работы по песочной, тканевой и цветотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_.art-terapiya.docx597.57 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям в детском саду.

Арт -терапия.

"Чтоб здоровье сохранить,

Нужно ярко жизнь прожить!

Обеспечить позитив, комфорт,

На общение всегда держать упор".

(Н.Алексеева)

Основная задача этих технологий–обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

В арт-терапии существует огромное множество направлений. Кроме того, все еще появляются новые и новые. Среди основных направлений можно назвать следующие:

Изотерапия, мандалотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, 

сказкотерапия, тканевая терапия, библиотерапия, куклотерапия коллажирование, тестопластика и т.д.

В работе с детьми чаще всего используются такие направления арт-терапии, как песочная терапия, сказкотерапия. Элементы этих методов часто применяют в своей работе воспитатели и психологи в детском саду,  логопеды, коррекционные педагоги.

Внедрение песочной терапии в традиционную образовательную организованную деятельность, дает большой воспитательный и образовательный эффект.

Я решила поделиться  своим опытом работы по арт -терапии. Начну с песочной терапии.

"А поиграть в песочнице–

Вот это удовольствие!

Просеять, закопать, потопать,

Узор составить и ладошкой по песку похлопать!"(Н.Алексеева)

У меня в группе есть несколько песочниц, но с разным наполнением. Одна - классическая, юнгианская, с голубыми бортами и дном; в качестве наполнителя используется песок. Другие песочницы -это пластмассовые невысокие контейнеры и подносы. Наполнителями для них являются манка, мелкая соль и кинетический песок. Конечно, кроме всего прочего, обязательно необходим набор игрушек по разной тематике: транспорт, деревья, люди, животные, сказочные персонажи, а также природный материал, формочки, совочки и т.д.

Какой результат работы нас ожидает?

1. Желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Дети надолго запоминают материал, проигранный в подобных играх.

2.В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

3.В играх с песком более гармонично и интенсивно развивается все познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, а также речь .

4. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем

способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков

ребёнка.

5. Обогащается сенсорный опыт детей.

6. Формируются элементарные математические представления.

7. Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и

взрослыми, тем самым стабилизируется эмоциональное состояние детей, снижается тревожность.

Все это способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности дошкольников. Посмотрите, с каким неподдельным интересом мои воспитанники создают различные сюжеты для игр, выкладывают узоры, оставляют отпечатки и, конечно, в игре познают окружающий мир.

LmA84mW8NtY.jpgB7YaGfRNjjQ.jpgcMi1s8O-_9w.jpgnjW6zV88qYQ.jpg4ClCkmxA6w4.jpg

Продолжаю знакомить вас, коллеги, с ещё одним направлением арт -терапии - цветотерапией.

"Жизнь цветная и живая

Всех нас окружает!

Почему вода цветная?

Что всего красивее бывает?" (Н.Алексеева)

Цветотерапия - эффективное средство сохранения здоровья и работоспособности. Развитие познавательных процессов с использованием цветотерапии идёт через дидактические игры, словесные игры, физминутки,  фольклор, художественную литературу.

В результате использования элементов цветотерапии с детьми дошкольного возраста:

  • корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности
  • снимается эмоциональное напряжение и тревожность
  • повышается речевая активность
  • развивается мелкая моторика
  • формируется правильное речевое дыхание и артикуляция
  • повышается уровень обучаемости, улучшается внимание

Цветотерапию могут использовать в ДОУ:

  • учитель -логопед
  • медицинская сестра
  • педагог -психолог
  • воспитатели
  • педагог по ИЗО
  • музыкальный работник

Познакомлю  вас с  интересными играми по этому направлению арт -терапии.

Словесные:

"Разноцветная литература"01lab2m5j1228787398.jpgydAJ9OCS_280.jpg

1_280.jpg

Детям предлагается вспомнить произведения литературы, в названиях которых встречается цвет. (например, В. П.Катаев "Цветик - семицветик", В.А.Осеева "Синие листья", Д.Н.Мамин -Сибиряк "Серая шейка" и т.д.)

"Угадай героя произведения"

Детям предлагаются картинки с изображением героя в цвете(золотая рыбка, золотой петушок и т.д) или  цветного предмета, растения и т.п из произведения(красная шапочка, аленький цветочек, синие листья и т.д.)

"Фразеологизмы"

Дети с помощью взрослых узнают значение, толкование  известных словосочетаний.(например,"Розовые очки"). Можно также  в этой игре предложить ребятам картинки, на которых цветом этот фразеологизм изображён.

JxzBEKijVA4.jpg              FTbV9BR6Ncc.jpg                hm-3FW2XjzU.jpg                zUf-Zx-Gj5I.jpg

"Розовые очки"           "Белая ворона"             "Тоска зелёная"             "Голубая мечта"

Дидактические игры

oQQuywUxjFM.jpgMCntxhfQia4.jpg

"Разноцветные физминутки"

Перед началом разноцветных физкультминуток эффективно использовать сюрпризный момент — появление «гостя», то есть куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета. Сначала дайте детям возможность досыта насладиться цветом, а потом уже предлагайте упражнения. Предлагаю, в качестве примера, одну из цветных физминуток.

Зелёная физкультминутка

Воздействие зелёного создает в организме ощущение мира и равновесия, недаром мы так замечательно себя чувствуем на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем приток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство обновления и безопасности.

Зелёная толстушка

Здесь сидеть мне неохота (Движения головой к левому-правому плечу, руки на поясе.)

Лучше прыгну я в болото.

(Прыжки на месте.)

Я— зелёная толстушка,

(Хлопок в ладоши.)

Все зовут меня... лягушка.

Ещё одно из направлений арт -терапии – тканевая терапия.

Основная задача тканевой арт-терапии–это развитие воображения и творческого мышления с помощью выкладывания разнообразных тканевых картин, расширение эстетического и сенсорного опыта.  

Требования к тканям:

  • разного размера
  • разной фактуры
  • разной цветовой гаммы
  • разной геометрической формы
  • однотонные и цветные
  • разного уровня целостности (целое и с дырками или надорванные)
  • выглаженные и мятые
  • чистые и с пятнами
  • прозрачные и плотные
  • натуральные и синтетические
  • блестящие и матовые
  • имеющие выровненные края или оборванные случайным образом
  • специальные (платочки, шарфы) или простые тканевые отрезки 

К вспомогательным материалам в тканевой арт-терапии относятся:

 булавки, пуговицы, ленты, липучки, разного рода бусинки, тесьма, кружево, шнурки, помпоны и т.д.

А ещё при знакомстве с тканевой терапией рекомендую использовать тактильные дощечки для знакомства с фактурой ткани.

_NrvjUPZvB8.jpg

Надо отметить, что детям и взрослым очень нравится работать с тканью. Каждый раз получается что -то новое! Картины из ткани получаются удивительные, приходится включать воображение, а за счёт вспомогательных материалов получаются просто шедевры!

"Ну, что такое тряпочка простая?

Тесёмочка, салфетка и платок?

Картина получается такая:

Завидовал бы даже Васнецов!"(Н.Алексеева)

EhA5dmEqUNg.jpgaZX1m5f8gDE.jpgfO-j_G4MaPw.jpgUpyNHgeNv28.jpgQXCev5sfviE.jpg

qxampntkMeI.jpgqdLEl1Qhubs.jpgJwCgZUeuwpA.jpgzOwdOfwQdEc.jpgLpbEuQyLnBE.jpgeagneqUFHmg.jpg

"В арт -терапии много направлений.

И каждое довольно интересно.

Внесём в работу новых изменений,

Вам информацией владеть полезно!" (Н.Алексеева)

Материал подготовлен воспитателем  ГБДОУ №9 Алексеевой Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования  фундамента физичес...

Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми.

Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьмию.Арт-терапевтическая работа с детьми одна из форм психодогического сопрорвождения, позволяющая решать комплекс...

Здоровьесберегающие /коррекционные технологии в группе для детей с нарушениями речи

Использование здоровьесберегающих (коррекционных) технологий на логопедических занятиях в группе для детей с нарушениями речи...

Проект с использованием здоровьесберегающей коррекционной технологии - сказкотерапия "Играем в сказку"

Цель проекта: совершенствование нравственных качеств дошкольников посредством сказкотерапии....

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих (коррекционных) технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

В связи с введением ФОП в дошкольное образование можно сделать вывод, что необходимо внедрять новые формы образовательного процесса и изменить его содержание. В современных условиях раз...

Опыт работы "Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ"

Опыт работы"Здоровьесберегающие образовательные технологиив коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ"...