Статья "Опыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Арт-терапия"
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье представлен опыт работы по песочной, тканевой и цветотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_.art-terapiya.docx | 597.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям в детском саду.
Арт -терапия.
"Чтоб здоровье сохранить,
Нужно ярко жизнь прожить!
Обеспечить позитив, комфорт,
На общение всегда держать упор".
(Н.Алексеева)
Основная задача этих технологий–обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
В арт-терапии существует огромное множество направлений. Кроме того, все еще появляются новые и новые. Среди основных направлений можно назвать следующие:
Изотерапия, мандалотерапия, музыкотерапия, песочная терапия,
сказкотерапия, тканевая терапия, библиотерапия, куклотерапия коллажирование, тестопластика и т.д.
В работе с детьми чаще всего используются такие направления арт-терапии, как песочная терапия, сказкотерапия. Элементы этих методов часто применяют в своей работе воспитатели и психологи в детском саду, логопеды, коррекционные педагоги.
Внедрение песочной терапии в традиционную образовательную организованную деятельность, дает большой воспитательный и образовательный эффект.
Я решила поделиться своим опытом работы по арт -терапии. Начну с песочной терапии.
"А поиграть в песочнице–
Вот это удовольствие!
Просеять, закопать, потопать,
Узор составить и ладошкой по песку похлопать!"(Н.Алексеева)
У меня в группе есть несколько песочниц, но с разным наполнением. Одна - классическая, юнгианская, с голубыми бортами и дном; в качестве наполнителя используется песок. Другие песочницы -это пластмассовые невысокие контейнеры и подносы. Наполнителями для них являются манка, мелкая соль и кинетический песок. Конечно, кроме всего прочего, обязательно необходим набор игрушек по разной тематике: транспорт, деревья, люди, животные, сказочные персонажи, а также природный материал, формочки, совочки и т.д.
Какой результат работы нас ожидает?
1. Желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Дети надолго запоминают материал, проигранный в подобных играх.
2.В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
3.В играх с песком более гармонично и интенсивно развивается все познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, а также речь .
4. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем
способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков
ребёнка.
5. Обогащается сенсорный опыт детей.
6. Формируются элементарные математические представления.
7. Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и
взрослыми, тем самым стабилизируется эмоциональное состояние детей, снижается тревожность.
Все это способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности дошкольников. Посмотрите, с каким неподдельным интересом мои воспитанники создают различные сюжеты для игр, выкладывают узоры, оставляют отпечатки и, конечно, в игре познают окружающий мир.
Продолжаю знакомить вас, коллеги, с ещё одним направлением арт -терапии - цветотерапией.
"Жизнь цветная и живая
Всех нас окружает!
Почему вода цветная?
Что всего красивее бывает?" (Н.Алексеева)
Цветотерапия - эффективное средство сохранения здоровья и работоспособности. Развитие познавательных процессов с использованием цветотерапии идёт через дидактические игры, словесные игры, физминутки, фольклор, художественную литературу.
В результате использования элементов цветотерапии с детьми дошкольного возраста:
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности
- снимается эмоциональное напряжение и тревожность
- повышается речевая активность
- развивается мелкая моторика
- формируется правильное речевое дыхание и артикуляция
- повышается уровень обучаемости, улучшается внимание
Цветотерапию могут использовать в ДОУ:
- учитель -логопед
- медицинская сестра
- педагог -психолог
- воспитатели
- педагог по ИЗО
- музыкальный работник
Познакомлю вас с интересными играми по этому направлению арт -терапии.
Словесные:
"Разноцветная литература"
Детям предлагается вспомнить произведения литературы, в названиях которых встречается цвет. (например, В. П.Катаев "Цветик - семицветик", В.А.Осеева "Синие листья", Д.Н.Мамин -Сибиряк "Серая шейка" и т.д.)
"Угадай героя произведения"
Детям предлагаются картинки с изображением героя в цвете(золотая рыбка, золотой петушок и т.д) или цветного предмета, растения и т.п из произведения(красная шапочка, аленький цветочек, синие листья и т.д.)
"Фразеологизмы"
Дети с помощью взрослых узнают значение, толкование известных словосочетаний.(например,"Розовые очки"). Можно также в этой игре предложить ребятам картинки, на которых цветом этот фразеологизм изображён.
"Розовые очки" "Белая ворона" "Тоска зелёная" "Голубая мечта"
Дидактические игры
"Разноцветные физминутки"
Перед началом разноцветных физкультминуток эффективно использовать сюрпризный момент — появление «гостя», то есть куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета. Сначала дайте детям возможность досыта насладиться цветом, а потом уже предлагайте упражнения. Предлагаю, в качестве примера, одну из цветных физминуток.
Зелёная физкультминутка
Воздействие зелёного создает в организме ощущение мира и равновесия, недаром мы так замечательно себя чувствуем на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем приток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство обновления и безопасности.
Зелёная толстушка
Здесь сидеть мне неохота (Движения головой к левому-правому плечу, руки на поясе.)
Лучше прыгну я в болото.
(Прыжки на месте.)
Я— зелёная толстушка,
(Хлопок в ладоши.)
Все зовут меня... лягушка.
Ещё одно из направлений арт -терапии – тканевая терапия.
Основная задача тканевой арт-терапии–это развитие воображения и творческого мышления с помощью выкладывания разнообразных тканевых картин, расширение эстетического и сенсорного опыта.
Требования к тканям:
- разного размера
- разной фактуры
- разной цветовой гаммы
- разной геометрической формы
- однотонные и цветные
- разного уровня целостности (целое и с дырками или надорванные)
- выглаженные и мятые
- чистые и с пятнами
- прозрачные и плотные
- натуральные и синтетические
- блестящие и матовые
- имеющие выровненные края или оборванные случайным образом
- специальные (платочки, шарфы) или простые тканевые отрезки
К вспомогательным материалам в тканевой арт-терапии относятся:
булавки, пуговицы, ленты, липучки, разного рода бусинки, тесьма, кружево, шнурки, помпоны и т.д.
А ещё при знакомстве с тканевой терапией рекомендую использовать тактильные дощечки для знакомства с фактурой ткани.
Надо отметить, что детям и взрослым очень нравится работать с тканью. Каждый раз получается что -то новое! Картины из ткани получаются удивительные, приходится включать воображение, а за счёт вспомогательных материалов получаются просто шедевры!
"Ну, что такое тряпочка простая?
Тесёмочка, салфетка и платок?
Картина получается такая:
Завидовал бы даже Васнецов!"(Н.Алексеева)
"В арт -терапии много направлений.
И каждое довольно интересно.
Внесём в работу новых изменений,
Вам информацией владеть полезно!" (Н.Алексеева)
Материал подготовлен воспитателем ГБДОУ №9 Алексеевой Н.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".
В настоящее время большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования фундамента физичес...
Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми.
Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьмию.Арт-терапевтическая работа с детьми одна из форм психодогического сопрорвождения, позволяющая решать комплекс...
Здоровьесберегающие /коррекционные технологии в группе для детей с нарушениями речи
Использование здоровьесберегающих (коррекционных) технологий на логопедических занятиях в группе для детей с нарушениями речи...
Проект с использованием здоровьесберегающей коррекционной технологии - сказкотерапия "Играем в сказку"
Цель проекта: совершенствование нравственных качеств дошкольников посредством сказкотерапии....
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих (коррекционных) технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
В связи с введением ФОП в дошкольное образование можно сделать вывод, что необходимо внедрять новые формы образовательного процесса и изменить его содержание. В современных условиях раз...
Опыт работы "Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ"
Опыт работы"Здоровьесберегающие образовательные технологиив коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ"...