Работа с детьми с ОВЗ в детском саду по ФГОС
статья по коррекционной педагогике
Особенности работы с детьми с ОВЗ в детском саду. Рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с детьми с ОВЗ в детском саду по ФГОС | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми с ОВЗ в детском саду по ФГОС
ФГОС – это набор единых стандартов, принятых на государственном уровне и регулирующих образовательные процессы.
При работе с детьми с особенностями развития в дошкольных учреждениях применяются следующие принципы:
- Поддержание стремления и желания получать знания
- Использование индивидуального подхода к обучению
- Поддержка социального взаимодействия среди малышей
- Сохранение индивидуального подхода при совместных занятиях
- Всестороннее развитие в максимально возможном объеме
- Отслеживание динамики развития малыша
- Взаимодействие с семьями воспитанников на всех этапах обучения
Индивидуальные программы по обучению детей с ОВЗ включают:
- трудовую дисциплину
- восприятие мира и понимание личности крохи в этом мире
- оздоровительное воспитание
- ознакомление с правилами личной гигиены
- воспитание любви к спорту
- знакомство детей с правами человека
- духовное развитие и выявление творческих способностей
- развитие способностей детей к самоанализу
- формирование интереса к познанию и изучению
- обучение навыкам самообслуживания и самостоятельности
- развитие любознательности
- корректировка речевых нарушений детей
Адаптационный период в детском саду
Адаптационный период в детском саду даже для здоровых детей часто проходит с негативными проявлениями. Образовательное учреждение для малышей с особенностями развития и вовсе кажется совершенно новым, незнакомым и пугающим миром. Поэтому очень важно, чтобы отношения в нем были дружелюбными, способствующими максимальному раскрепощению и развитию детей.
Обычно на преодоление адаптационного периода необходимо около 2 месяцев, после чего на смену приходит начало применения реабилитационной программы.
В соответствии с ФГОС, специализированные детские сады и их сотрудники могут самостоятельно разрабатывать и внедрять программы по обучению малышей с ОВЗ.
Особенности комплексного сопровождения детей с ОВЗ
Для успешного обучения малыша с ограниченными возможностями здоровья необходима совместная помощь следующих специалистов:
воспитателей;
логопедов;
дефектологов;
терапевтов;
психологов;
массажистов и др.
Положительными сторонами комплексного подхода в обучении детей с ОВЗ являются:
- единство образовательных, коррекционных и воспитательных задач
- воспитание самостоятельности малышей, повышение познавательной активности с опорой на личный опыт детей
- выявление и использование в максимальной степени резервов психического развития каждого ребенка
- разнообразие методов и дидактического материала в работе различных специалистов
- последовательность в обучении и систематичность в закреплении новых навыков и умений
- достижение успеха на каждом занятии как способ стимуляции обучения
Немаловажную роль играет помощь родителей в обучении своих детей, имеющих особенности здоровья. Педагоги детского сада должны проводить постоянную работу с мамами и папами воспитанников в виде семинаров, консультаций и бесед, направленных на ознакомление со способами развития крох в домашних условиях, в свободное время.
Работа с родителями детей с ОВЗ
Родители детей с ОВЗ могут испытывать следующие психологические трудности при воспитании:
- нарушение взаимоотношений в семье
- неприятие личности малыша
- страх ответственности за ребенка с отклонениями
- неправильные формы общения с чадом
- отказ от признания проблемы со здоровьем у крохи
- ограничение круга общения семьи
Воспитатели, в ходе взаимодействия с родителями, должны выявить данные проблемы и направить все усилия для их разрешения.
Помните! Каждому малышу с ограниченными возможностями здоровья родители должны стать еще и экспертами и главными педагогами.
Воспитатели детского сада проводят разнообразные консультации с мамами и папами детей, задачами таких бесед являются:
- оказание профессиональной помощи крохам в домашних условиях в вопросах воспитания и образования
- предотвращение возникновения вторичных нарушений развития
- совместное определение методов обучения каждого ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями
- определение интервалов труда и отдыха, для исключения переутомлений, в детском учреждении и дома
- подготовка и вовлечение родителей в образовательный процесс для наиболее успешной реализации коррекционной программы
Для установления контакта воспитателей с близкими людьми малышей проводятся беседы, анкетирование, опросы, родительские собрания, дни открытых дверей, детские праздники и развлечения с участием родственников, родительские часы, открытые занятия, оформляются стенды с информацией и тематические выставки с детскими работами. Наиболее эффективными являются индивидуальные консультации.
Участие родителей в образовательной деятельности ребенка стимулирует и вдохновляет близких, помогает осваивать новые методы общения в семье, приводит в соответствие возможности малыша и требования родителей к нему, при этом формируется активная позиция и адекватная самооценка крохи.
Формирование правильной оценки физического и психического состояния, а также повышение просвещенности родителей в области воспитания ребенка с ОВЗ помогает детям лучше усваивать полученный на занятиях материал, проявлять заинтересованность к новым знаниям, а близким людям принимать более активное участие в обучающем процессе.
Обучение детей с ОВЗ в детском саду
К основным направлениям коррекционной работы с детьми с ОВЗ относятся:
- Развитие физического здоровья. Специалист по лечебной или физической культуре (ЛФК) разрабатывает для каждого ребенка индивидуальную программу занятий и упражнений, направленных на устранение или поправление имеющихся дефектов.
Физкультура оказывает всестороннее благоприятное воздействие:
- вырабатывает силу воли;
- помогает детям принимать самостоятельные решения;
- воспитывает активную позицию в жизни;
- делает ребенка сильнее и выносливее во всех отношениях;
- учит выходить из сложных ситуаций самостоятельно.
- Социально-коммуникативное воспитание. Детям с особенностями развития очень важно научиться элементарным бытовым вещам и самообслуживанию для дальнейшей успешной социализации.
- Познавательное развитие. Для обучения ребенка исследованию окружающего мира применяют различные методы и приемы, подходящие конкретному малышу с определенным психическим и физическим здоровьем.
- Художественно-эстетическое воспитание. Малыши с ОВЗ очень восприимчивы к искусству, музыке и всему красивому. Для развития навыков общения с товарищами и взрослыми, мелкой моторики и работы с различными материалами с детьми проводят занятия по лепке, конструированию, рисованию, музыке и т.д.
Сотрудники детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья
Сотрудниками детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья являются воспитатели высшей категории, прошедшие специальное обучение и ознакомленные с методами работы с такими малышами и способами корректировки нарушений в их развитии.
Перед составлением индивидуального плана обучения ребенка проводятся беседы, как с малышом, так и с его родителями, тщательно изучают медицинскую карту малыша, обследуют психическое и физическое состояние крохи.
Обучение в детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья является полностью бесплатным.
Социализация детей с ОВЗ в детском саду
Социализация любого ребенка возможна только при общении с другими людьми.
Дети с ОВЗ в детском саду. Одной из главных задач социализации детей с ограниченными возможностями здоровья для педагогов является вовлечение малышей в коллектив.
В ходе общения со сверстниками и взрослыми у ребенка формируются:
- характер, развиваются личностные качества;
- новые необходимые умения и знания, нормы этики и морали;
- духовные ценности;
- речевые навыки;
- любовь к учебе и знаниям, к труду;
- образцы поведения в обществе;
- собственные взгляды и убеждения.
У малышей с ОВЗ возможны различные проблемы с привыканием к новому стилю общения в садике, требованиям, режиму дня, социальным контактам. В ходе адаптации у детей могут проявляться неадекватные поведенческие реакции, понижение самооценки, усиление тревожности по причине неуверенности в себе и собственных силах, а также отсутствия самостоятельности.
Но при совместных усилиях педагогов и родителей постепенно достигается успешная адаптация малышей.
В первые 3 года жизни ребенок получает 60-70% всех знаний об окружающем их мире! Поэтому очень важно для малыша своевременно получить необходимые знания и умения. Для воспитания и развития малышей с ОВЗ педагогам необходима специальная подготовка, образование и огромное желание помогать таким малышам. При совместных усилиях специалистов и родителей дети с ограниченными возможностями здоровья добиваются отличных результатов в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчёт о летней оздоровительной работе с детьми в средней группе детского сада
материал о летней оздоровительной работе с детьми и родителями в летний период....
статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры д...
Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду
Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду...
Информационно – познавательный устный журнал для родителей «В гостях у логопеда» как форма реализации единого подхода в коррекционной работе с детьми в семье и детском саду
Для обеспечения тесной взаимосвязи с родителями после множества бесед с родителями, наблюдений появился на свет ежемесячный информационно – познавательный устный журнал «В гостях у логопеда».Он ...
Методические рекомендации. Оздоровительная работа с детьми среднего возраста в детском саду
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в б...
Отчёт работы с детьми в средней группе детского сада.
Воспитательно - образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно - развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задач...
Использование нетрадиционного рисования «Зентангл» в работе с детьми с ОНР в детскому саду
Видимый результат:1.Повышается самооценка в новом коллективе.2. Происходит снятие агрессивности, вспыльчивости, проявления негативизма, двигательной и речевой расторможенности.3.Оснижается прояв...