Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Маркина Елизавета Алексеевна

Формирование у родителей понятий о важности развития графомоторных навыков. Знакомство с понятием "Графомоторный навык". Способы и приёмы для развития мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Маркина Елизавета Алексеевна,

учитель – дефектолог ГБДОУ № 60,

г. Санкт-Петербург, Колпинский район,

поселок Металлострой, Полевая улица, дом 6, литер А

тел. (812) 464 -13-83, E-mail: gdou60vasiliek@mail.ru 

 «Развитие графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста».

Цель:

Формирование у родителей понятий о важности развития графомоторных навыков.

        Работая с дошкольниками, я вижу, с какими трудностями приходится сталкиваться детям при выполнении различных действий, требующих от них точности и координированности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д.

      Плохо развитая мелкая моторика рук и отсутствие оформленной

 техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.

      Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание.

Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.

Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.        

     Что же такое графомоторный навык?

 Графомоторный навык – это навык овладения письмом.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки, требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Важно именно подготовить руку ребенка к письму в дошкольные годы, а не научить его писать. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

  • Мелкой моторики пальцев рук (через пальчиковую гимнастику, лепку, конструирование, рисование, сортирование мелких предметов, выполнение заданий с прищепками).

Ведь уровень развития мелкой моторики – свидетельствует, как один из показателей об интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в школе.

  • Ориентации в пространстве (на листе бумаги через выполнение различных графических диктантов, через умение определять ребенком положение предметов в пространстве, через выполнение упражнений на развитие координации).
  • Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений (через музыкально ритмичные упражнения, через упражнения на координацию речи с движением (проговаривание ребенком выполняемых заданий)).
  • Изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Раскрашивание, для этого подойдут различные мелки, цветные карандаши и краски. Нужно обратить внимание на то, как ребенок раскрасил свой рисунок – ровно, аккуратно.

Штриховка - развивает графические навыки. Это эффективный приём для развития мускульной памяти, координации движений пальцев рук. Он не только развивает глазомер, укрепляет мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи.

Обычно штриховка выполняется под руководством взрослого. Для выполнения заданий можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.

Необходимо использовать различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, дорисовка симметричного рисунка, повторение рисунка по точкам.

        Таким образом, выполняя с ребенком разные упражнения в игровой форме, мы совершенствуем, доводим до автоматизма навык выполнения нужных нам двигательных умений - графомоторных навыков.

        Приучать детей к таким занятиям нужно постепенно начиная с ознакомительных, простых и легких упражнений постепенно усложняя их. Для ребят с недостаточно развитой мелкой моторикой такие задания достаточно трудны для выполнения, поэтому и занятия с ребенком не должны быть длительными.

Для получения более эффективного результата при выполнении заданий необходимо помнить: что ребенку интересно, эмоционально окрашено - легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится.

      Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Список используемой литературы:

1. Воробьева, Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2006г.

2. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.: Эксмо-Пресс, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...