Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Формирование у родителей понятий о важности развития графомоторных навыков. Знакомство с понятием "Графомоторный навык". Способы и приёмы для развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grafomotornyh_navykov_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Маркина Елизавета Алексеевна,
учитель – дефектолог ГБДОУ № 60,
г. Санкт-Петербург, Колпинский район,
поселок Металлострой, Полевая улица, дом 6, литер А
тел. (812) 464 -13-83, E-mail: gdou60vasiliek@mail.ru
«Развитие графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста».
Цель:
Формирование у родителей понятий о важности развития графомоторных навыков.
Работая с дошкольниками, я вижу, с какими трудностями приходится сталкиваться детям при выполнении различных действий, требующих от них точности и координированности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д.
Плохо развитая мелкая моторика рук и отсутствие оформленной
техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.
Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание.
Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.
Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.
Что же такое графомоторный навык?
Графомоторный навык – это навык овладения письмом.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки, требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Важно именно подготовить руку ребенка к письму в дошкольные годы, а не научить его писать. Это две совершенно разные задачи!
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
- Мелкой моторики пальцев рук (через пальчиковую гимнастику, лепку, конструирование, рисование, сортирование мелких предметов, выполнение заданий с прищепками).
Ведь уровень развития мелкой моторики – свидетельствует, как один из показателей об интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в школе.
- Ориентации в пространстве (на листе бумаги через выполнение различных графических диктантов, через умение определять ребенком положение предметов в пространстве, через выполнение упражнений на развитие координации).
- Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений (через музыкально ритмичные упражнения, через упражнения на координацию речи с движением (проговаривание ребенком выполняемых заданий)).
- Изобразительных и графических умений.
Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?
Раскрашивание, для этого подойдут различные мелки, цветные карандаши и краски. Нужно обратить внимание на то, как ребенок раскрасил свой рисунок – ровно, аккуратно.
Штриховка - развивает графические навыки. Это эффективный приём для развития мускульной памяти, координации движений пальцев рук. Он не только развивает глазомер, укрепляет мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи.
Обычно штриховка выполняется под руководством взрослого. Для выполнения заданий можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
Необходимо использовать различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, дорисовка симметричного рисунка, повторение рисунка по точкам.
Таким образом, выполняя с ребенком разные упражнения в игровой форме, мы совершенствуем, доводим до автоматизма навык выполнения нужных нам двигательных умений - графомоторных навыков.
Приучать детей к таким занятиям нужно постепенно начиная с ознакомительных, простых и легких упражнений постепенно усложняя их. Для ребят с недостаточно развитой мелкой моторикой такие задания достаточно трудны для выполнения, поэтому и занятия с ребенком не должны быть длительными.
Для получения более эффективного результата при выполнении заданий необходимо помнить: что ребенку интересно, эмоционально окрашено - легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится.
Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Список используемой литературы:
1. Воробьева, Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2006г.
2. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.: Эксмо-Пресс, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...
Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...
"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Консультация дляпедагогов...