Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

наноян юлия ивановна

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их

форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа-

хе, вкусе и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Сенсорное развитие детей с речевыми

нарушениями»

Учитель – логопед

Наноян Ю.И.

 

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их

форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа-

хе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве

трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен

для совершенствования деятельности органов чувств, накопления

представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере

зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные

советскими психологами, показали, что значительная часть

трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального

обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной

точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают

искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в

изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что

ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях

физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением

речи отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс

восприятия, который является компонентом сенсорного развития,

несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна

точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-

двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных

операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская

деятельность, направленная на исследование свойств и качеств

предметов. Требуется большее количество практических проб и

примериваний при решении наглядно-практических задач, дети

затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с

общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых,

могут практически соотносить предметы по цвету, форме,

величине. Таким образом, эталонные представления не

формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не

использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий",

"широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется

словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и

речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-

за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в

выделении основных составных частей предмета, определении их

пространственного взаимного расположения. Можно говорить о

замедленном темпе формирования способности воспринимать

целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность

тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в

недостаточной дифференцированности кинестетических и

тактильных ощущений(температуры, фактуры материала, свойства

поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен

процесс узнавания предметов на ощупь.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы

о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая

функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется

недостаточной сформированностью целостного образа предмета.

Исследования показывают, что простое зрительное узнавание

реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей

от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении

заданий (узнавание предметов в условиях наложения,

зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в

усложненных условиях с определенными трудностями:

увеличивается время принятия решения, дети не уверены в

правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число

ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества

информативных признаков предметов.

У детей с отклонениями в речевом развитии возникают

трудностив пространственной ориентации. Дети в основном

затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево»,

обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности

в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении

заданий. Способности устанавливать пространственные отношения

между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в

экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для

выражения этих отношений.

Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной

семантической программы в языковую форму. Пространственные

нарушения у детей с речевой патологией характеризуются

определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

Литературные источники указывают на важную роль

чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее

номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в

своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с

одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой,

формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в

свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной

сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие

ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей,

имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно

отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно

неравномерно. Тем самым нарушается формирование

представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет,

форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному

развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:...

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п....

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями (консультация для родителей)

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п....

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....

сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями

Сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи, развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно нерав...

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вк...