Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их
форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа-
хе, вкусе и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Сенсорное развитие детей с речевыми
нарушениями»
Учитель – логопед
Наноян Ю.И.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их
форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа-
хе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве
трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен
для совершенствования деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере
зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные
советскими психологами, показали, что значительная часть
трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального
обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной
точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают
искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в
изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что
ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях
физической культурой.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением
речи отличается качественным своеобразием.
У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс
восприятия, который является компонентом сенсорного развития,
несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна
точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-
двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных
операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская
деятельность, направленная на исследование свойств и качеств
предметов. Требуется большее количество практических проб и
примериваний при решении наглядно-практических задач, дети
затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с
общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых,
могут практически соотносить предметы по цвету, форме,
величине. Таким образом, эталонные представления не
формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не
использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий",
"широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется
словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и
речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-
за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в
выделении основных составных частей предмета, определении их
пространственного взаимного расположения. Можно говорить о
замедленном темпе формирования способности воспринимать
целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность
тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в
недостаточной дифференцированности кинестетических и
тактильных ощущений(температуры, фактуры материала, свойства
поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен
процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы
о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая
функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется
недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
Исследования показывают, что простое зрительное узнавание
реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей
от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении
заданий (узнавание предметов в условиях наложения,
зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в
усложненных условиях с определенными трудностями:
увеличивается время принятия решения, дети не уверены в
правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число
ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества
информативных признаков предметов.
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают
трудностив пространственной ориентации. Дети в основном
затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево»,
обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности
в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении
заданий. Способности устанавливать пространственные отношения
между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в
экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для
выражения этих отношений.
Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной
семантической программы в языковую форму. Пространственные
нарушения у детей с речевой патологией характеризуются
определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Литературные источники указывают на важную роль
чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее
номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в
своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с
одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой,
формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в
свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной
сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие
ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей,
имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно
отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно
неравномерно. Тем самым нарушается формирование
представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет,
форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному
развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:...
Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями (консультация для родителей)
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями"
Консультация для воспитателей...
Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями
Сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи, развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно нерав...
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вк...