Тесты на психическое развитие ребенка 2-4 лет
консультация по коррекционной педагогике
1. Тест с кубиками.
Определяет степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль над процессом выполнения задания. Предложите ребенку кубики размером 8 см. Попросите его построить башню, поставив один кубик на другой. Ребенок должен это сделать без демонстрации образца. Далее покажите ему, как можно построить из кубиков поезд с трубой. Ребенок строит поезд после показа (добавляет трубу). Тест направлен на развитие целесообразного поведения. Материалы: для проведения описанного выше теста подойдут кубики в наборе.
2. Тест с геометрическими фигурами.
Используется доска с вырезанными на ней геометрическими фигурами (круг, треугольник квадрат). Вынув все три геометрические фигуры из соответствующих им ячеек, предложите ребенку найти место на доске для каждой фигуры. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему. Далее, вложив все фигуры, вновь выньте их из отверстий и предложите ребенку самостоятельно выполнить задание.
Материалы: доска с вырезанными на ней геометрическими фигурами (круг, треугольник квадрат).
3. Тест с пирамидкой или матрешкой.
Задача демонстрирует способность ребенка осуществлять систему целесообразных действий, выявлять ошибки и исправлять их.
На глазах у ребенка снимите кольца с пирамиды и попросите собрать снова. Ребенок двух-трех лет должен хорошо справиться с этой задачей, руководствуясь, как правило, методом проб и ошибок. Она еще может перепутать верхние и нижние кольца. Ребенок также может справиться с вложением маленькой матрешки в большую (закрыть матрешки самостоятельно еще не сумеет).
Материалы: пирамидка с кольцами, набор матрешек.
4. Тест на оценку памяти.
Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со стола карандаш, принести карандаш и положить его на стул. Ребенок 2-3 лет может запомнить и правильно выполнить 4-5 действий. Он также должна правильно назвать свое имя, фамилию.
5. Тест на словарный запас.
Поставьте на стол знакомые ребенку предметы: бутылочку, куклу, мяч, машинку, чашку, ложку. Ребенок должен назвать правильно все предметы.
6. Тест на называние изображений (оценка словарного запаса).
Покажите ребенку картинки, изображающие кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, яблоко, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпу, носки, ботинки, грушу, арбуз, мальчика, девочку, бабушку, дедушку, ребенка, гуся, утку, корову, коня, плиту, чайник, кастрюлю, сковороду, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» Или «Что тут нарисовано?» Ребенок должен уметь не только правильно назвать то, что изображено на картинке, но и уметь разделить данные изображения на группы: животные, люди, посуда, одежда, мебель.
7. Тест на понимание инструкций.
Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: «Дай другу (подруге) мячик», «Положи его на стол», «Дай его мне», «Подними кубик, упал», «Принеси мне куклу» и т.п. Ребенок выполняет более 10 инструкций, демонстрируя понимание обращенной к ней речи.
8. Тест на развитие двигательной сферы (крупная моторика).
В период от двух до трех лет ребенок должен уметь приставным шагом перешагивать через несколько препятствий, находящихся на полу на расстоянии 20 см. друг от друга.
9. Тест на оценку мелкой моторики.
Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить после показа рисунок вертикальной, горизонтальной линий, круга, креста, квадрата, треугольника. Если ребенок проявляет определенные способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае он не должен видеть, как он был нарисован). Ребенок правильно копирует рисунок вертикальных, горизонтальных, круглых линий и креста. Это задача не должно вызвать у малыша значительных затруднений.
10. Тест на оценку памяти.
Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть, а также повторить фразу: «Летом в лесу было много грибов и ягод», а затем повторить подряд названия трех цифр: 2, 5, 9, 11.
11. Тест «Парные картинки» на оценку внимания и зрительного восприятия.
Подготовьте четыре пары предметных картинок (лягушонок и кораблик, зайчик и ведро, мишка и рыбка, машинка и мячик и т.д.). Положите перед ребенком две предметых картинки (с машинкой и с мячом). Точно такую же пару возьмите себе. Покажите ребенку, что у нее и у вас картинки одинаковые. Затем уберите свои картинки, достаньте одну из них и, показывая ее ребенку, попросите показать такую же. Ребенок с легкостью должен справиться со всем заданием, сразу понять инструкцию воспитателя.
12. Тест на развитие двигательной сферы (крупная моторика).
До трех лет ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги прыгать на двух ногах; ездить на трехколесном велосипеде.
13. Тест-наблюдение «Культура общения».
В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок третьего года жизни должен здороваться и прощаться, употреблять слова, содержащие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться по просьбе другого ребенка, помогать ему.
Примечание. Если с большинством тестов ребенок не может справиться, необходимо проконсультироваться со специалистом. Поводом для обращения к специалистам по детской психологии могут быть также эмоциональные проблемы у ребенка:
- постоянная пугливость;
- неудачные попытки заговорить;
- неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение 10 минут;
- избыточная активность;
- постоянная и повышенная агрессивность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зависимость психического развития ребенка от развития его речи
В статье рассматривается связь между развитием речи и интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков....
Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...
Зависимость психического развития ребенка от развития речи
Зависимость психического развития ребенка от развития речи...
"Зависимость психического развития ребенка от развития его речи"
Консультация для педагогов...
Общение ребенка со взрослым и его роль в психическом развитии ребенка.
Описание форм развития общения у детей раннего возраста....
Диагностика развития детей дошкольного возраста (тесты на выявление психического развития ребенка)
Диагностика развития детей дошкольного возраста поможет вам самостоятельно оценить уровень психического развития вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает несколь...
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...