Консультация для педагогов «Особенности проведения прогулок в теплое время года с детьми ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Осычкина Елена Ивановна

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей с ОВЗ в ДОУ.                                                                                                                                                                                                                  Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

      Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей с ОВЗ в ДОУ.

      Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.      

Задачи прогулки:

•        оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

•        способствовать повышению уровня физической подготовленности детей с ОВЗ;

•        оптимизировать двигательную активность детей;

•        способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

 Требования к организации прогулок в теплое время года.

1.        Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

2.        Ребенок дошкольного возраста с ОВЗ должен гулять (даже в холодное время года) до 4 – 5 ч в день. Летом же вся деятельность детей может проходить на воздухе.

3.        Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. В этом случае с детьми проводят беседы, читают им сказки, организуют спокойные игры, для которых не требуется большого пространства. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует.

4.        Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. В жаркие дни лучше всего организовывать игры в полосе светотени. Тогда воздействие солнечных лучей будет равномерным, что в оптимальных пределах необходимо для закаливания, улучшения обменных процессов в организме, хорошего физического развития. Пребывание детей под прямыми солнечными лучами строго ограничивается с учетом особенностей состояния здоровья.

5.        В любое время года при проведении прогулки каждый воспитатель обязан наблюдать за самочувствием и тепловым состоянием детей. В летний период воспитатель обязан соблюдать питьевой режим на прогулке. Комфортное состояние детей на прогулке обеспечивается ее интересным содержанием. Воспитатель планирует прогулку на каждый день работы. В структуру плана прогулки следует включать разные виды деятельности.

6.        Для полноценной деятельности детей на участке нужно хорошо оборудовать групповую площадку, обеспечить их всеми пособиями и инвентарем, необходимым для развития движений детей разного возраста.

7.        Чтобы активизировать двигательную активность детей с ОВЗ, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины, разнообразные пособия: обручи, мячи принадлежности для игры в бадминтон и т.д. Все это способствует совершенствованию физического развития детей, улучшает тренированность организма, повышает его защитные реакции и сопротивляемость вредным факторам.

На прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит детей в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

 Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

 Прогулка – обязательный элемент режима дня. На прогулках дети познают мир во всей его красе. Для того, чтобы прогулки радовали детей и способствовали всестороннему развитию, а не становились скучными, воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность дошкольников. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки.  

     Планирование разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, новые ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:

-Оздоровление детей.

-Физическое развитие.

-Развитие самостоятельности.

-Расширение кругозора.

-Ознакомление с окружающим миром.

-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

-Воспитание экологической культуры дошкольников.                                                            Составными частями прогулки являются:                                                                                                              -  Разнообразные наблюдения.

-  Основные движения и подвижные игры.

-   Индивидуальная работа. /Дидактические игры.

-  Трудовая деятельность.

-  Самостоятельная игровая деятельность детей.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдения – основной метод обучения.

Наблюдения с детьми ОВЗ должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения:                                                                                                               -наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);

-наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);

-наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).  При проведении наблюдений всегда используются художественное слово.  

Дидактические игры. Являются одним из структурных компонентов прогулки детей с ОВЗ. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам: опираться на уже имеющиеся у детей знания; задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям с ОВЗ.                                                                                  Виды дидактических игр:  

Игры с предметами (игры с дидактическими игрушками, настольно печатные игры, словесные игры.)                                                                                                                                                   Словесные игры.         (Игры-путешествия, игры-поручения,         игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы)

Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения. Трудовая деятельность. Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Планируя хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), нужно указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий). Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут.

Детям с ОВЗ посильны три вида труда:

Самообслуживание: формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания;  воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

Для детей с ОВЗ самообслуживание связано с определенными трудностями, что   порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже сами стремятся обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности.                             Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это.

Хозяйственно-бытовой труд - развитие у детей хозяйственных бытовых навыков в быту. Воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: собирать листья на участке, палочки, камушки, бумагу, подметать дорожки на участке, собрать игрушки после игр.  

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде и т.д. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе

Подвижные игры.  Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки.

Кроме этого так же организуются игры: забавы, аттракционы, игры эстафеты, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта, бессюжетные подвижные игры, народные игры, хороводные, спортивные упражнения.

Для детей с ОВЗ рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Индивидуальная работа направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств. Дети с ОВЗ получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.  Самостоятельная деятельность детей. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе ООД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, мелкими камушками и т.д.                                                                                       Последовательность проведения прогулок зависит:

- от предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры).

-от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).

-от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)

-от познавательных интересов детей.

Таким образом, прогулка – это    замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать ребенка к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Организация прогулок в теплое время года"

Данный материал могут использовать воспитатели для планирования прогулок....

Методические рекомендации по проведению прогулок в весеннее время года

Методические рекомендации по проведению прогулок  в весеннее время года с детьми трех - семи лет. Подборка материалов для организации прогулок....

Консультация для педагогов на тему"Особенности проведения прогулок в теплое время года»

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ....

«Особенности проведения прогулок в теплое время года»

laquo;Особенности проведения прогулок в теплое время года»...

Консультация для воспитателей «Особенности проведения прогулок в теплое время года»

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сн...