Психофизиологические особенности развития детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике
Материал для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihofiziologicheskie_osobennosti_detey_s_zpr.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Самохина Е.Б.
воспитатель
ГБДОУ д/с 82
Невского района
Статья
Психофизиологические особенности детей с ЗПР
Основными особенностями задержки психического развития являются: парциальность, нестойкость, обратимость.
Парциальность – нарушение темпа отдельных нейрофизиологических систем: мозговых, механизмов речи, психомоторики, механизмов, определяющих выработку школьных навыков (чтение, письмо, счёт). Запаздывают в своем созревании чаще всего функции или их компоненты, которые в процессе онтогенеза возникают в более позднем периоде и формирование которых находится в тесной зависимости от воспитания и обучения. Это и обуславливает неравномерность развития высших психических функций и недостаточность тех сторон познавательной деятельности, которые тесно связаны с задержанными в своём созревании функциями.
Неравномерность развития отдельных высших психических функций в основном проявляется в виде нарушений памяти, внимания, восприятия и как следствие – расстройств мышления.
Специфические особенности памяти у детей с ЗПР:
- снижение объема памяти и скорости запоминания;
- снижение произвольной памяти;
- нарушение механической памяти, характеризующееся снижением продуктивности первых попыток запоминания на время, необходимое при этом для полного заучивания, близко к норме;
- преобладание наглядной памяти над словесной;
- непроизвольное запоминание ближе к норме, но менее продуктивно
Дети не умеют использовать рациональные приемы запоминания (группировка слов или картинок по определенному признаку, установление смысловых связей между запоминаемыми словами и картинками). В некоторых случаях это связано с недостаточным уровнем форсированности мыслительных операций.
Развитие памяти у детей с ЗПР находится в определённой зависимости от особенностей внимания и восприятия, которые у данного контингента отмечаются в виде низкой концентрации и узкостью объема внимания, быстрой истощаемостью и низким уровнем устойчивости внимания, замедленности и снижения активности восприятия, а также низкого уровня аналитического восприятия
Мыслительная деятельность детей с ЗПР имеет ряд общих недостатков по сравнению с мышлением здоровых сверстников, а именно:
- несформированность либо низкий уровень поисково-познавательной мотивации и мыслительной активности;
- стереотипность мышления;
- отставание уровней наглядно-образного и логического мышления.
По мнению Ульенковой У.В., «…дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы, стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».
Неравномерность развития отдельных психических функций приводит к диспропорциональности и асинхронности межфункциональных связей и, как следствие, к ослаблению деятельности всех остальных психических функций и, соответственно, к интеллектуальной недостаточности.
Большинство детей хорошо владеют элементарными формами классификации. Но при классификации сложного геометрического материала продуктивность выполнения работы несколько снижается. Лишь немногие выполняют такое задание безошибочно. Одна из распространенных ошибок - это подмена задачи более простой. Вследствие недостаточного развития словесно-логического мышления дети склонны к выделению внешних, несущественных признаков при анализе предметов и явлений, к случайным ситуативным обобщениям. Им трудно осознать свои действия и выразить ход их выполнения в речи.
Нестойкость – запаздывание развития основных психофизических функций, указывающее на нестойкий характер психического развития.
Нестойкость, также как и парциальность, обуславливает возникновение интеллектуальной недостаточности.
Например. Отставание формирования двигательных функций (угасание некоторых безусловных рефлексов, формирование ассиметричных рефлексов положения и выпрямления и др.) в постнатальном периоде ведёт к замедлению и часто непоследовательному формированию таких двигательных актов, как удержание головы, сидение, ползание, вставание, ходьба и др.
В дальнейшем у ребёнка появляются такие отклонения, как поздняя фиксация взгляда, слабое прослеживание за предметами, отставание зрительно-моторной координации, недостаточности предречевых этапов речи и познавательной деятельности (снижение ориентировочных реакций внимания, отсутствие или недостаточность подражания, затруднение приобретения навыков самообслуживания, запаздывание появления первых слов и недостаточном понимании обращённой речи).
Отставание речевых функций свидетельствует о нарушении не только моторного компонента речи, но и указывает на расстройства сенсорного восприятия, фонематического слуха, гнозиса и являются ранними признаками интегративных расстройств высших психических функций – чтения, письма, счёта.
Эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР как бы находится на более ранней ступени развития и соответствует психике ребёнка более младшего возраста в яркости и живости реакции, преобладании эмоций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью.
Из-за неспособности к волевому усилию и систематической деятельности уже в первом классе школы у них редко возникают трудности, связанные с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают игровую, а не интеллектуальную деятельность.
Обратимость – полноценное регрессирование всех проявлений отставания психического развития.
Данная особенность ЗПР указывает на функционально-обратимый характер нарушений. Однако обратимость психического дефекта возможна лишь при оказании этому контингенту детей соответствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи и создания для них всех необходимых условий, которые соответствуют состоянию ребёнка, как в условиях образовательного учреждения, так и семьи.
Таким образом, задержка психического развития – одно из наиболее часто встречающихся нарушений психического развития, имеющих свою систематику, свои особенности, клиническую характеристику и соответствующие отличительные признаки от умственной отсталости.
Общими принципами при организации и проведении психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с разными формами задержки психического развития должны выступать научно-обоснованные принципы комплексной реабилитации: комплексность, дифференцированность, индивидуальность, системность и преемственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные и психофизиологические особенности развития детей средней группы
Возрастные и психофизиологические особенностиразвития детей средней группыУ детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых ...
Возрастные и психофизиологические особенности развития детей 5-6 лет
Все дети разные, каждый ребенок индивидуален и развивается по своему, у каждого свой темп развития. Прелагаю составить общий возрастной портрет ребенка 5-6 лет....
Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...
Психофизиологические особенности памяти детей раннего и дошкольного возраста
Память— психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей ...
Консультация для родителей на тему "Психофизиологические особенности развития детей 3-4 лет"
Ребенок 3-4 лет проходит важный этап самоутверждения и самосознания в окружающем мире. Позади первые годы активного физического и психологического формирования и развития. Малыш уже абсолютно самостоя...
Психофизиологические особенности развития детей 4-5 лет
Ведущая потребность – познавательная активность.Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция – наглядно-образное мышление....
Психофизиологические особенности общения детей дошкольного возраста
В статье раскрываются формы, проблемы и особенности общения детей дошкольного с взрослыми. Общение ребенка с взрослым является непременным условием его психического и личностного развития. Взрослый че...