СООБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТИ (ТОНКАЯ МОТОРИКА)"
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
Развитие тонкой моторики у детей с 9мес. до 2 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение по теме "Развитие тонкой моторики" | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТИ (ТОНКАЯ МОТОРИКА)
В первые месяцы жизни малыш в основном познает мир посредством зрительных, слуховых и вкусовых впечатлений, обоняния... Руки по-настоящему «включаются в работу» позже.
Новорожденный не осознает, что его руки принадлежат ему. Но когда он в первые недели жизни двигает ручками, они иногда попадают в его поле зрения. Одновременно к мозгу поступают сигналы от движущихся мышц. И ребенок постепенно понимает, что это он заставляет свои руки двигаться. Так начинается очень важный этап в жизни малыша: взаимодействие с предметами и игрушками. Но до целенаправленных движений и действий руками еще далеко. Ведь руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени.
Показатели развития
9—10 месяцев
• Ребенок может схватить подвешенный предмет или мячик, катящийся прямо к нему.
• Использует сразу обе руки, чтобы дотянуться до больших предметов. Может использовать их и по отдельности. Например, тянется к предмету одной рукой, а в другой держит игрушку,
• Малыш перекладывает игрушки из одной руки в другую.
• Поглаживает предмет плоской ладошкой, мнет, если мягкий постукивает им о поверхность.
- Большой палец может двигаться в направлении, противоположном движениям остальных пальцев. Ребенок двигает ими, чтобы лучше ухватить предмет.
- Малыш тянется прямо и точно к предметам, которые ему нужны, даже если они совсем небольшие.
• Если он уронил предмет, то ищет потерянное.
• Ребенок этого возраст способен подобрать горошины, изюминки или другие мелкие предметы, используя большой и указательный палец.
• Малыш способен не только регулировать свои движения с помощью зрительного контроля, но и предвидеть, как будет удобнее схватить предмет. Для этого он заранее придает своей руке горизонтальное или вертикальное положение: Может взять предмет и сверху, а не
только сбоку.
Как тренировать?
- Покажите ребенку, какие действия можно проделывать разнообразными предметами и игрушками. Пластмассовым молоточком можно стучать. На резиновую собачку можно нажать так, чтобы она запищала. Можно снять с коробки крышку и попытаться снова закрыть ее.
- Если вам надоело поднимать игрушку, которую малыш упорно выкидывает из кроватки или сидя на своем высоком стульчике, прикрепите ее к мебели на отрезке бельевой резинки. Теперь, когда он сбросит игрушку, она будет раскачиваться. Вскоре он научится подтягивать ее к себе.
1—1,5года
• Ребенок уже не просто мнёт, предметы и стучит ими. Он пытается достичь с их помощью какой-то цели,
• Может производить вращательные движения рукой в запястье. Это значит, что с помощью кисти малыш способен выполнять действия, которые раньше требовали участия всей руки. Овладение сложными навыками, связанными с движениями руки в запястье, расширяет его возможности
• Начинает совершать последовательные действия. Например, открывает и закрывает. • Пользуется предметами как инструментами. Например, делает круговые движения мелком. Или подражает
движениям взрослого, орудуя игрушечной шваброй. Направляет ложку прямо в рот, хотя ест еще не слишком
- Учите держать ложку и чашку.
аккуратно. Может ударять молоточком, укачивать куклу или мишку, поворачивать диск игрушечного телефона, нажимать кнопки, ставить кубики один на другой...
Как тренировать?
• Показывайте малышу, как использовать предметы по их прямому назначению. Например, как брать пищу ложкой. Или как переливать воду из тазика в ведерко с помощью кружки. Наберитесь терпения: сразу у малыша будет получаться далеко не все.
• Показывайте, как ставить один кубик на другой или нанизывать колечки на штырек крупной пирамидки. Или как вкладывать фрагменты простой головоломки в отверстия нужной формы.
• Возьмите легкий мяч, сядьте вместе с ребенком на пол и катните мячик к нему, Побуждайте бросать и катить мяч обратно к вам.
• Предлагайте ребенку новые виды деятельности, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, покажите, как держать в руках карандаш (фломастер, маркер) и с его помощью проводить прямые линии, круги ит. п.
1,5—2 года
•Ребенок начинает манипулировать предметами, которые находятся на некотором расстоянии от его руки. Например, играет с игрушкой, держась за конец шнурка, привязанного к ней.
• Может успешно, работать с простой мозаикой. Малыш передвигает стулья, чтобы забраться на них и дотянутся до того, что ему требуется.
• Может построить башню из большого количества кубиков
• Ест сам с помощью ложки, хотя все еще не слишком аккуратно.
Как тренировать?
•Разнообразьте материал для развития ручных умений малыша: от бытовых предметов до игрушек, побуждающих к активным действиям с ними.
Игрушки для развития моторики
Игрушки, развивающие двигательные навыки
В 9 месяцев добавляются манипуляций с кнопками — малыши с удовольствием их нажимают. А как интересно вставить пальчик в отверстие циферблата и крутить таким образам диск телефона! Самое время приобрести для ребенка специальный тренажер для пальчиков. Это панель с разнообразными приспособлениями: тут и диск телефона, и валик, по которому можно перебирать пальчиками — он будет крутиться. Тут же выпуклые формы, которые можно ощупывать; гладить.
Если не найдете такого тренажера, подберите что-нибудь из интересных, безопасных домашних предметов. Например, старый телефонный аппарат.
Мячи
Попробуйте ввести в ваши ежедневные занятия игру с мячом. Помогите малышу сесть удобно, раздвинув ноги. Катните к нему мяч среднего размера так, чтобы он мог поймать его руками. Побуждайте его толкнуть мяч обратно. Можно включить в игру и старших детей в семье. Если малыш хорошо стоит без опоры, учите его ловить мяч расставленными руками. Сначала вам придется почти класть мяч в его руки. С обретением малышом навыка постепенно увеличивайте дистанцию, с которой бросаете.
Кубики
Для строительства выбирайте кубики, которые легко ставить друг на друга. Для детишек до года хороши большие пластмассовые кубики. Правда, через какое-то время может обнаружиться, что их углы основательно изгрызены. Традиционные деревянные кубики могут передаваться в семье из поколения в поколение. Если руки малыша еще недостаточно умелые прекрасным строительным материалом для него послужат картонные упаковки — коробки из-под круп или сухих смесей.
Пирамидки и мозаика
Пирамидки, головоломки паззл, мозаика, вкладыши, вставляемые в отверстия специальной основы, плоские фигурки с отверстиями для шнуровки — занятия с этими игрушками развивают тонкие ручные навыки. Ведь не так просто, к примеру, протянуть шнурок через
маленькую дырочку. Или взять пальчиками плоскую мелкую деталь и вставить ее в нужное отверстие. Или насадить колечко на штырек пирамидки. Кроме того, в занятиях с такими игрушками ребенок учится различать формы и размеры, соотносить элементы и соединять их
в целое. Конечно, предлагая новую игру, вы будете поначалу рядом с ребенком. Покажите ему, как действовать, чуть-чуть помогите.
Книжные страницы
Примерно в возрасте 9 — 10 месяцев ребенок сможет брать пальцами мелкие, предметы горошинки или изюм. Самый Подходящий момент, чтобы поучиться переворачивать страницы в книге. Возьмем для этого удобные детские книжки с толстыми картонными страницами и яркими картинками. Когда малыш освоит операцию переворачивания с толстыми страницами, можно будет перейти на обычные книжки с бумажными страницами.
Счеты
Оглядитесь вокруг — что еще могло бы помочь малышу потренировать свои непослушные пока пальчики? А вдруг у вас дома случайно сохранились старые счеты с крупными костяшками? Можно взять и игрушечные счеты, правда, задача несколько усложнится — детали-то поменьше. Малышу понравится передвигать костяшки туда - сюда, щелкать ими, а если счеты игрушечные, то и брать их в руку и греметь, как музыкальным инструментом.
Эти непослушные пуговицы
Возьмите кусок ткани и нашейте на него пуговицы разных размеров. Теперь вырежьте из другого лоскутка кусочки ткани размером побольше, чем пуговица, и проделайте в каждом петлю для застежки. Покажите малышу, как продевать пуговицу в петлю. Когда все пуговицы будут продеты сквозь петли, можно начать все сначала. Если каждой пуговице будет соответствовать определенная длина петли; малыш заодно поучится подбирать необходимую длину.
Вот так кукла!
Из небольшой пластмассовой бутылки сделайте куклу — пробка станет шапочкой, под ней можно нарисовать улыбающуюся рожицу, а вместо рта проделать отверстие диаметром 1,5 см (края отверстия обработайте так, чтобы малыш не мог пораниться). Покажите ребенку, как вы кормите куклу мелкими сухими предметами — фасолью, бобами, рожками, горохом, и предложите последовать вашему примеру. Ребенку младше двух лет такую игру можно предлагать, если он уже перестал обследовать предметы ртом. Вместо бутылочной куклы можно использовать пластмассовые емкости из-под детского шампуня в виде уточки или рыбки и т. д.
Занятия и игры, помогающие совершенствовать движения пальцев и кисти
Игра в кегли
Отличное средство занять ребенка постарше, достаточно твердо стоящего на ногах. К тому же это занятие развивает меткость и умение бросать или катить мяч.
Кегли можно купить в магазине, а можно легко и быстро сделать из подручных материалов. Просто возьмите несколько пластиковых бутылок из-под лимонада. Для устойчивости можно добавить в бутылки песок или мелкие камешки. Затем расставьте их в форме треугольника в дверном проеме — основанием треугольника к играющему. Покажите ребенку, что нужно делать: возьмите мягкий мяч и катните его по направлению к кеглям. Если собралась компания ребятишек, попробуйте устроить соревнование.
Новые жесты
Покажите малышу какой-нибудь простой жест, который вы у него еще не наблюдали. Например, сожмите пальцы в кулак и разожмите их, потрите ладонью о ладонь и т, д. Если рассказываете ребенку стишки или поете песенку - потешку, сопровождайте слова жестами.
Когда он освоит эти жесты, добавляйте новые. Если понадобится, помогите малышу правильно сложить ручки или пальчику. Наберитесь терпения, кое-что придется повторять много раз.
Традиционные занятия
Развитию ручных умений в этом возрасте помогают традиционные детские забавы: возня в песочнице, изготовление куличиков, переноска песка в ведерке или погрузка его в игрушечный грузовичок» строительство
замков из песка на пляже... А ещё конечно, разнообразные виды изобразительного творчества: рисование, лепка, аппликация и т. д. Не ждите от мальца законченных произведений искусства — ему скорее доставляет удовольствие сам процесс.
Забивание гвоздей
Пластиковые молотки не годятся для настоящих гвоздей, но идеальны для колышков. Доски с колышками — классические игрушки. Ребенок забивает колышки, затем; переворачивает игрушку и начинает снова. Когда он научится справляться с этим; игрушечные инструменты и не понадобятся. Вместо этого купите маленький молоток, возьмите кусок мягкого дерева и несколько толстых гвоздей. Если ребенок недостаточно умелый или сильный для этого, он может вбивать гвозди в блоки пенопласта, оставшегося от какой-нибудь упаковки.
Рисунки нитками
Возьмите лист плотной бумаги и наделайте в нем много дырок с помощью дырокола; располагая их в произвольном порядке. Дайте малышу длинный шнурок для обуви или толстую прочную нитку. Покажите, как можно продевать шнурок через отверстия. Постепенно на бумаге будет получаться интересный рисунок. Если взять нитки разных цветов, узоры получатся разноцветные.
Наберитесь терпения, и у вас всё получится.
Литература:
1.Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.
2.Кроха. «Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет» Москва «Просвещение»2006г.
3.Кроха «Методические рекомендации к программе воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений» Г.Г.Григорьева.,Н.П.Кочетова ,Д.В.Сергеева Москва «Просвещение»2007г.
4.«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Е.А.Янушко Издательство «Мозаика-Синтез»2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мир под рукой»: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей с речевыми нарушениями (из опыта работы)
виды работ по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи...
«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»
Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТИ (ТОНКАЯ МОТОРИКА)
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ...
Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук.
Шпаргалка для родителей....
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК
Речь и мышление человека находятся в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями, с высоким уровнем развития мелкой моторики, облада...
Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей
Материал для родителей и воспитателей...
сообщение из опыта работы "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей. Пальчиковые игры"
О взвимосвязи речевого развития и моторики. Игры для развития моторики с речевым сопровождением.....