Программа "Логоритмика"
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Перекрестова Екатерина Владимировна

Программа «Логоритмика» - направлена на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и развитие полноценной личности. Применение  музыкальных произведений в сочетаниями с кинезиологическими упражнениями, стимулирует интеллектуальное развитие детей.  Учебный материал рассчитан в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации в период обучения. Данная программа является комплексной и состоит из  II блоков. Первый блок направлен на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возрастаи осуществляется учителем-логопедом. Второй блок направлен на развитие высших психических функций, которые развивает и корректирует педагог-психолог.В программе предусмотрено проведение совместных комплексных мероприятий, объединенных одной лексической темой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Логоритмика»

Уровень программы: базовый

Срок реализации программы:  1 год (216 часа)

Возрастная категория: от 4 до 7 лет

Вид программы: модифицированная

Составители:

Шеремет Татьяна   Александровна

 педагог-психолог МКУ РЦ «Детство»

Перекрестова Екатерина Владимировна

Учитель-логопед МКУ РЦ « Детство»

Краснодар 2020

Оглавление:

Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».

  1. Пояснительная записка.
  1. Введение.
  2. Направленность.
  3. Актуальность, научность, новизна, педагогическая целесообразность.
  4. Адресат программы.
  5. Уровень программы, объем и сроки реализации.

      1.6. Особенности организации образовательного процесса.                

2. Цели, задачи, принципы программы.        

3. Содержание программы.

      3.1. Учебный план

      3.2. Содержание учебного плана        

      3.3. Планируемые результаты освоения программы.        

Раздел II. «Комплекс организационно- педагогических условий , включающий формы аттестации

1. Условия реализации программы        

2. Формы аттестации        

3. Оценочный материал        

4. Методический материал        

5.Список использованной литературы

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

1.Пояснительная записка

1.1. Введение

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Нарушение ритмов организма неприменно приводит к проблемам психического здоровья человека. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма через базовые многоуровневые приемы.  Поэтому данная программа является комплексной и состоит из  II блоков. Первый блок направлен на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возрастаи осуществляется учителем-логопедом. Второй блок направлен на развитие высших психических функций, которые развивает и корректирует педагог-психолог.В программе предусмотрено проведение совместных комплексных мероприятий, объединенных одной лексической темой. Программа составлена в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС ДО приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155)

  1. п. 2.6 «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностях детей в различных видах деятельности».

1.2.  Направленность

Программа «Логоритмика» - направлена на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и развитие полноценной личности. Применение  музыкальных произведений в сочетаниями с кинезиологическими упражнениями, стимулирует интеллектуальное развитие детей.  Учебный материал рассчитан в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации в период обучения.

1.3. Актуальность

Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Все психические процессы у ребенка- память, внимание, воображение, мышление, развиваются при непосредственном участии речи (Л.С.Выгодский, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец).Период дошкольного детства сензитивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного  периода. Интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном педагогической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, улучшается память, внимание, мышление. Эффективность данного метода коррекции речевых нарушений была доказана многими авторами и по ныне продолжает закреплять за собой нишу эффективного средства не только коррекции речевых нарушений, но и непосредственного развития ребенка. Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому для детей просто необходимо проводить занятия логоритмикой.Логоритмика полезна всем детям. Это мощное вспомогательное средство для эффективной работы по коррекции различных нарушений речи.

Система психолого-педагогического взаимодействия, направленная на коррекцию и развитие речевой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Ребенок, имеющий речевые нарушения

Учитель-логопед

Коррекция речевых нарушений

Педагог-психолог

Обследование и коррекция ВПФ, мелкоймоторики

Родитель, участвует в образовательном процессе

Научность. Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз в 1912 г. Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.

Методологической основой программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А. Р. Лурия); учение Л.С Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования А.В. Семенович о возможности «замещающего онтогенеза». Сочетание нейропсихологической реабилитации и логопедической ритмики позволяет более эффективно корректировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников В.А. Гиляровским в 1932 г. и получила высокую оценку специалистов.

В статье по логопедической ритмике В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская в 1936 г. поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи. Практический материал для занятий с заикающимися детьми разработала и изложила в 1941 г. Н. С. Самойленко в статье "Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста". Она классифицировала упражнения по степени трудности с учетом нарушения моторики заикающихся детей и определила основные принципы проведения занятий. В. А. Гринер разработала практический материал для заикающихся дошкольников.  Она подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.

В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть и в комплекс воздействия на больных афазией. Логоритмика в отношении больных афазией применяется прежде всего к расстройствам музической стороны речи (просодия речи).

В 50-70-е гг. появились работы по логопедической ритмике в системе устранения заикания у детей. В 1958 г.  переиздается работа В. А. Гринер"Логопедическая ритмика для дошкольников".  В 1960 г. В. И. Рождественская в работе "Воспитание речи у заикающихся дошкольников" подчеркивает роль упражнений на сочетание слова с движением.  Ритм производимых движении способствует нормализации речи. В работах Е. Ф. Шершневой, Е. Ф. Рау отмечается значение логопедической ритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного возраста.

Н. А. Тугова в 1968г.   разрабатывает   систему   коррекционно - воспитательных упражнений для музыкально-ритмических занятий с заикающимися с целью воспитания у них произвольного внимания и поведения.

В. И. Дресвянников в 1972г., исследуя особенности моторики заикающихся школьников VI - VIII классов, выявляет зависимость между развитием моторики и экспрессивной речи, между степенью заикания и степенью нарушения моторики и предлагает систему физических упражнений для устранения заикания у школьников 12-15 лет. В 1976 г.  Г. А. Волковой был представлен разнообразный логоритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985 г.  в книге "Логопедическая ритмика" была дана методика занятий при разных формах нарушений речи. Вопрос о логоритмике в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста разрабатывает Н. А. Рычкова в 80-е годы и предлагает приемыобследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста.

Логопедическая ритмика широко   представлена   в   работах Е. В. Оганесяна при коррекции невротического и неврозоподобного заикания у взрослых.

Новизна. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Г.А.Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в “любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией”.Всестороннее воздействие на личность, психическую деятельность человека, оказываемое логопедической ритмикой, обусловлено широкими коррекционными возможностями музыки и движений. Отличительной особенностью данной программы является комплексное воздействие на развитие детей раннего возраста. Наличие в группе детей разного возраста,полезны для социально-коммуникативного, речевого и эмоционального  развития.

 Педагогическая целесообразность.Логопедическая ритмика помогает общению детей не только с музыкой, но и друг с другом. Она учит детей видеть движения других, оценивать их в соответствии с восприятием музыкально-двигательных образов. При этом у детей воспитывается способность не только содействовать, но и сопереживать действиям друг друга, коллективному действию. Гармоничное сочетание  музыки, движения и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты. Ребёнок осознаёт свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

1.4. Адресат программы.Дети старшего дошкольного возраста 4-7 лет с  общим недоразвитием речиII-III уровня, которые не посещают логопедические и коррекционные группы ДОУ, а так же для детей не посещающих ДОУ, в том числе и для детей  с ОВЗ.Не подлежат приему в группу дети с психотопадобным поведением, эпилепсия, и другими  психическими заболеваниями требующие активного лечения.

1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации

Уровень программы- базовый. Форма обучения- очная, с использованием электронных образовательных технологий.

Срок реализации- один учебный год

Периодичность занятий- 3 раза в неделю (216 занятия в год)

Длительность занятий- 30 минут (2занятия).

Количество обучающихся: 9-10 обучающихся.

  1. Особенности организации образовательного процесса.

Состав группы-постоянный

Занятия- групповые

Вид занятий определяются содержанием программы. В случаях тяжелой формы нарушения устной речи, характеризующегося стойкими  ошибками в словообразовании, словоизменении, употреблении предлогов, при тяжелых формах нарушения речи (заикание, дизартрия и др.)коррекционно-развивающие занятия могут быть продолжены.

IБлок: Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста 4-7- лет

2. Цели и задачи программы

Цель программы:  преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. 

Задачи программы:

  • К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). 
  • В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).
  • К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и к речи.

3.Содержание программы

  • 3.1. Учебный план

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

всего

теория

практика

1

Диагностика

9

-

9

Логопедическое

обследование

2

Развитие лексико-грамматических категорий (Лексические темы)

99

49,5

49,5

Логопедическое

обследование

3

Развитие и формирование двигательных умений и навыков

99

49,5

49,5

Педагогическое наблюдение

4

Формирование правильного произношения гласных и согласных звуков (Фонетическая ритмика)

99

49,5

49,5

Педагогическое наблюдение

5

Развитиедыхания и голоса

99

49,5

49,5

Педагогическое наблюдение

6

Развитие мелкой моторики

99

49,5

49,5

Педагогическое наблюдение

7

Развитие музыкально-ритмических умений и навыков

99

49,5

49,5

Педагогическое наблюдение

итого

108

* Пункты 1,2,3,4,5,6,7  проводятся учителем- логопедом на каждом занятии, для ознакомления детей с упражнениями часть часов отводиться на теоретические задания, а часть на практические.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Педагогического совета

от _______№_________

УТВЕРЖДАЮ

Директор
МКУ  РЦ  «Детство» г. Краснодара

__________________Т.В.Харченко

«______»______________20___г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

По коррекции речевого развития  детей дошкольного возраста 4-7 лет, в том числе с ОВЗ, посредством сочетания слова и движения.

№, п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

примечание

1.

Обследование речи

3

22.09

23.09

25.09

2.

Осень.Гласные звуки А,О,У.

3

29.09

30.09

02.10

3.

Овощи. Гласные звуки Э, Ы, И.

3

6.10

07.10

09.10

4.

Фрукты. Гласные звуки Я,Е,Ё,Ю

3

13.10

14.10

16.10

5

Сундучок осени (Комплексное занятие)

3

20.10

21.10

23.10

6.

Лес. Деревья. Согласный звук М.

3

10.11

11.11

13.11

7.

Грибы. Согласный звук Н.

3

17.11

18.11

20.11

8.

Ягоды. Согласный звук Ф.

3

24.11

25.11

27.11

9

Одежда. Согласный звук В.

3

01.12

02.12

04.12

10.

Зима. Согласный звук П.

3

08.12

09.12

11.12

11.

 Домашние животные. Согласный звук Б.

3

15.12

16.12

18.12

12

Рождественские сказки. Согласный звук Т.

3

22.12

23.12

25.12

13

Новый год(Комплексное занятие)

3

29.12

30.12

12.01

14.

Обследование речи

3

13.01

15.01

19.01

15.

Обувь. Согласный звук Д.

3

20.01

22.01

26.01

16

Мебель. Согласный звук К.

3

27.01

29.01

02.02

17.

Транспорт. Согласный звук Г.

3

03.02

05.02

09.02

18

Дикие животные. Гласные А,О,У согласный звук Х.

3

10.02

12.02

16.02

19.

День защитника Отечества(Комплексное занятие).

3

17.02

19.02

24.02

20

Весна. Гласные  Э,Ы,И и  согласный звук С.

3

26.02

02.03

05.03

21.

Мамин праздник (Комплексное занятие)

3

09.03

10.03

12.03

22

 Животные Севера. Гласные Я,Е,Ё, Ю и согласный звук З.

3

16.03

17.03

19.03

23.

Животные жарких стран. Гласные А, Я, Ё, О и согласный звук Ц.

3

23.03

24.03

26.03

24.

Игрушки.  Гласные У, Ю, Ы, И и согласный звук Ш.

3

30.03

31.03

02.04

25.

Животные морей, океанов. Гласные А, О,У, И и согласный звук Ж.

3

06.04

07.04

09.04

26

 Космос. Гласные Ы, И, Я, Ё и согласный звук Ч.

3

13.04

14.04

16.04

27

Мой дом. Гласные Э, Я,  и согласный звук Щ.

3

20.04

21.04

23.04

28

 Моя Семья. Гласные И, Ы,Э и согласный звук Л.

3

27.04

28.04

30.04

29.

 День Победы (Комплексное занятие)

3

04.05

05.05

07.05

30

Посуда. Гласные Я, Ю, И и согласный звук Р.

3

11.05

12.05

14.05

31.

Профессии. Гласные  А, Я, И, Ы и согласных звуков Ш, Ж.

3

18.05

19.05

21.05

32

Перелетные птицы. Гласные А,У,О  и согласных звуков Т,Д.

3

25.05

26.05

28.05

33.

Лето (Комплексное занятие)

3

01.06

02.06

04.06

34.

Насекомые. Гласные Э, Ы, Ии согласных звуков К, Г, Х.

3

08.06

09.06

11.06

35.

Цветы. Гласные Э,И, Я, Ё и согласных звуков С,З,Ц

3

15.06

16.06

18.06

36.

Обследование

3

22..06

23.06

25.06

Итого

108

3.2. Содержание учебного плана

Раздел.1. Диагностика.

Практика (9 ). Проводится 3 раза в год. В начале, середине и в конце учебного года. Целью исследования является состояние слухового внимания, восприятие и воспроизведение ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и мелкой моторики, а также обследуется речевое развитие ребенка. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий.

Раздел.2.Развитие лексико-грамматических категорий (Лексические темы).

Теория.(49,5)Уточнять  и систематизировать представления детей по запланированным лексическим темам. Совершенствовать  умение детей образовывать и использовать в речи имена существительные, прилагательные, и глаголы.  Закреплять правильное употребление  простых  и сложных предлоговв самостоятельной речи детей.

Практика.(49,5) Выполнять упражнения направленные на   согласовании прилагательных с существительными в роде, числе. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

Выполнять упражнения по  расширению и обобщению словарного запаса.

Раздел 3.Развитие и формирование двигательных умений и навыков(Ходьба, бег, ориентировка в пространстве, соответствие движений темпу музыки)

Теория. (49,5)Научитьдетей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группой;формировать навык обходить различные предметы, не сталкиваться вовремя встречной ходьбы.Соблюдать заданное направление, двигаться поориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а такжестроить шеренги, линейки, колонны. Дети учатся ориентированию впространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения,вповоротах, в маршировке спиной, назад, к центру.

Практика.(49,5) Тренировать детей в ходьбе по дорожке, обозначенной двумя канатами; ходьбе «стайкой», вместе, группой;ходьбе группой (под барабан) к противоположной стене зала;ходьбе вдоль каната по кругу друг за другом, держась рукой за веревку, под звуки барабана, выполнять упражнения ходьбы друг за другом по канату боком приставными шагами. Тренировать детей в ходьбе друг за другом с попутным перешагиванием через различные предметы. Выполнять упражнения на различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.

Раздел.4.Формирование правильного произношения гласных и согласных звуков (Фонетическая ритмика)

Теория.(49,5) Научить детей формировать умения изменять силу и высоту голоса;правильно воспроизводить звуки и их сочетания изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах. Учить правильно воспроизводить речевой материал в заданном темпе;обучатьвосприятию, различению и воспроизведению различных ритмов.Учить выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Практика.(49,5)Тренировать детей в умении правильно воспроизводить гласные и согласные звуки. Выполнять упражнения на изменения силы, высоты голоса.

Раздел. 5.Развитие дыхания и голоса.

Теория.(49,5)Научить детейправильному диафрагмальному дыханию, продолжительному выдоху. Учить детей произносить на одном выдохе звуки, слова и фразы.   Дети учатся контролировать темп и ритм дыхания. Развивать слуховое внимание.

Практика.(49,5)Выполнять упражнения по формированию диафрагмального дыхания, контролируя движения тела. Тренировать детей в выработке длительного выдоха. Использовать упражнения на выработку длительной воздушной струи. Закреплять навыки произношения на  одном выдохе нескольких гласных звуков, слогов, слов, фраз. Развивать силу голоса. Тренировать детей в использовании шепотной и громкой речи.

Раздел.6. Развитие мелкой моторики

Теория. (49,5)Научить свободно и непринужденно выполнять произвольные движения по команде взрослого. Научить выполнять упражнения с различными предметами. Обучать детей выполнять упражнения по подражанию животным. Обучать играм с мячом. Учить детей самомассажу. Учить детей пальчиковым играм. Знакомить детей с различными музыкальными инструментами.

Практика.(49,5) Выполнять пальчиковые упражнения с элементами самомассажа.  Закреплять навыки контроля за расслаблением и напряжением тела. Выполнять упражнения, подражая повадкам животных. Закреплять навыки владения мячом. Выполнять упражнения с движениями из стихотворений. Выполнять задания на музыкальных инструментах.

Раздел  7.Развитие музыкально-ритмических умений и навыков.

Теория (49,5) Развивать чувство ритма, внимания, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоциональное содержание. Научить детей пользоваться мимикой при выполнении упражнений. Научить детей работать в группе, выполняя движения при различных музыкальных произведениях.

Практика (49,5). Выполнять движения соответственно ритму музыкального произведения. Закреплять навыки работы в группе, соблюдая плавность и эмоциональную выразительность.

Блок II коррекция и развитие познавательных способностей у детей с речевыми нарушениями, посредством нейропсихологического воздействия.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

 Цель программы - коррекция познавательных процессов, мелкой моторики, ВПФ, профилактика имеющихся нарушений развитии у детей в возрасте 4-7 лет.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • создать условия для организации психологических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • внедрить современные эффективные технологии коррекции познавательных процессов,
  • развиватьпамять, внимание, воображение, ориентацию в пространстве, творческие способности,
  • активизация межполушарного воздействия.

Учебный план

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

всего

теория

практика

1

Диагностика

3

-

-

Тесты

2

Блок 1

Развитие познавательной сферы.

70

40

30

Упражнения, развивающие игры, беседа

3

Диагностика

3

-

-

тесты

4

Блок 2

Развитие эмоционально-волевой сферы.

15

6

9

Упражнения, развивающие игры, беседа

5

Блок  3

Развитие коммуникативных взаимоотношений.

14

5

10

Упражнения, развивающие игры, беседа

6

Диагностика

3

-

-

тесты

Итого

108

Согласовано

Протокол заседания

Педагогического совета

От __________№______

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКУ РЦ «Детство»

___________________Харченко Т.В.

«______»______________20____г.

Календарно-тематический план программы

п/п

тема

Кол-во

часов

дата

Примеча

ние

1

Диагностика

3

22.09, 23.09., 25.09

2

 Знакомство. (Развитиенавыков неречевойкоммуникации.)

3

29.09,30.09,02.10

3

 Давай дружить (научить детей взаимодействовать, играть в команде).

3

06.10, 07.10, 09.10

4

Наш друг –природа. (Развитиепроизвольногослуховоговнимания).

3

13.10,14.10, 16.10

5

Сундучок осени. К(Развитиекоммуникативнойчувствительностиребенка).

3

20.10,21.10,23.10

6

Прогулка в осенний лес(Развитиепамяти и внимания)

3

27.10, 28.10, 30.10

7

Правила поведения (Развитиеориентации в пространстве)

3

03.11, 06.11,10.11

8

«Волшебные слова» (Умениевыполнятьинструкции)

3

11.11., 13.11, 17.11

9

«Веселый петрушка» (Развитие слуховой и зрительной памяти)

3

18.11., 20.11, 24.11

10

Волшебные снежинки. (Развитиенавыковкоммуникации)

3

25.11 27.11,01.12

11

«В гости к бабушке в деревню».(Развитиевнимания)

3

02.12. 04.12. 08.12

12

Словарик эмоций (Развитиеориентации в пространстве)

3

09.12. 11.12 15.12

13

«Волшебный башмачок»  

(развитие зрительного восприятия)

3

16.12. 18.12. 22.12

14

Новогодние сказки (Развитиепамяти и внимания)

3

23.12.25.12.29.12

15

«Новый год».К (развитиезрительноговосприятия)

30.12 12.01 13.01

16

Диагностика

3

15.01 19.01 20.01

17

«Волшебные слова понимания» (научить детей взаимодействовать, играть в команде).

3

 22.01 26.01 27.01

18

«Теремок» (развить в детях чувство сопереживания, научить их взаимовыручке и взаимодействию).

3

29.01 02.02. 03.02.

19

«Добрый доктор Айболит» (различать положительные и отрицательные качества характера.)

3

05.02 09.02 10.02

20

«В гостях у Умки» (развитие внимания и памяти)

3

12.02 16.02 17.02

21

День защитника Отечества К. (Упражнение на развитие взаимодействия двух полушарий)

3

 19.02 24.02 26.02

22

Здравствуй, весна (Умениеразличатьэмоции)

3

02.03 03.03 05.03

23

Мамин праздник К(Развитиевоображения)

3

 09.03 10.03 12.03

24

Сказка «Сбежавшие игрушки» (Развитиенавыковнеречевойкоммуникации)

3

 16.03 17.0319.03

25

Подводный мир (Упражнение на развитие взаимодействия двух полушарий)

3

23.03 24.03 26.03

26

«Моя большая дружная семья» Развитиенавыковкоммуникации.

3

30.03 31.03 02.04

27

 Мой дом (Развитиепамяти и внимания)

3

 06.04 07.04 09.04

28

Космос (Развитиеориентации в пространстве)

3

 13.04 14.04 16.04

29

«Чем пахнуть ремесла» Развитие слуховой и зрительной памяти

3

 20.04 21.04 23.04

30

«Федорино горе» (Умениевыполнятьинструкции)

3

27.04 28.04 30.04

31

День Победы К. (развитиезрительного восприятия)

3

 04.05 05.05 07.05

32

Перелетные птицы (Развитиепамяти и внимания)

3

 11.05 12.05 14.05

33

«Сказочные приключения в лесу» (Развитие навыков коммуникации.)

3

 18.05 19.05 21.05

34

«Что такое хорошо и что такое плохо» (различать положительные и отрицательные качества характера)

3

25.05 26.05 28.05

35

 Лето.(Научитьдетейвзаимодействовать друг с другом)

3

01.06 02.06 04.06

36

Диагностика

3

 08.06 09.06 11.06

3.3 Планируемые результаты

По окончании обучения по данной программе обучающиеся  должны показать следующие результаты:

Предметные результаты:

  • сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
  • Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
  • Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма).
  • Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. (Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега).
  • Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
  • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

Метапредметные результаты

  • умение принимать и передавать информацию,
  • умение планировать деятельность

Личностные результаты

  • Воспитание бережного отношения к природе, животным.
  • Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.

Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

1.Условия реализации программы

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей.

 Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при проведении занятия – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоениядетьми изучаемого материала.

Необходимым условием является создание на уроке атмосферыдоверия, открытости, доброжелательности.

2.Формы аттестации

Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе должна носить вариативный характер. Оценки достижений детей должны способствовать  развитию их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а так же диагностировать мотивацию достижений личности. Данная программа предусматривает следующие формы и виды контроля над процессом обучения: стартовой и итоговой диагностики 3 раза в год, путем педагогического наблюдения и логопедического обследования.

3.Оценочные материалы.

Для получения количественных данных об эффективности  программы проводится диагностика включающая, ориентировку в пространстве, танцевальное творчество, двигательную активность, чувство ритма и речевых компонентов. Оценка динамики индивидуальных достижений в развитии и коррекции устной речи проверяется стартовой и итоговой диагностикой. В основу оценки легли критерии определения уровня развития речевых и двигательно-музыкальных компонентов,познавательного развития детей. Каждый конкретный результат был отнесен к одному из трех уровней: высокий, средний, низкий.

4.Методические материалы

4.1. Методы обучения

  • Словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
  • наглядные (показ педагогом);  
  • практические, (самостоятельная деятельность детей, проявление творчества и фантазии).
  • метод контроля и самоконтроля

 Основные технологии  работы:

● Технология разноуровнего обучения;

● Развивающее обучение;

● Технология обучения в сотрудничестве;

● Коммуникативная технология;

● Информационно-коммуникативная технология;

● Здоровьесберегающие технологии.

При составлении тематического плана  выделяются  следующие направления работы:

  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
  • развитие общей моторики – динамические игры и кинезиологическиеупражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
  • развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики
  • психогимнастика с элементами межполушарного взаимодействия.

4.2.Алгоритм учебного занятия

Методическая подструктура каждого занятия отражается в плане-конспекте, который составляется на основе тематического планирования и в котором:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях совместно с логопедом ОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

1.Упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2.Выработка продолжительного речевого выдоха,

3.Тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Приложение

Способы проверки усвоения содержания.

Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоение программы позволяет проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе. Предусматривается проведение стартовой и итоговой диагностики 3 раза в год, путем педагогического наблюдения.

Результаты диагностики неречевых психических функций (в баллах)

Ф.И.О

Ориентировка в пространстве

Слуховоевнимание

Восприятие и воспроизводстворитма

Состояниеобщеймоторики

Состояниемелкоймоторики

3- балла усвоил полностью;

2- балл усвоил частично;

1 - балл не усвоил.

Оценочная шкала:

Высокий уровень-2,5-3 б.

Средний уровень- 2,1-2,4 б.

Низкий уровень- ниже 2,1б.

Критерии оценки уровня освоения программы воспитанниками.

Высокий уровень.

Дети легко справляются с ритмичным заданием. У них хорошо скоординированы телодвижения, развито слуховое внимание. Хорошо развита общая и мелкая моторика. Эти дети отличаются легкости, гибкости, быстротой движения, реагированием на движение танцевальной музыки. Дети хорошо воспринимают и воспроизводят разные ритмы.

Средний уровень.

Дети научились слышать и чувствовать музыку, но им не хватает выразительности исполнения движений. Общая и мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении движений допускает неточности. При проверки слухового внимания встречаются ошибки.

Низкий уровень.

Движения неуверенные, раскоординированные. Испытывают трудности  в выполнении движений. Движения не совпадают с ритмом музыки. Общая и мелкая моторика развита очень слабо.

5.Список литературы.

1.А.И. Буренина. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей СПб. ЛОИРО 2000.

2.  М.М. Кольцова Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

3. В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми.

4.Т.Ф. Коренева. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» в 2-х книгах. Москва ВЛАДОС. 2001.

5. Н. В. Нищева. Разноцветные сказки. СПб 1999.

6. Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева.Новые логопедические распевки, музыкальная, пальчиковая гимнастика, подвижные игры. СПб 2013.

7. Е.А. Судакова. Логопедические музыкально-игровые упражнениядля дошкольников. Спб 2013.

8. Г.А. Волкова. Логопедическая ритмика. Москва. ВЛАДОС.2002.

9. Н.Ю. Костылева. Покажи и расскажи. Издательство ТЦ Сфера.2013