Консультация для педагогов "Психодиагностика в детском саду"
консультация по коррекционной педагогике
Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения инвидуально-психологических особенностей личности.
Психодиагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще медицинскую и педагогическую. Цели и задачи диагностики направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника. Другими словами, психодиагностика является основой для построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин нарушений и рекомендации.
В соответствии с ФГОС ДО цель психологической диагностики: помочь педагогу и родителям понять внутреннее состояние конкретного ребенка и особенности его психических процессов, поэтому диагностика проводится:
- только при необходимости (если без диагностики педагог не может понять психологическое состояние ребенка);
- только квалифицированными специалистами;
- только с согласия родителей.
Диагностика в детском саду направлена на разные сферы развития ребенка:
- психофизиологическая сфера (исследуемые функции: тонкая моторика, асимметрия, особенности нервной системы);
- познавательная сфера (исследуемые функции: память, внимание, воображение, восприятие);
- интеллектуальная сфера (мышление);
- эмоциональное состояние;
- личностная сфера (самооценка);
- коммуникативная сфера (взаимоотношения в семье, в группе и прочее).
Диагностика в детском саду — это комплекс заданий, тестов, вопросов и загадок, которые самостоятельно выполняет ребенок, а также анкеты, тесты и опросы, которые выполняют родители ребенка.
Конечно, есть очень понятные и простые тесты, которые можно сделать с ребенком дома, самостоятельно, но все же целостные и объективные выводы может дать только специалист. Диагностика, как в целом, так и в отдельных сферах, имеет множество методик ее прохождения.
Одна из известных диагностик – методика «Рисунок человека».
Методика «Рисунок человека»
Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на листе.
Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:
- представление о самом себе;
- отношение ребёнка к окружающим;
- проецирование на изображение своего идеала;
- отражение привычных действий.
Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.
Анализ рисунка
Данный рисунок выполнен мальчиком четырех лет и поэтому отсутствие каких-то деталей на рисунке является особенностью его возраста.
На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.
- Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
- Нет туловища или туловище в виде палочки.
Если у человека непропорционально большая голова – это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области: давление на психику, головные боли, ослабление интеллекта.
Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа — расширенные глаза.
Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). На рисунке шея не изображена, что говорит о том, что ребенок не стремится себя контролировать. Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.
Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело или вообще не изобразить его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu_psihodiagnostika.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Психодиагностика в детском саду»
Составлена педагогом-психологом:
Абарбанель А.В.
МДОУ «Детский сад №132»
г. Саратов 2021г.
Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения инвидуально-психологических особенностей личности.
Психодиагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще медицинскую и педагогическую. Цели и задачи диагностики направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника. Другими словами, психодиагностика является основой для построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин нарушений и рекомендации.
В соответствии с ФГОС ДО цель психологической диагностики: помочь педагогу и родителям понять внутреннее состояние конкретного ребенка и особенности его психических процессов, поэтому диагностика проводится:
- только при необходимости (если без диагностики педагог не может понять психологическое состояние ребенка);
- только квалифицированными специалистами;
- только с согласия родителей.
Диагностика в детском саду направлена на разные сферы развития ребенка:
- психофизиологическая сфера (исследуемые функции: тонкая моторика, асимметрия, особенности нервной системы);
- познавательная сфера (исследуемые функции: память, внимание, воображение, восприятие);
- интеллектуальная сфера (мышление);
- эмоциональное состояние;
- личностная сфера (самооценка);
- коммуникативная сфера (взаимоотношения в семье, в группе и прочее).
Диагностика в детском саду — это комплекс заданий, тестов, вопросов и загадок, которые самостоятельно выполняет ребенок, а также анкеты, тесты и опросы, которые выполняют родители ребенка.
Конечно, есть очень понятные и простые тесты, которые можно сделать с ребенком дома, самостоятельно, но все же целостные и объективные выводы может дать только специалист. Диагностика, как в целом, так и в отдельных сферах, имеет множество методик ее прохождения.
Одна из известных диагностик – методика «Рисунок человека».
Методика «Рисунок человека»
Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на листе.
Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:
- представление о самом себе;
- отношение ребёнка к окружающим;
- проецирование на изображение своего идеала;
- отражение привычных действий.
Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.
Анализ рисунка
Данный рисунок выполнен мальчиком четырех лет и поэтому отсутствие каких-то деталей на рисунке является особенностью его возраста.
На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.
- Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
- Нет туловища или туловище в виде палочки.
Если у человека непропорционально большая голова – это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области: давление на психику, головные боли, ослабление интеллекта.
Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа — расширенные глаза.
Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). На рисунке шея не изображена, что говорит о том, что ребенок не стремится себя контролировать. Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.
Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело или вообще не изобразить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей в детском саду "Как не болеть в детском саду".
Советы как водить ребенка в детский сад....
Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и
Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...
Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?
Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...
Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции
Детские манипуляции...
Консультация для родителей в детском саду «Детское экспериментирование»
- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.- Формировать п...
Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».
Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....
Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции
Что делать, если ребенок манипулятор?Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чув...