Плана наблюдения за особенностями взаимоотношений между обучающимися в классе
материал по коррекционной педагогике

Бабалиева Наталья Сергеевна

План наблюдения:

1. Гипотетический этап
2. Экспериментальный этап

3. Педагогические рекомендации по улучшению межличностных отношений в группе учащихся

4. Личностная рефлексия


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плана наблюдения за особенностями взаимоотношений

между обучающимися в классе

План наблюдения:

1. Гипотетический этап
2. Экспериментальный этап

3. Педагогические рекомендации по улучшению межличностных отношений в группе учащихся

4. Личностная рефлексия


     Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают -вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.
     Во-первых, коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе.
     Второй  важный момент, который объясняет  наше обращение к этим проблемам, связан с тем, что в практике каждого  учителя существуют ситуации, когда  он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы. Одной из таких важнейших особенностей является специфика межличностных отношений в классе. 

1. Гипотетический этап 
     Для наблюдения за особенностями взаимоотношений между обучающимися выбираем класс.
     На основе наблюдения за учащимися на уроках, переменах, мероприятиях надо вдвинуты следующие предположения: Кто «Лидеры» в классе (среди девочек и среди мальчиков) и отвергаемых коллективом

Так же провести предполагаемые выборы

     Таблица 1. Предполагаемые выборы

№ п/п

ФИ ребенка, который будет выбирать

ФИ ребёнка, которого он(она) выберет

Обоснование выбора на основе наблюдения

 
2. Экспериментальный этап
      Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
      Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной учебы.
      Ход тестирования: каждому ученику выдать заранее приготовленный лист. После сбора ответы обработать и были сделать выводы.

Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов определенное (3-5 учащихся). Желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь.
      Инструкция:

«Кого из ваших товарищей по данному классу вы обязательно включили бы вместе с собой в новый класс?», «Кого бы вы точно не включили?»

      На каждый из этих вопросов необходимо дать письменный ответ, перечислив в порядке предпочтения (отклонения) товарищей по классу в соответствии со смыслом вопроса.
    Сделать выводы и подвердить гипотезу о том, кто является лидерами и отверженными.

  1. Педагогические рекомендации по улучшению межличностных отношений в классе
         Трудности, которые испытывают учащиеся среднего звена (подростки) в межличностном общении, кратко можно охарактеризовать следующим образом:
  • проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек в возрасте, установление полоролевых отношений и их культуры;
  • успешность и не успешность некоторых детей;
  • в более старшем возрасте трудности понимания и принятия, установления общения на фоне симпатии полов.

     Класс – это микрогруппа, поэтому для  учителя важно правильно организовывать общение, учитывать иерархию ролей  учащихся и их взаимоотношения.
     Так что же может сделать классный руководитель, как он может повлиять на подобные ситуации, разрешить такие трудности?
1. Создавать и поощрять позитивное межличностное общение.

     Все люди заряжаются и заражаются друг от друга (положительными или отрицательными) эмоциями. Поэтому классному руководителю просто необходимо следить за тем, как он выглядит, что говорит. Нервозность, истеричность, уныние заносят в детские коллективы нередко сами педагоги, плохо отдавая себе отчет в своих проявлениях. Важно напоминать детям о внимании к друг к другу, умении прощать, приходить на помощь и проч. обычных проявлениях обычной бытовой гуманности.
2. Внимание наблюдать за межличностными отношениями.

     Если учитель внимательно наблюдает за ребятами, то все их отношения как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Высказав свою озабоченность отношениями, которые складываются в классе, можно задать простой вопрос. Вообще индивидуальные разговоры играют значительную роль в работе по обеспечению нормальных отношений между ребятами. Индивидуальные разговоры могут быть и убеждающего характера, это могут быть и прямые требования (не делать чего-либо).
3. Опираться на лидеров класса (лидеров по учебе и лидеров по личностной симпатии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

Рекомендации воспитателям по формированию у дошкольников культуры отношений, коммуникативных умений,...

"Формирование положительных взаимоотношений между детьми"

Мне очень нравится одно короткое, но емкое стихотворение "Жить на свете очень туго без подруги или друга. Без тебя и твой щенок бесконечно одинок". Ни одно живое существо не может жить в изоляции от о...

Проект "Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей"

Данная проблема на сегодняшний день очень актуальна. так как взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста не всегда складываются благополучно....

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".

Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...

Развитие дружеских взаимоотношений между народами как один из аспектов нравственно – патриотического воспитания дошкольников

Обратить внимание коллектива детского сада на один из аспектов нравственно – патриотического воспитания – воспитание дружеских взаимоотношений между народами – заставил конфликт между детьми старшей г...

Родительское собрание в старшей подготовительной группе "Особенности взаимоотношений между ребенком и родителями"

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.( С. Брандт)На родительском собрании используется интерактивное общение с родителями. Для этого используются различные игровые формы....