Мастер-класс "Стимулирование речи у ребенка с задержкой речевого развития"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Мастер-класс поможет осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми с задержкой речевого развития, применить эффективные приемы и методы и успешно осуществлять развитие речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stimulirovanie.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Характерные черты: качественное и количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи, отсутствие у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам.
Неврологический статус: особенности поведения ( гипервозбудимость или пассиность ); неустойчивость внимания; задержка в развитии моторики; задержка в развитии активного и пассивного словарного запаса; - задержка в развитии психических процессов.
Причины задержки речевого развития: Биологические Патология беременности и родов Частые заболевания Тугоухость Генетический фактор Социально-педагогические Педагогическая запущенность Билингвизм Эмоциональные стрессы Гиперопека Несоответствущая возрасту ребенка избыточная информации
Задачи коррекционно-развивающей работы: Формирование положительной мотивации к занятиям Для установления контакта, преодоления негативизма в занятия включаются невербальные задания, любимые игры ребенка. В работе с гиперактивными детьми для установления эмоционального контакта нужно вернуться к играм более раннего возраста: «Ку-ку», «Сорока-ворона», укладывать спать куклу, лечить мишку . Пассивных детей стараемся больше хвалить, одобряем их действия.
Развитие общей моторики Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Упражнения, направленные на развитие координации ребенка, учат его сочетать движения со стихотворным текстом, развивают понимание речи.
Развитие мелкой моторики Развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем речевые и двигательные центры, следовательно, развиваем речь. Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша Массаж ладони и пальцев ребенка Развитие движений пальцев при работе с палочками: выкладывание фигуры Развитие движений пальцев при работе с мозаикой: украшение елки игрушками
Перекладывание мелких предметов для формирования пинцетного захвата Пересыпание крупы из одной емкости в другую Переливание воды из одной емкости в другую Выкладывание пуговицами предмета по контуру
Развитие тактильных ощущений На основе восприятия формируем представление о свойствах предмета, что способствует развитию словарного запаса. Вызываем звукоподражания: касаемся колючей поверхности ладошкой и каждым пальцем отдельно: произносим «ай, ой», трогаем мягкое, пушистое, приговариваем «мяу» Тактильные дорожки Катаем ладонями шишку Катаем на тыльной стороне ладони орех Ищем мелкие предметы в «пальчиковом бассейне»
Пальчиковые игры Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков: «зайка», «коза», «замок», «елка» Активные движения пальцев, сопровождающие стихотворный текст: «Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу», «Кулачок – ладошка, я иду, как кошка»
Су-Джок терапия Массаж ладони шариками, массаж пальчиков колечками. Благотворно влияет на оздоровление внутренних органов, развивает речь, устойчивость внимания, формирует усидчивость, способствует сенсорному развитию при соотнесении половинок шариков
Развитие слухового восприятия Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира. Определение предмета по характеру звучания, направление звучания. 2. Игры со звучащими игрушками. Умение производить звук с помощью игрушки. Различение звуков: длинные-короткие , высокие-низкие , громкие-тихие . Передача ритма, силы звучания в соответствии с предложенным игровым образом. Угадывание звучащего предмета. 3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей. Различение звукоподражаний. Выполнение поручений и инструкций педагога. Выделение данного слова из ряда других слов. «Что звучит?» Выполнение поручения: «Возьми лейку и полей цветок»
Развитие зрительного восприятия Для развития зрительного восприятия полезно развивать умение находить игрушку или предмет в окружающем пространстве. Проводим игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур. Начинаем работу с классификации игрушек, даем задание: выбери все машинки (куклы); выбери все шарики (кружки); выбери все кубики (квадраты). Выполнение задания на соотнесение предметов по цвету начинаем с усвоения слова: «такая (ой)»: «Где такой же кружок?» Ребенок отбирает по 2 кружка одинакового цвета и показывает 2 пальчика, обозначающие количество кружков одного цвета, выполняет задание: «Разложи грибки по «домикам» такого же цвета, как грибок. У детей с ЗРР затруднено восприятие картинок, поэтому сначала показываем изображение предмета, обводя его пальцем, затем то же самое делаем с помощью пальчика ребенка. Изображаемый объект сначала называем словом, и только после этого произносим звукоподражание. При назывании действия, изображенного на картинке, следует обязательно указывать, какой предмет производит действие: «Шарик лопнул: «Бах!», а не просто: «Бах!» Устанавливаем соответствие между двумя изображениями, используя одинаковые изображения предметов, как в игре «Лото». Сравниваем две элементарные картинки и находим в них несоответствия. Различаем персонаже сюжетных картинок: «Покажи, где девочка умывается, где мальчик умывается», разные действия персонажей.
Дыхательная гимнастика Чтобы ребенок быстрее начал говорить и впоследствии быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание, необходимо выполнять дыхательные упражнения в игровой форме: «Подуй на шарик», «Подуй на кораблик», «Кто спрятался за листиком?» и т.д. Тренируем длительный плавный выдох.
Артикуляционная гимнастика Упражнения артикуляционной гимнастики помогают улучшить подвижность артикуляционных органов, формируют позы губ, языка, необходимые для произнесения звуков, а также и слов ребенка. Эффективным является использование нетрадиционного метода – биоэнергопластики – соединения движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Рука показывает, какое положение принимает язык. При этом развитие артикуляционной моторики ускоряется, так как работающая рука усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Учитывая возраст ребенка, используем самые простые сочетания движений руки, языка или губ.
Кроме традиционных упражнений по развитию подвижности губ и языка, используя методику О.А.Новиковской, проводим упражнения с элементами массажа для губ: «Расческа». Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить ее нижними зубами. Упражнения с элементами массажа для языка : - «Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка. - «Накажем язычок». Высунуть язык изо рта, шлепать по нему верхней губой, произнося: « пя-пя-пя », затем слегка покусывать его, произнося «та-та-та». «Хоботок» «Расческа» «Любопытный язычок», «Накажем язычок»
Развитие импрессивной речи Важным условием появления активной речи является владение ребенка достаточным пассивным словарем. Для этого необходимо, чтобы слово было не просто выучено, а включалось в жизнь и деятельность ребенка. Сначала ребенок воспринимает слово вместе с предметом, действием, признаком, затем это слово в соответствующих ситуациях повторяется взрослыми многократно, и, наконец, слово становится «своим», т.е. ребенок начинает пользоваться им в общении. При этом необходимо, чтобы ребенок как можно полнее воспринимал предмет: ощупывал его, мял, слышал издаваемые им звуки, проделывал с ним разнообразные действия. Все слова проговариваются с естественной интонацией, с несколько нарочитым выделением ударного слога. Используем игры: «Найди картинку», «Выбери картинку», «Лото». Игры способствуют развитию понимания названий предметов.
Для развития понимания действий проводится работа с картинками, изображающими действие: «Выбери картинки: кто сидит, кто летит, кто идет» и т.д. Далее различаются действия разных персонажей на сюжетных картинках: «Покажи, где мальчик стоит, где девочка сидит, где кораблик плывет» и т.д.
Развитие экспрессивной речи «А» - широко разводим руки вперед - в стороны. «У» – плавное движение рук вперед. «О» – плавное движение обеих рук в стороны – вверх. «И» – плавное движение обеих рук в стороны. Поощряем любое проявление речевой активности ребенка, но не принуждаем его к повторению. Если ребенок не проявляет речевой активности, произносим необходимое слово вместо него, и одобряем его, как если бы он произнес слово самостоятельно. Целесообразно повторять за ребенком звукоподражания, но нельзя повторять искаженные слова. Ответственный момент в работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать звукам и словам взрослого. Эффективным средством развития подражания является фонетическая ритмика , когда гласные пропеваются с движениями рук:
Стимулирование произнесения звукоподражаний в играх Детская психика устроена так, что при эмоциональном возбуждении, в игровой деятельности у ребенка повышается двигательная активность, возникает двигательный импульс, который совмещается с непроизвольным резким выдохом. Резкий выдох сопровождается непроизвольной голосовой реакцией, и таким образом движение сопровождается звуком. Это мы используем для развития звукоподражаний. Ребенок подбрасывает шар вверх, одновременно произносит: «ух», мяч бросает вперед сначала со звуком «а», затем со слогом «на», бросает мелкие предметы в воду, проговаривая: «буль-буль», строит из мозаики дорожку и катает машинку: « би-би ».
В игре «Кто у нас хороший, кто пригожий?» добиваемся от ребенка ответной реакции: «Я!» Также задаем вопросы, на которые ребенок может ответить «Я»: «Кто будет сидеть на этом стуле?», «Кто достанет картинку?» В игре «Паровоз» – ребенок резко разжимает кулаки со звуком « п », далее присоединяем гласные звуки, получаем слоги: «па, по, пу , пы ». «Крышка на чайнике» – стучит ладошкой по кулаку: «б-б-б», аналогично присоединяем к звуку «б» гласные звуки. «Дождик» – стучит пальцами по столу: « к-к-к », далее произносит: «кап-кап-кап».
Игра «Дождь и ветер». Рисуем на листе большого формата непрерывные круговые линии с протяжным звуком ветра: «у-у-у». Потом вертикальные короткие черточки со звуком дождя – кап-кап-кап. Дождик капает в лужу, ребенок рисует маленькие кружочки со словами « Буль-буль-буль ». Изображает, как пищит мышка, проводя прямую непрерывную линию с многократным произнесением «пи-пи-пи» или рычит мишка: тянет длительно: «э-э-э» При проведении массажа ребенком стимулируем произнесение звуков: ребенок большим, указательным и средним пальцами правой руки сильными резкими движениями захватывает большой палец левой руки и произносит «а», захватывает указательный и произносит «о», средний - «у», безымянный - « ы », мизинец - «э», сжимает все пальцы, нажимает ими на ладошку и произносит «и». Руки меняются. Другой вариант – ребенок совершает ползущие массирующие движения по пальцам от кончика к основанию, произнося непрерывные звуки: А-А-А, О-О-О, У-У-У, Ы-Ы-Ы, Э-Э-Э, потирает ладошки: И-И-И.
Вызываем произнесение гласных звуков при прикасании пальцев друг к другу, ударяем 2 раза пальцами и произносим по 2 звука: А, А; О, О; У, У; Ы, Ы; Э, Э; И, И.
Работа над словом и предложением При переходе от произношения звукоподражаний к словам начинаем с работы над именами собственными. Например, ребенок может произносить звуки «А, ня » – это слово Аня. Выстраиваем цепочку слов, где каждое последующее слово отличается от предыдущего на один звук: « Аня-Таня-Ваня-Даня-Маня-Маша » и т.д. Далее переходим к обычным словам: кошка, зайка, мишка, собака. В целях предупреждения пропуска слогов, сокращения слов прохлопываем слова по слогам. Если даже вначале ребенок будет произносить слова по слогам, то затем пауза между слогами исчезнет, и слово будет произноситься целиком. Важным этапом в развитии речи является введение в активную речь глаголов, возможно даже в лепетном варианте. Соединяя глагол с существительным, даем образец ребенку и получаем фразу: «На, Таня! Иди, Таня! Пей, Ваня! Спи, Маня!» Учим ребенка в общении вначале выражать просьбу одним словом: «Дай, помоги, надень, пойдем». Затем учим выражать просьбу предложением: «Давай играть, дай мне мяч». По сюжетным картинкам составляем простые предложения сначала из 2 слов, отвечая на вопрос: «Кто что делает?»: «Мальчик рисует». Далее распространяем предложения до 3 и более слов, добавляя дополнение: «Мальчик рисует яблоко», определение: «Мальчик рисует красное яблоко», однородные члены предложения: «Мальчик рисует яблоко, грушу, апельсин», и наконец, переходим к сложным предложениям: «Коля
нарисовал яблоко, а Юля нарисовала грушу». Большую помощь в развитии фразовой и связной речи оказывают современные методы развития речи: схемы, мнемотаблицы , информационные компьютерные технологии. Опираясь на схему, ребенок может составить рассказ-описание какого-то предмета. При помощи мнемотаблиц составить связный рассказ о явлении окружающего мира, например, о текущем времени года. С помощью ИКТ дети получают максимальный объем информации, что активизирует и расширяет словарный запас.
Схемы и таблицы учат детей правильно согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги. Для рассказывания сказок детям помогают картинки-подсказки. Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Эффективность коррекции зависит не только от участия педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с задержкой речевого развития в домашних условиях
Фомирование обобщающих понятий в домашних условиях...
Игры для активизации речевой подражательности у ребенка с задержкой речевого развития
Речевая игра служит фоном, который поможет установить контакт с ребенком; поможет обыграть сюжет и активизирует его речевую подражательность. В зависимости от уровня речевого развития ребенка взрослы...
Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.
Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названи...
Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье
Консультация для родителей...
Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития. Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речи у детей с задержкой речевого развития.
Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речевых процессов....
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога.На основ...