Гиперактивный ребенок
консультация по коррекционной педагогике
Рекомендации, советы родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnyy_rebenok.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивный ребенок
Ваш ребенок непоседа? Он не может просидеть спокойно и минуты? Все домашние очень быстро устают от общения с ним, а воспитатели или учителя постоянно жалуются на его поведение? Возможно, что у Вас гиперактивный ребенок.
Симптомы гиперактивности. Как же проявляется гиперактивное поведение? Гиперактивный ребенок суетлив, он очень много двигается, ему сложно сидеть. Такой ребенок постоянно вертится на месте, может быть чрезмерно говорливым, раздражать своей манерой поведения. Довольно часто такие детки бывают агрессивны, вызывают множество конфликтов и споров, так как они плохо контролируют свои побуждения и достаточно импульсивны. Часто у гиперактивного крохи плохая координация движений или недостаточный мышечный контроль, он постоянно роняет или ломает вещи, проливает жидкости; он довольно неуклюж. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, из-за чего он постоянно отвлекается. Он задает множество вопросов и редко дожидается на них ответов. Если такому ребенку задают вопрос, то он отвечает быстро, не дождавшись конца вопроса. Он не может спокойно дождаться своей очереди, вмешивается в чужие разговоры, игры.
Такое поведение может быть следствием как перцептивных и неврологических двигательных расстройств, так и психологических проблем. К примеру, боязливые, раздражительные, тревожные дети могут производить впечатление гиперактивных.
Некоторые исследователи предполагают, что гиперактивность имеет генетическую основу, так как зачастую гиперактивные детки рождаются в семьях, в которых такой диагноз ставили маме или папе, или другому близкому родственнику.
Первые признаки гиперактивности, как правило, проявляются еще в раннем дошкольном возрасте. Чаще гиперактивность встречается среди мальчиков.
Диета. Для гиперактивных деток особенно важно полноценное сбалансированное питание. В их рацион обязательно должны входить витаминосодержащие продукты. Во времена недостатка естественных витаминов в питании (зимой и ранней весной) таким деткам нужно принимать витаминные комплексы. Для выбора витаминного комплекса обязательно обратитесь к врачу (невропатологу или педиатру). Помните, что многие гиперактивные детки имеют предрасположенность к аллергиям.
В меню ребенка должны входить продукты, в которых содержаться необходимые микроэлементы (калий, кальций, магний и т. д.). Обязательные продукты: мясо (телятина, птица), говяжья печень, гречневая крупа, морепродукты, творог, овощи, фрукты, натуральные соки.
Желательно избегать таких продуктов питания: шоколад, конфеты, лимонады, белые мучные изделия, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. И осторожно вводить в пищу аллергеносодержащие продукты: яйца, жирные молочные изделия, продукты, содержащие консерванты, красные и желтые фрукты и овощи.
Режим дня. Гиперактивному ребенку очень сложно сконцентрироваться на соблюдении определенных норм и правил. Самые первые нормы, с которыми встречается в своей жизни маленький человечек – это распорядок дня. Если взрослые члены семьи возьмут на себя обязанности по четкому соблюдению режима, то из этого процесса можно извлечь следующую пользу. Во-первых, жесткое следование порядку в доме будет постепенно, но ежедневно обучать маленького кроху структуре, что будет развивать его концентрацию на своих обязанностях. Во-вторых, соблюдение строгого режима дня позволит Вашему ребенку не переутомляться, вовремя есть и вовремя отдыхать.
Каким же должен быть режим дня гиперактивного ребенка.
Такие детки обычно поздно засыпают. Им свойственно долго крутиться в кроватке. Они могут становиться «мостиком», петь песни, играть, задавать массу вопросов и долго не засыпать. Поэтому такого ребенка бывает сложно добудиться утром. А если все-таки Вам это удалось, то полдня он может быть раздраженным и агрессивным. Как же быть? Для начала постарайтесь установить оптимальное время подъема. Если ребенок посещает садик или школу, то это должно быть максимальное время для того, чтобы успеть собраться и не опоздать (такого ребенка необходимо с раннего детства приучать к пунктуальности). Если же ребенок после просыпания остается дома, то время подъема должно быть разумным. Не будите ребенка громкими призывами вставать, не вынимайте его из постели, пока он сам этого не захочет. Идеальный вариант пробуждения такой. Подойдите к кроватке своего крохи, погладьте его по голове, поцелуйте, пожелайте доброго утра. Только после этого переходите к тому, что уже пора вставать. Хорошо, если у Вас выработается определенная система просыпания с какими-нибудь символами. Это может быть утренний расслабляющий массаж; песенка, которую поет мама; 15 минут лежания в родительской постели или что-нибудь другое.
В Вашем распорядке дня должно быть четко установлено время еды. Для того чтобы определить время первого приема пищи (завтрака) пронаблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на то, какие у него суточные биоритмы. Если Ваш малыш долго отходит ото сна, с утра вялый и менее подвижный, то, скорее всего, его организм будет готов к первому приему пищи не раньше, чем через 1 – 1,5 часа. Так же симптомами неготовности к приему пищи могут быть тошнота во время завтрака, полное отсутствие аппетита. В таком случае не заставляйте его есть раньше этого времени. Если есть возможность, чтобы такой ребенок первый прием пищи получал в садике или школе – это будет лучшим решением этого вопроса. Если же ребенок остается дома, займите его на этот час каким-нибудь спокойным, но обязательно интересным делом. Если же напротив, Ваш малыш с раннего утра проявляет максимум активности, то его первый прием пищи должен быть в первые полчаса после просыпания.
Для такого ребенка большую роль играют ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу! Дайте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам (в резиновых сапогах), стучит палкой по столбу. Если ему свойственны агрессивные состояния, то лучше всего разряжать агрессию на улице. Чаще всего дети сами выдумывают способы снятия своих напряженных состояний. Но если у Вашего крохи это не получается – подскажите ему. При этом не упустите возможности поговорить с ним о том, что разряжать агрессивные состояния можно только на неживых предметах (детской горке, фонарном столбе, камнях, асфальте и т. д.). При этом нельзя причинять вред другим детям, замахиваться (даже в шутку) на взрослых, бить и ломать растения и обижать животных.
Во время прогулки Вы преследуете несколько целей: обогащение кислородом, разрядка напряжения, удовлетворение гиперактивных процессов, социализация ребенка в естественных условиях – на детской площадке. Так же на прогулке у Вас появляется намного больше возможности для смены деятельности. Дайте малышу сначала побегать, поскакать. Затем переключите его внимание на что-нибудь интересное, но спокойное. Рассмотрите птичку (что у нее есть? клюв, перья, крылья и т.д.), изучайте цвета по проезжающим автомобилям, расскажите ребенку о марках машин, посчитайте деревья в саду и др. Предложите ребенку прогулку в том направлении, которое он выберет сам. А потом с любого места пусть он, руководя Вами, отыщет дорогу домой. Старайтесь переключать свою детку с активных игр на более спокойные и обратно с частотой в 15 – 30 минут.
Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2-х до 4-х часов. Для того чтобы процесс укладывания такого ребенка проходил с наименьшими сложностями, постарайтесь выработать определенный ритуал. Например, после обеда отнесите малыша на ручках (обнимая и целуя) в ванную, где вместе вымойте руки. Позвольте ему самому закрыть кран и выключить свет. Расстелите вместе его постель. Пока малыш засыпает, посидите рядом, почитайте сказку, погладьте по руке, возьмите с собой спать любимую игрушку. Можно сделать перед сном расслабляющий массаж.
Разрабатывая режим дня для своего ребенка, учтите несколько моментов: этот режим не должен меняться длительное время; он должен быть удобен Вам, Вашему ребенку и не мешать посещать детские учреждения; режим
Взаимоотношения взрослых с гиперактивным ребенком.
Гиперактивный ребенок излишне подвижен, невнимателен, шумен; ему свойственно «плохое» поведение. Поэтому взрослые, которые находятся в постоянном контакте с таким малышом, быстро устают, раздражаются. Нередко переходят на крик при общении с ребенком.
В первую очередь, нужно относиться к проявлениям поведения такого ребенка с пониманием. В этом Вам поможет знание о том, что Ваш малыш не ставит перед собой задачи расстроить или обидеть родных. На вопрос: «Зачем ты это делаешь?» такие детки искренне отвечают: «Не знаю». Ведь причиной такого поведения ребенка не является его желание «плохо» себя вести. Чаще всего такие малыши очень хотят быть «послушными», «не обижать маму и папу», но в силу своей особенности им это, к сожалению, не удается.
Помогите своему крохе. Для начала Вам нужно набраться терпения и побеспокоиться о том, чтобы у Вас была возможность отдыхать от ребенка. Договоритесь с кем-то из домашних о том, чтобы Вас периодически сменяли или возьмите почасовую няню на несколько дней по несколько часов в неделю. Любому ребенку нужна любящая, заботливая, а главное! счастливая и психологически уравновешенная мама. А гиперактивный ребенок нуждается в этом еще больше.
Старайтесь не кричать на ребенка. Добиться криком послушания от гиперактивного ребенка у Вас не получится, а вот его психика (и, в первую очередь, самооценка) будет страдать. Старайтесь объяснять ему все спокойным тоном, при этом важно, чтобы Ваше общение происходило «на равных» позициях. Для этого Вы можете посадить ребенка возле себя или присесть перед ним на корточки. В таких условиях общение, а также критика, будут восприниматься ребенком с наибольшей пользой.
Самое страшное наказание для гиперактивного ребенка – постановка в угол. В таком положении он ограничен физически и пространственно, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии. Такая мера наказания может развить в гиперактивном ребенке фобии, комплексы, снизить самооценку и т. д. Поэтому старайтесь избегать такого вида наказания при взаимодействии с гиперактивными малышами.
Самый лучший способ взаимодействия с таким ребенком – сотрудничество. Если Ваш малыш напакостил, поговорите с ним. Попытайтесь вместе определить причины его поступка. Дайте возможность малышу осознать свою неправоту, попросить прощения и разработать дальнейший план действий. В этот план будут входить способы ликвидации последствий «плохого» поступка (если это возможно). Например, если ребенок разбросал вещи или игрушки по квартире, то помогите ему разработать план уборки и т.д. Так же в этот план будут входить меры наказания в случае повтора рецидива. При этом разработкой плана вы должны заниматься вместе, и он обязательно должен быть согласован и утвержден и Вами и ребенком.
Гиперактивному ребенку необходимо признание его важности. Как можно чаще показывайте ребенку свои чувства к нему. Обнимайте его, целуйте, говорите о том, как вы его любите, и как он Вам дорог.
При взаимодействии с таким ребенком необходимо помнить о том, что ему сложно концентрировать внимание на чем-то одном. Его интерес постоянно «скачет» с одного объекта на другой, он не может закончить начатое дело. Поэтому одной из Ваших первых задач стоит задача обучения ребенка завершать начатое дело. Для этого во время любых занятий с одной стороны следите за тем, чтобы в каждом элементе игры или действия было логическое завершение, а с другой – следите за вниманием ребенка. При этом Вы должны быть готовы переключаться вслед за интересами ребенка. Но обязательно возвращайтесь к предыдущему занятию и заканчивайте его. Например, Вы рисовали с малышом картинку, и вдруг он вскочил и подбежал к окну. Подойдите к нему, обнимите. Рассмотрите то, что сейчас есть за окном. Обсудите те моменты, которые заинтересовали малыша. После того, как интерес к окну у ребенка пропадет, вернитесь к окончанию недоделанного рисунка и обязательно завершите его.
У ребенка с такими сложностями, как гиперактивность, обязательно должна быть возможность эмоциональной и физической «разрядки». Такому ребенку просто необходимо бегать, прыгать, кричать и бурно реагировать. Задача взрослых, которые окружают такого кроху – дать ему возможность такой разрядки без ущерба для обучения и отношений с окружающими. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у Вашего малыша было выделено место и время для таких «разгрузок». Это могут быть более частые прогулки, особенно перед сном или любой спокойной деятельностью; личное место в квартире, которое оснащено всевозможными лесенками и горками или посещение активных кружков, например активный спорт или танцы. При этом главное, чтобы выбранное Вами занятие ребенку нравилось и было интересно.
Игра гиперактивного ребенка.
В жизни ребенка игра занимает большую часть. Игра – это ведущая деятельность ребенка. Играя, малыши отдыхают, учатся, развиваются, адаптируются, социализируются и т. д. При помощи игры они входят в наш взрослый мир посредством моделирования его элементов.
Как же играет гиперактивный ребенок? Из-за сложностей с концентрацией внимания такой ребенок редко доводит начатую игру до конца. Он может перескакивать от одного действия к другому, ему сложно дождаться своей очереди при совместной групповой игре, ему трудно придерживаться всех правил, особенно, если игра достаточно сложная.
Обратите внимание на то, как играет Ваш ребенок. Чего в играх он избегает, что у него получается хуже всего. Обсудите с ним Ваши наблюдения. С помощью игры Вы можете научить кроху концентрировать свое внимание и доводить начатое дело до конца. Для этого начинайте с простых игр, с небольшим количеством правил. Если ребенок отвлекся – позвольте ему это, но потом обязательно вернитесь к игре и закончите ее. Когда у крохи это будет получаться самостоятельно, без Ваших напоминаний – переходите к более сложным играм.
Играйте с ребенком в ролевые игры. Предлагайте ребенку на выбор роли, но при этом следите, чтобы ребенок в игре бывал как в активных, так и в пассивных позициях. Например, играя с малышом в школу, предлагайте ему поочередно бывать в роли ученика и в роли учителя. Предложите своему ребенку один день в неделю побывать в роли папы или мамы. Такие игры научат Вашего непоседу планировать и нести ответственность, что с таким трудом дается ему в повседневной жизни.
Самооценка. Помните о том, что у гиперактивных деток зачастую занижена самооценка. Поэтому особое внимание при воспитании такого ребенка следует уделить формированию адекватной самооценки. Для этого старайтесь придерживаться следующих правил. Не ругайте ребенка при ком-то, все спорные вопросы выясняйте с ним наедине. Не прибегайте к физическому наказанию. При общении с малышом избегайте оценивания его личности. Если ребенок поступил плохо, не говорите, что он плохой ребенок. Скажите, что это был плохой поступок. При этом не следует использовать и позитивное оценивание. Оценивайте не личность, а поступки. Не прибегайте к сравниванию крохи с другими детками.
Умейте признавать свои ошибки при ребенке. Этим Вы покажете малышу, что любой человек имеет право на ошибку и идеальных людей не бывает. Такой опыт поможет крохе легче справляться с собственными ошибками, что благоприятно повлияет на формировании адекватной самооценки.
Если Вы – родитель гиперактивного ребенка, возьмите себе в помощники психотерапевта и невропатолога, наберитесь терпения – и у Вас обязательно получится воспитать полноценную личность и избежать возможных негативных последствий такого диагноза. Вы ведь любите свою кроху, заботитесь о ней. Это самое ценное, что есть в Вашей жизни. А для Вашего малыша самым ценным как раз и являются Ваши любовь и забота.
Рекомендации родителям:
• В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
• Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».
• Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
• Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.
• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
• Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
• Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.
• Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.
• Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.
• Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
• Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Гиперактивность. Гиперактивный ребенок.
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следс...
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....
Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.
Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...
Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?
Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...