Проект: «Ознакомление родителей с речевым развитием детей 3-4 лет»
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Березина Мария Ильинична

Актуальность проекта

 

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче  и правильнее у ребенка речь:
тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро.  В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно ознакомить родителей с речевым развитием детей 3-4 лет и укрепить связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.

 

Организационно-подготовительные мероприятия.

 

Основная цель консультирования повышение компетенции родителей по вопросам речевого развития дошкольников в возрасте 3-4 лет.

Задачами консультирования являются:

  • Объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка;
  • Раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания;
  • Формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения детей (радоваться успехам);
  • Приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Формат организации консультативной помощи: информационно-просветительский (лекция)

Целевая аудитория:

- родители детей дошкольного возраста (3-4 лет), не посещающие детские сады;

- граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей 3-4 лет, оставшихся без попечения родителей;

- родители, чьи дети 3-4 лет находятся на семейном обучении;

- родители детей 3-4 лет с ОВЗ и инвалидностью;

- родители, нуждающиеся в помощи при воспитании детей 3-4 лет, имеющих различные проблемы в поведении, развитии, социализации.

Осуществление информирования потенциальных родителей о проведении консультации: объявление на стойке информации в группе детей 3-4 лет, сайт МДОУ.

 

Материальное и методическое оснащение: аудитория (актовый зал), стулья по количеству слушателей, проектор, интерактивное оборудование, принадлежности для записи (шариковые ручки, листы бумаги), буклеты с информацией для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста 3-4 лет», презентация по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста 3-4 лет».

 

Практический этап

 

  1. Сообщение темы консультации. Создание и формирование проблемного вопроса, подбор теоретического материала по развитию речи.

 

  1. Описание хода мероприятия:

Лекция по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста 3-4 лет».

Младший дошкольный возраст (от 3-х до 4-х лет)

Словарь

К трем годам практически заканчивается анатомическое созревание речевых зон мозга. Почти все исследователи подчеркивают, что в этом возрасте происходит «номинационный взрыв», ребенок стремительно накапливает словарь. К трем годам в словаре ребенка от восьмисот до тысячи слов, а к концу четвертого года уже около полутора тысяч слов. Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.

Грамматический строй речи

В речи ребенка четвертого года жизни еще встречаются грамматические ошибки: [ДЕРЕВЫ] вместо ДЕРЕВЬЯ, [ПЕНИ] вместо ПНИ, [ЛОШАДИЙ] вместо ЛОШАДИНЫЙ, [СОЛДАТОВ] вместо СОЛДАТ и т.п.

По данным многих исследователей (Шахнарович А.М., Юрьева Н.М., Тамбовцева А.Г.) в период с трех до четырех лет в когнитивном развитии ребенка происходит такой скачок, который создает условия для активного овладения навыками словообразования. Ребенок этого возраста создает новые слова. Например, придумывает антонимы к глаголам: ПРИДЕЛАТЬ — ОТДЕЛАТЬ, ПРИСТАВИТЬ — ОТСТАВИТЬ, образовывает прилагательные с суффиксом -н- ПАРОВОЗНЫЙ СОН (сон про паровозы) и т.п.

В речи ребенка четвертого года жизни простые распространенные предложения (У РЫБОК ЕСТЬ ХВОСТ, ГЛАЗА И РОТ. У МЕНЯ МАШИНА НОВАЯ, А У ТОЛИ НЕТ.) и сложные предложения различной конструкции. (КОГДА КОНЧИТСЯ ДОЖДИК, МЫ ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ. Я ЗНАЮ, ЧТО МАМА ПРИДЕТ ВЕЧЕРОМ.). Ребенок задает много вопросов? (КУДА УХОДИТ СОЛНЫШКО? ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ХЛЕБ?)

 

 

Связная речь

Малыш овладел диалогической формой речи и часто выступает инициатором общения, по образцу или предложенному плану может составить описательный рассказ об игрушке, по вопросам может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке. Малыш легко запоминает и рассказывает небольшие стихи и потешки.

Фонетико-фонематическая сторона речи

Исчезает смягчение практически всех твердых согласных звуков, которое до трех лет можно было считать физиологической нормой. Малыш осваивает йотированные звуки (ЕДУ, ЯМА, ЮГ). Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат, и сонорных звуков. Правда у большинства детей появляется звук [Л’]. Сложные звуки по-прежнему заменяются более простыми (например, [С] на [Т], [Т’] или [С’], [Р] на [J], [Л’] или опускается и т.п.). К четырем годам большая часть детей правильно произносит свистящие звуки: [С], [С’], [З], [З’] и хорошо различает их в речевом потоке. Развивается фонематическое восприятие. Малыш осознает несовершенство собственной речи и слышит ошибки в произношении окружающих. (КОЛЯ ГОВОРИТ СКУРА, А НЕ ШКУРА. МАМА, ЛЕСНИК, КАК ЛИСА?)

 

  1. Образцы тематических материалов:
  • Буклеты «Развитие речи детей дошкольного возраста 3-4 лет».
  • Памятка «Рекомендации по подбору дидактических игр для речевого развития дошкольников 3-4 лет».
  • Книжка – передвижка «Развитие общих речевых навыков у детей 3-4 лет».

Эффективность консультации.

 

Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм работы позиция родителей стала более гибкой. Родители воспитанников из «зрителей» становятся активными участниками воспитательного процесса и помощниками педагогов. Поэтому переоценить важность семьи невозможно. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31» Ленинградская область Приозерский район п. Сосново Проект : «Ознакомление родителей с речевым развитием детей 3-4 лет» Автор-разработчик: учитель-логопед Березина М.И.

Слайд 3

Формат организации консультативной помощи - информационно-просветительский (лекция)

Слайд 5

Эффективность консультации. Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм работы позиция родителей стала более гибкой. Родители воспитанников из «зрителей» становятся активными участниками воспитательного процесса и помощниками педагогов. Поэтому переоценить важность семьи невозможно. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему " Участие родителей в речевом развитии детей"

Консультация поможет родителям определит приоритееты в речевом развитии ребенка...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей. Школа заботливых родителей. «Особенности речевого развития детей 4 - 5 лет»

Описание: Обобщенная информация на тему речевого развития детей 4 – 5 летнего возраста, будет полезна родителям, воспитателям, учителям-логопедам.Цель: Познакомить родителей с характер...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...