Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
консультация по коррекционной педагогике

Зяблова Елена Олеговна

Здоровьесберегающие технологии – это процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesber_tehnologii.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

в работе учителя-логопеда

        Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.         Здоровьесберегающие технологии – это процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.  С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи. А логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.

        Учителя-логопеды используют в своей работе здоровьесберегающие технологии,  при использовании  которых  обучение, развитие и воспитание детей происходят не только без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

        В своей практической деятельности педагоги применяют следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Артикуляционная гимнастика.

        Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики также помогает:

- улучшить кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов;  

 - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

2. Дыхательная гимнастика.

        Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков нижне-диафрагмального  речевого дыхания.  Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха,  необходимых для  коррекции звукопроизношения. Правильное дыхание имеет и оздоровительное значение:

 - насыщение организма кислородом,

 - улучшение обменных процессов,

 - нормализация  психо-эмоционального состояния, 

 - повышение иммунитета.

3. Развитие общей моторики.

        У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.  Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, развитие координации, запоминание серии движений, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

4. Развитие мелкой моторики.

        «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - сказал В.А.Сухомлинский. Учеными доказано, что уровень  развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует  речевому развитию,  формированию графических навыков.  

5.  Су – джок терапия.

        Учителя-логопеды на своих занятиях часто используют приемы су-джок терапии. Су – джок терапия, разработана южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.  Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связаны с различными частями человеческого тела.  

         На  занятиях проводится стимуляция активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные колечки, колючие мячики.

        Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

6. Кинезеологические упражнения.

        Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют  не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но  и позволяют активизировать различные отделы коры  полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

  Упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, способствуют развитию точности движений пальцев рук  и   переключения с одного движения на другое:  «Кулак-ребро-ладонь», «Капитан», «Ухо-нос», «Колечки», «Ушки - рожки» и др. Нейропсихологические игры Мухаматулиной Е.А. «Попробуй повтори!» способствуют развитию внимания, пространственных представлений, улучшают реакцию. Этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности,       или в конце занятия, для снятия напряжения.

        В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на занятиях,  повышается работоспособность, обучаемость, улучшаются внимание, восприятие, отмечается повышение речевой активности. Приемы здоровьесберегающих технологий способствуют развитию двигательных умений и навыков, улучшается   осанка, корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

         Применение в работе здоровьесберегающих технологий  повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.

  Так как здоровьесберегающие образовательные технологии - это воспитание культуры здоровья детей, то цель этих технологий, становление  осознанного отношения ребенка к здоровью и раз...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда

Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми имеющими нарушения речи. В материале представлены, какие задачи преследуют здоровьесбереающие технологии, на каких принципах строятся и классификац...

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...