Использование игровых приемов в формировании творческого мышления у дошкольников.
презентация по коррекционной педагогике
В презентации представлены приемы формирования творческого мышления у дошкольников, в зависимости от возраста ребенка. Узнаете как работает наглядное моделирование, мнемотехника, карты Проппа, кубики фантазий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_sjfs-skills.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творческое мышление Мышление является высшим познавательным процессом и представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. В учебнике Н. С. Ефимовой можно встретить следующее определение: «Мышление − психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира». Р. С. Немов отмечал, что мышление − это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие − обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.
Стадии формирования мышления в дошкольном возрасте: Творческое мышление дошкольников развивается постепенно, с опорой на доминирующие формы протекания мыслительных процессов. В младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное мышление , то и творчество рождается на основе действия. Пример: Мальчик взяв в руки любой круг или кольцо, представляет себя водителем автомобиля. Доминирующей формой мыслительной деятельности старших дошкольников является наглядно-образное мышление. Пример: Ребенок фантазирует как от серебряного дождя вырастают деревья с драгоценными листочками. Старшие дошкольники характеризуются довольно высоким уровнем мыслительных операций, умеют анализировать и сравнивать, классифицировать и обобщать. Следовательно, их идеи могут опираться на выявленные признаки и причинно-следственные взаимосвязи. Действия с моделями, соотносящимися с оригиналом, дают возможность дальнейшего «отрыва» действия от конкретных объектов и приводят к их осуществлению в плане представлений.
Задачи педагога, для формирования творческого мышления: Воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти; Угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков; Воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части; Узнавать в неопределенных графичеких формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы; Комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов; Находить в двух или более объектах общие и различные признаки; Узнавать объект по описанию возможных действий с ним; Каждому предмету , переносить действия, применяемые к одному предмету на другой; Составлять сюжетный рассказ, сказку, загадку про какой либо объект.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: (С.Л. Рубинштейн, А.М.Леушина , Л.Н. Эльконин и др.) Наглядность - это один из основных дидактических признаков в педагогике. Создание плана высказывания.
Наглядное моделирование Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л.Н. - схемой составления рассказа, Глухов В.П. - блоками-квадратами.
Виды наглядного моделирования Предметно-схематическая модель Ткаченко Т.А. Схема составления рассказа Е фименкова Л.М.
Мнемотехника Мнемотехника или мнемоника , в переводе с греческого – «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Конкретное слово представлено в виде образа, которое легче запоминает ребенок.
Как работать с мнемотаблицей : (при заучивании стихотворения) 1) Рассмотреть с ребенком таблицу и разобрать картинки, которые на ней изображены. 2) Ребенку , с помощью взрослого, многократно проговорить названия картинок сложных в произношении или новых слов 3) Взрослому прочитать текст, указывая на подходящую картинку. 4) Взрослый с помощью ребенка поочередно воспроизводят часть текста соответствующей картинке. 5) Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей .
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов, скороговорок.
Карты Проппа . Владимир Яковлевич Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных функций. У Проппа этих функций 31, но не каждая сказка содержит их в полном объеме .Может нарушаться и последовательность функций. Эти функции представлены в виде схем (карт).
Карты Проппа Сказки – это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание является хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.
Дж. Родари – модификация карт Проппа Дж. Родари сократил число этих функций до 20: 1) Запрет или предписание ;2) нарушение; 3) вредительство; 4) отъезд героя; 5) задача; 6) встреча с дарителем; 7) волшебные дары; 8) появление героя; 9) сверхъестественные свойства антигероя; 10) борьба; 11) победа; 12)Возвращение домой; 13) прибытие домой; 14) ложный герой; 15) трудные испытания; 16) ликвидация беды; 17) узнавание героя; 18) изобличение ложного героя; 19) наказание ложного героя; 20) свадьба или счастливый конец.
Подготовительные игры к картам Проппа В.Я. «Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного Кощеем Бессмертным. «Кто на свете злее всех (добрее всех)?» – Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища.Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг). «Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, аленький цветочек и т.д.) Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может он начнет выполнять не свойственные ему функции – котелок как гнездо, сумка, зеркало.
Методика обучения сочинению сказок с помощью карт Проппа : 1 этап : познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку) Пример: За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами; в некотором царстве, в некотором государстве; жили-были… - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность). 2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ; 3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа . 4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами с детьми сочинять сказки, используя карты Проппа . Выбирается 5-8 карт. Придумываются главные герои, выбирается, кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Значение карт Проппа : э ффективное средство по обучению детей сочинению сказок; с тимулируют развитие диалога и монолога; у чат определять жанр произведения; з апоминать последовательность событий, выделять основное содержание сказки; выстраивать схему содержания, пересказывать; р азвивают связную речь; т ренируют воображение, внимание, мышление.
Кубики историй Существует 4 набора по 9 кубиков ( на разную тематику: фантазия, действия, путешествия) и 5 наборов по 3 кубика. На 6 сторонах изображены предметы, различные персонажи и действия.
Игра Игра проводится с подгруппой детей. 1)Выбрасываем все 9 кубиков или игроки выбрасывают по кубику по очереди. 2) Начинать рассказ можно с любого кубика. 3) Начать рассказ можно со слов «однажды…» или «в некотором царстве …» (тогда получится уже сказочная история) 4) Каждый игрок выбирает кубик и к сформировавшейся истории, добавляет свою часть. 5) При составлении истории нужно постараться вплести в историю все кубики.
Преимущества использования кубиков: 1) Творческое самовыражение каждого участника; 2) Нет неправильных ответов, а значит нет проигравших или победителей; 3) Позитивные эмоции; 4 ) Развитие связной речи, в монологе и диалоге; 5 ) Пособие может использовать как воспитатель, так и специалист; 6 ) Игра может находиться в уголке группе (центре), так и в кабинете специалиста.
Игры с пособием способствуют развитию: Л юбознательности; Коммуникабельности; Креативности; Умению работать в команде; Лидерства; Организаторских способностей; Позитивности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Консультация для родителей " Использование игровых приемов при ФЭМП у дошкольников"...
Консультация для педагогов ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников Одной из наиболее важны...
Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться ...
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Цель и задачи: 1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у д...
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Обобщение опыта работы педагога ДОУ...
План по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Индивидуальный план самообразованияНа 20...-20.... учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Цель и за...