Гиперактивные дети (рекомендации для родителей)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данный материал содержит рекомендации родителям и педагогам ДОУ в воспитании и работе с гиперактивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnye_deti.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК
Высокая двигательная активность, возбудимость, невнимательность, повышенная отвлекаемость, импульсивность, а также расстройство восприятия, все эти характеристики ГИПЕРАКТИВНОСТИ.
В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая и является причиной возникновения этих проблем.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируются патология беременности и/или родов.
Исследования выявляют низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Пробы на динамический праксис обнаружили связь развития тонкой моторики с повышенной истощаемостью. При утомлении трудности моторики усиливались, появлялись тремор, макро- и микрография. Кроме того, гиперактивные дети зачастую испытывали трудности в проговаривании сложных слов и скороговорок. Все это может привести к трудностям в освоении чтения и письма.
Специалисты утверждают, что некоторые дети с заключением «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной атмосфере.
Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.
Врач, наблюдающий за ребенком, конечно же, проводит соответствующее лечение.
Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка. Он может заниматься с ребенком как индивидуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе.
В работе с гиперактивными детьми мы используем три основных направления: во-первых, по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); во- вторых, по отработке конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; в – третьих, при необходимости должна осуществляться работа с гневом.
Критерии выявления гиперактивного ребенка
Высокая двигательная активность
Утверждение | Да | Нет |
1. Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо) | ||
2. Ерзает на месте | ||
3. Находится в постоянном движении | ||
4. Очень говорлив | ||
5. Спит намного меньше, даже в младенчестве | ||
Дефицит активного внимания | ||
Утверждение | Да | Нет |
1. Непоследователен в поведении | ||
2. Имеет трудности в организации | ||
3. Непоследователен в поведении | ||
4. Имеет много незаконченных проектов | ||
5. Не слышит, когда к нему обращаются | ||
6. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его | ||
7. Теряет вещи | ||
8. Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий | ||
9. Часто бывает забывчив | ||
Импульсивность | ||
Утверждение | Да | Нет |
1. Не может регулировать свои действия | ||
2. Не умеет подчиняться правилам | ||
3. Отвечает до того, как его спросят | ||
4. Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях | ||
5. Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего | ||
6. Плохо сосредотачивает внимание | ||
7. Не может отложить вознаграждение | ||
8. Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других нет) |
Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы шесть из перечисленных критериев, педагог может предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.
Такой ребенок всегда с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его; беспокоен в движениях (забирается куда-либо, ерзает на месте); часто вмешивается в разговор; плохо сосредотачивает внимание; с трудом приступает к занятиям; он всегда бывает вспыльчив, обидчив; всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный, но очень быстрый); у него часто меняется настроение; не слушается Вас, когда вы просите его не бегать, не прыгать, не шуметь….
Окрики, одергивающие, недовольство и раздражение, возникающие при попытках утихомирить такого ребенка, дают прямо противоположный эффект, так как это те меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше.
Лучший способ привлечь его внимание – найти какое-нибудь занятие, связанное с движением.
Если Вы хотите добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Не давайте ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую. Убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол…» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.
В случае, если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички и т.д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой форме и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета.
Попробуйте также выработать совместно с ребенком системы поощрений и наказаний за желательной и нежелательное поведение.
- Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения (в группе детского сада и дома).
- Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.
- Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
Желательно заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
Если об истечении времени ребенку будет сообщать не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, это будет способствовать снижению агрессии ребенка.
Все это будет способствовать повышению уровня саморегуляции, а также формированию адекватной самооценки.
Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
- Отвлечь ребенка от его капризов.
- Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
- Задать неотложный вопрос.
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
- Не приказывать, а просить (но не заискивать).
- Выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
- Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
- Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение семьи. «Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка» (рекомендации для родителей).
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших р...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ. Консультация для родителей.
Как научиться ладить с непоседой, помочь лучше понять гиперактивного ребенка помогут эти рекомендации....
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ. Консультация для родителей.
Как научиться ладить с непоседой, помочь лучше понять гиперактивного ребенка помогут эти рекомендации....
"Гиперактивные дети" консультация для родителей.
В консультации даём понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Обращаем внимание на возрастные аспекты проявления гиперактивности....
Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.
Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден....
Гиперактивный ребёнок: рекомендации для родителей и педагогов
Признаки, причины СДВГ. Приемы коррекционной работы....
Гиперактивные дети: рекомендации воспитателям.
Представлены некоторые аспекты работы с гиперактивными детьми в виде консультации для воспитателей коррекционных групп по теме. ...
- Мне нравится (2)