Гиперактивные дети (рекомендации для родителей)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Инна Владимировна Столярова

Данный материал содержит рекомендации родителям и педагогам ДОУ в воспитании и работе с гиперактивными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnye_deti.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГИПЕРАКТИВНЫЙ  РЕБЁНОК

Высокая двигательная активность, возбудимость, невнимательность, повышенная отвлекаемость, импульсивность, а также расстройство восприятия, все эти характеристики ГИПЕРАКТИВНОСТИ.

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая и является причиной возникновения этих проблем.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируются патология беременности и/или родов.

Исследования выявляют низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Пробы на динамический праксис обнаружили связь развития тонкой моторики с повышенной истощаемостью. При утомлении трудности моторики усиливались, появлялись тремор, макро- и микрография. Кроме того, гиперактивные дети зачастую испытывали трудности в проговаривании сложных слов и скороговорок. Все это может привести к трудностям в освоении чтения и письма.

Специалисты утверждают, что некоторые дети с заключением «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной атмосфере.

Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.

Врач, наблюдающий за ребенком, конечно же, проводит соответствующее лечение.

Психолог, совместно с педагогом и родителями,  проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка. Он может заниматься с ребенком как индивидуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе.

В работе с гиперактивными детьми мы используем три основных направления: во-первых, по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); во- вторых, по отработке конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; в – третьих, при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Критерии выявления гиперактивного ребенка

Высокая двигательная активность

Утверждение

Да

Нет

1. Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)

2. Ерзает на месте

3. Находится в постоянном движении

4. Очень говорлив

5. Спит намного меньше, даже в младенчестве

Дефицит активного внимания

Утверждение

Да

Нет

1. Непоследователен в поведении

2. Имеет трудности в организации

3. Непоследователен в поведении

4. Имеет много незаконченных проектов

5. Не слышит, когда к нему обращаются

6. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его

7. Теряет вещи

8. Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий

9. Часто бывает забывчив

Импульсивность

Утверждение

Да

Нет

1. Не может регулировать свои действия

2. Не умеет подчиняться правилам

3. Отвечает до того, как его спросят

4. Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях

5. Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего

6. Плохо сосредотачивает внимание

7. Не может отложить вознаграждение

8. Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других нет)

Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы шесть из перечисленных критериев, педагог может предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.

Такой ребенок всегда с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его; беспокоен в движениях (забирается куда-либо, ерзает на месте); часто вмешивается в разговор; плохо сосредотачивает внимание; с трудом приступает к занятиям; он всегда бывает вспыльчив, обидчив; всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный, но очень быстрый); у него часто меняется настроение; не слушается Вас, когда вы просите его не бегать, не прыгать, не шуметь….

Окрики, одергивающие, недовольство и раздражение, возникающие при попытках утихомирить такого ребенка, дают прямо противоположный эффект, так как это те меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше.

Лучший способ привлечь его внимание – найти какое-нибудь занятие, связанное с движением.

Если Вы хотите добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Не давайте ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую. Убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол…»  Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы  задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

В случае, если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички и т.д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой форме и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета.

Попробуйте также выработать совместно с ребенком системы поощрений и наказаний за желательной и нежелательное поведение.

  • Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения (в группе детского сада и дома).
  • Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.
  • Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

Желательно заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.

Если об истечении времени ребенку будет сообщать не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, это будет способствовать снижению агрессии ребенка.

Все это будет способствовать повышению уровня саморегуляции, а также формированию адекватной самооценки.

Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

  1. Отвлечь ребенка от его капризов.
  2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  3. Задать неотложный вопрос.
  4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  7. Выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи. «Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка» (рекомендации для родителей).

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших р...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ. Консультация для родителей.

Как научиться ладить с непоседой, помочь лучше понять гиперактивного ребенка помогут эти рекомендации....

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ. Консультация для родителей.

Как научиться ладить с непоседой, помочь лучше понять гиперактивного ребенка помогут эти рекомендации....

"Гиперактивные дети" консультация для родителей.

В консультации даём понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Обращаем внимание на возрастные аспекты проявления гиперактивности....

Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.

Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии.  Ребенок постоянно нервно возбужден....

Гиперактивный ребёнок: рекомендации для родителей и педагогов

Признаки, причины СДВГ. Приемы коррекционной работы....

Гиперактивные дети: рекомендации воспитателям.

Представлены некоторые аспекты работы с гиперактивными детьми  в виде консультации для воспитателей коррекционных групп по теме.  ...