Консультация "Нарушение речи: причины и ранняя коррекция"
консультация по коррекционной педагогике

В последние годы, к сожалению, нарушения речи  у детей встречаются все чаще и чаще. И на это стоит обратить большое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-ya_narush.rechi_.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением са11итар1-10- гигие1-1ических, профилактических оздоровительных мероприятий и процедур» 1

п. Энергетик Новоорского района

Консультация для родителей детей, посещающих логопедические занятия

«Нарушения речи: причины и ранняя

коррекция»

Подготовила:

Айнутдинова Татьяна Владимировна учитель-логопед

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того практически не говорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери; натальные, т.е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременно отхождение вод, затяжные или стремительные роды. Целый ряд причин возникает и в постнатальный период

  • заболевания ребенка, травмы и т.д.

Как можно раньше необходимо выделять детей группы риска по патологии речи, и вот на что надо обращать особое внимание:

  • если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным);
  •         другой настораживающий фактор - ранний отказ ребенка от грудного вскармливания. Возможно  у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний парез губ);
  • если в состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва), жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва);
  • парез языкоглоточного нерва может придать голосу ребенка назальный оттенок - незначительную гнусавость.

Все вышеперечисленные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития.

Родителям необходимо также обращать внимание на отставание

ребенка в физическом развитии, плохой аппетит , бледность и сухость кожи, спастичность мышц. Выраженность этих проявлений соответствует тяжести поражения мозга и, следовательно, может быть критерием для прогноза той или иной степени нарушения речи.

Многое могут сказать также строение черепно - лицевого скелета ребенка, особенности лица, шеи, конечностей, величина глазных щелей, движение глазных яблок, мышечный тонус (повышенный или пониженный). Наиболее яркими прогностическими показателями неблагополучия речевого развития являются парез губ, сглаженность носогубных складок, слабость мышц языка и, как уже говорилось, крик ребенка, который должен выражать его состояние - ощущение голода, холода, дискомфорт или мокрых пеленок

и т.д.

Родители должны уделять как можно больше времени общению с ребенком - играм, массажу, различным упражнениям. Особенно важно на первом году жизни развитие мелкой моторики рук: центры, ответственные за движения рук и за артикуляционные движения (губ. Языка, нижней челюсти, мягкого неба). Близко соседствуют в коре головного мозга; развивая мелкую моторику рук, мы тем самым готовим почву и для артикуляционных движений. Вот потому-то так полезно играть с малышами во всевозможные традиционные «пальчиковые» игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая»,

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т.д.

Помимо игр, развивающих ручной праксис, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (по 10 раз).

Общаясь с ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему, - все это способствует речевому развитию.

Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета

(в норме она появляется к 4- 5 месяцам) и необращенность лепета к взрослому является симптомами речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями  центральной нервной системе. Родители, заметив это, сразу должны обратиться к неврологу. Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико ­ педагогического воздействия. Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период), по мере роста ребенка в диагностике патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь у такого ребенка неразборчивая («каша во рту»).

Позднее развитие речи должно насторожить родителей. Нельзя ждать,

пока ребенок «выговорится». Важно не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период- возраст до 3 - 5 лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция - педагогическая и медикаментозная - помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию. Очень часто легкие, неярко выраженные речевые нарушения остаются вне поля зрения специалистов, так как их диагностика затруднена. Поэтому врач-невролог на своих осмотрах обязательно должен обращать внимание на речевое развитие ребенка раннего возраста и вовремя рекомендовать ему занятия с логопедом на фоне медикаментозного лечения.

Для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение поведения в виде гипермоторности, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

Речевые нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы, трудно корректируются, их исправление требует совместных усилий педагогов и медиков - в отдельности они бессильны. На помощь врачу должен прийти педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на знании неврологических основ речи и учения о компенсаторных возможностях ребенка. Вместе с назначениями невролога логопедические занятия способны эффективно помочь ребенку. Комплексный подход включает также медикаментозные назначения и кинезотерапию, в том числе массаж, ЛФК, артикуляционную и дыхательную гимнастику, физио- и фототерапию.

При комплексном подходе к коррекционной работе включаются

компенсаторные возможности нервной системы и она приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи с опорой на сохранные системы мозга должна начинаться с самого раннего возраста.

Ребенок получает помощь всех необходимых ему специалистов, которые работают в тесном контакте друг с другом. Именно так ведется работа в нашем детском саду. Мы тщательно изучаем медицинскую карту ребенка, уделяя большое внимание анамнезу, особенно раннего возраста. Это позволяет уточнить диагноз, дает возможность дифференцировать функциональные причины речевых нарушений и органические, оценить компенсаторные возможности ребенка, сориентировать родителей на оказание посильной, а главное своевременной помощи.

Лечение назначается в зависимости от характера выявленной патологии. Если речевые нарушения связаны с повышением мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры, в лечении активно используется расслабляющий массаж, электрофорез с мидокалмом на область дна полости рта. Учитывая все это, мы активно включаем в лечение витамины, обогащенные минералами и микроэлементами.

В результате такого комплексного воздействия, которое начинается с 2- 3 летнего возраста, почти все наши дети выпускаются из сада с чистой речью и хорошо подготовленными к обучению в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция"

Статья предназначена родителям. На что нужно обращать внимание при речевых нарушениях....

4 беседа. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны...

Задержка речевого развития. Причины и ранняя коррекция

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочи...

Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция.

В статье описано на что нужно обратить внимание родителям в раннем развитии ребенка и о способах ранней помощи....

Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция.

Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция. За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей...

Беседы с родителями: Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция нарушений.

Краткая беседа, дающая представление родителям о том, с какими нарушениями речи они могут столкнуться в развитии ребёнка, о том, как преодолеть эти нарушения....

«Нарушения речевого развития. Причины и ранняя коррекция».

Беседа с родителями на тему: «Нарушения речевого развития. Причины и ранняя коррекция»....