Возрастные изменения у детей на пороге между дошкольным и школьным периодом. Внутренние противоречия ребёнка 6-7 лет.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чипиль Елена Викторовна

К концу дошкольного возраста складывается целая система внутренних противоречий ребенка. Особое внимание следует уделить противоречию между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими «дошкольными» способами их удовлетворения. Интеллектуальная сфера ребенка не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на сферу личности . Так, в это время ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, ранее недоступные ребенку. Он не только готов к принятию новой социальной позиции школьника, но и активно стремится к ней.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация № 1.

Возрастные изменения у детей на пороге между дошкольным и школьным периодом. Внутренние противоречия ребёнка 6-7 лет.

К концу дошкольного возраста складывается целая система внутренних противоречий ребенка. Особое внимание следует уделить противоречию между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими «дошкольными» способами их удовлетворения. Интеллектуальная сфера ребенка не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на сферу личности . Так, в это время ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, ранее недоступные ребенку.
Он не только готов к принятию новой социальной позиции школьника, но и активно стремится к ней.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению правил поведения и, во-вторых, к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое некоторые психологи называют обучаемостью. Сензитивность этого периода особенно проявляется в процессе освоения грамоты.

Психологическая готовность к школе не тождественна физической (физиологической)Первая включает в себя процессы, зависимые от системы требований, которые школа предъявляет к ребенку. Они связаны с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Вторая включает процессы, связанные с созреванием детского организма: увеличение веса (в месяц в среднем на 200 г) и длины тела (на 0,5 см); изменение пропорций тела; формирование моторно-двигательной сферы и физической выносливости; увеличение работоспособности и т.д. Оба вида готовности тесно связаны друг с другом.

По данным физиологов, от 4 до 30% детей по физическим параметрам не достигают критериев «школьной зрелости», а от 30 до 50% детей приходят в I класс не готовыми психологически. Естественно, все это сказывается на освоении школьной деятельности и на психологическом комфорте ребенка (многие работают в условиях хронических перегрузок даже при щадящем режиме).

Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

  1. интеллектуальная готовность (или шире  готовность познавательной сферы);
  2. личностно-мотивационная готовность;
  3. социально-психологическая готовность;
  4. готовность эмоционально-волевой сферы.

Многие родители, понимая важность и необходимость перестройки всей деятельности ребенка (с игровой на учебную), готовы сделать все, чтобы облегчить ему вступление в новую фазу жизни. Однако часто основную свою задачу они видят в том, чтобы ребенок овладел как можно большим объемом «школьных» навыков и умений. Они полагают, что если их ребенок еще до школы научится читать, считать и писать, то в 1 классе ему останется только совершенствоваться в этом. Но не все идет так гладко, как хотелось бы родителям. Прежде всего, то, что ребенок до школы умеет читать, писать, считать, совсем не обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению и не означает, что ему будет легко учиться в 1 классе.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. В дошкольном возрасте возникают только предпосылки этого «превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять своим поведением и деятельностью; достаточный уровень умственного развития и развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения.

Родителям психологи рекомендуют следующее:

Совершенно не нужно:

до перехода в школу менять режим жизни ребенка: лишать его дневного сна, долгих прогулок, игр вдоволь;

оценивать все, что он делает, так, как должна была бы оцениваться деятельность школьника;

проходить с дошкольником программу первого класса, насильственно подменяя игру учебой.

И, наоборот, необходимо:

прививать ребенку широкий интерес к познанию окружающего мира, учить наблюдать, задумываться над увиденным и услышанным;

учить его преодолевать трудности, планировать свои действия, дорожить временем;

поощрять его инициативу и самостоятельность;

создавать положительную установку на школу, дисциплину, учебные предметы, учителя;

учить ребенка слушать и слышать окружающих, уважать чужие мнения и желания, понимать, что собственные желания нужно сообразовывать с желаниями других людей и требованиями ситуации;

реально оценивать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Приемственность между дошкольным и школьным звеном образования"

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является одной из важнейших на современном этапе развития образования. В качестве главного условия непрерывного образ...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»

На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилас...

Доклад на пед час: "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"

краткий доклад на тему "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"...