Картотека игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
картотека по коррекционной педагогике
Картотека игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_sensornomu_razvitiyu_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста.
Автор составитель:
Учитель-дефектолог
Смольникова Ю.Ю.
«Найди такой же»
Цель: Подбор предметов по образцу.
Оборудование: Три шарика, три кубика одинаковых по размеру, но разных по цвету.
Ход игры: Ребенку предлагается найти предметы такой же формы.
«На что похожа фигура»
Цель: Формировать умение группировать предметы по форме.
Оборудование: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры: Ребенку предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
«Найди нужное отверстие»
Цель: Формировать умение находить отверстие нужной формы. Способствовать закреплению понятий «шарик», «кубик».
Оборудование: Две коробки с прорезями круглой и квадратной, шарики и кубики нужной формы.
Ход игры: Ребенку показываются коробки с отверстиями, обращается внимание на формы прорезей. Обводя рукой круглое отверстие, педагог объясняет, что есть круглое отверстие, обводя рукой квадратное отверстие педагог объясняет, что есть круглое отверстие. Потом ребенку предлагается опустить в отверстие шарик и кубик.
«Большой -маленький»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький)
Оборудование: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.
Ход игры: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.
«Длинная-короткая»
Цель. Формировать умение различать предметы по длине: длинный короткий; познакомить со способами сравнения двух предметов по длине путем приложения; приучать пользоваться словами длинный короткий.
Оборудование: Большая коробка, красные штанги Монтессори (50, 40, 30, 20 и 10 см), 2 брусочка (20 и 30 см), гараж, 2 машинки.
Ход игры: На столе педагога большая красивая коробка с материалом для занятия. Педагог сообщает, что эта коробка волшебная, она откроется только тогда, когда похлопаем в ладоши. Педагог предлагает посмотреть, что находится внутри, и вынимает 2 штанги. Педагог показывает ребенку 2 красные деревянные штанги (красные штанги Монтессори 50 и 20 см), спрашивает, какого они цвета, а затем указывает на то, что они разной длины. Педагог прикладывает одну штангу к другой, при этом обращает внимание ребенка на то, чтобы левые концы были на одной прямой. Проводит рукой по всей длине длинной штанги и говорит: «Длинная». Затем проводит рукой по короткой штанге и говорит: «Короткая». Затем предлагаетс ребенку самому выложить лесенку.
«Определи на ощупь»
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Оборудование: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.
«Разноцветные бусы»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход игры: на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).
«Угостим медведя ягодой»
Цель: формировать умение выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход игры: Педагог показывает детям медведя и рассматривает его вместе с ребенком. Затем предлагает ребенку угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, педагог берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает ребенку тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета.
«Помоги зайчикам»
Цель. Формировать умение различать количества пустой полный; употреблять слова пустой полный; продолжать учить различать множества по количеству: в большом много, в маленьком мало.
Оборудование: Большой и маленький зайчики, 2 ведерка и 2 прозрачных стакана разной величины, 2 прозрачных стакана одинаковой величины, ягоды рябины, миска с горохом, графин с подкрашенной водой.
Ход игры: педагог сообщает детям, что к ним в гости пришли зайчата (большой и маленький). Один зайчик плачет (говорит педагог): «Мы, ребята, были в лесу. Собирали там ягоду рябину. Но когда я шел к вам в детский сад, то упал и все рассыпал». Педагог обращает внимание детей и интонацией выделяет, что у одного зайчика ведерко полное, а у другого пустое. Детям предлагается посмотреть и ощупать руками пустое и полное ведерки. Далее педагог ставит по очереди перед каждым ребенком оба ведерка и просит показать, где пустое, а где полное. Затем сам указывает на одно из ведерок и просит детей назвать, какое это ведерко: пустое или полное.
«Сложи матрешку»
Цель: Формировать умение ориентироваться на величину при сборе матрешки.
Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.
Ход игры: Педагог вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой. Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй, Все подружки-невелички. Нас скорее собирай – Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться, Никому не усидеть! Мы не будем закрываться! (С. Рещикова) Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т.д. Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т.п.
«Собери пирамидку»
Цель: формировать умение производить простые действия с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей
Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.
Ход игры: Педагог показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе с малышом педагог рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величину. Затем педагог предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание). Далее педагог предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно. Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм одного или разного размера и цвета; из предметов возрастающих по величине и т.д.
«Собери бусы»
Цель: Формировать умение нанизывать предметы разной формы на нитку.
Оборудование: Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной величина, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур. Показывает, как это нужно делать и предлагает малышу продолжить. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему. Можно собирать различные бусы в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: бусы, состоящие из шариков и кубиков различного размера и цвета; из катушек от ниток, маскаронов, колечек, пробочек с отверстиями различных цветов и размеров и т.д.
«Построй башенку»
Цель: Формировать умение ориентироваться на какой-нибудь признак при постройки башни.
Оборудование: Кубики различного цвета и размера.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку построить башенку, накладывая кубики один на другой и возводя постройку вверх. Эту игру можно проводить различными способами в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: построить башенку из кубиков одного цвета и разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших или маленьких кубиков одного цвета и т.д.
Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики
Прищепки
Можно использовать следующие упражнения с прищепками: «Ежик», «Елочка», «Солнышко» - к силуэтам ежика, елочки, солнышка, сделанных из картона, дети прицепляют колючки и лучики. Для закрепления цвета можно использовать разноцветные силуэты и соответствующие им по цвету прищепки.
Пробочки
Можно использовать следующие упражнения с пробками: «Цветочки», «Жучок» - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам – серединки цветов или пятнышки на спине жука. Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам
Застежки
Можно использовать следующие упражнения с застежками: «Застегни сапожки», «Завяжи рубашку», «Пришей пуговицу» и т.д. – дети вдевают шнурок в отверстия. Так же используются различные коврики, подушечки, на которых нашиты пуговицы, липучки, молнии, крючки, кнопки и т.п., с которыми манипулируют дети.
Крупа
На крупе можно рисовать, искать в ней какие-либо предметы, пересыпать ее из одной емкости в другую щепотками или кулачками и т.д. Так же можно использовать следующие упражнения: «Накормим птичку» - дети щепотками рассыпают крупу в кормушку для птицы, «Помоги Золушке» - дети сортируют, например горох и фасоль, «Собери бусы» - дети по одной горошине собирают горох или фасоль в сосуд с узким горлышком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, т...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, т...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРИ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....
Картотека игр на сенсорное развитие у детей раннего возраста
Картотека игр на сенсорное развитие у детей раннего возраста...
КАРТОТЕКА ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Картотека игр...
- Мне нравится (1)