Возможности использования сказкотерапии в формировании гендерной идентичности детей с ОВЗ дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике

Бурханова Елена Федоровна

В статье описаны возможности использования сказкотерапии в формировании гендерной идентичности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_burhanovoy_e.f.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог

МБДОУ детский сад №17 «Журавушка» города Тихорецка

Бурханова Е.Ф.

 Возможности использования   сказкотерапии в формировании гендерной идентичности детей с ОВЗ дошкольного возраста

 Известно, гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

        Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

         Наблюдая за воспитанниками, можно заметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

         Все вышесказанное подводит нас к необходимости формирования  гендерной идентичности и именно в дошкольном детстве, так как к 5-6 летнему возрасту ребенок осознает свой пол окончательно.  

         Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

  1.            Говоря о детях с ОВЗ,  следует заметить , что  часто у них
  2.  отмечаются  различные нарушения в развитии личности, которые
  3.  обуславливают  сложности при освоеннии социальных связей и отношений.
  4.  Дети с  ограниченными возможностями представляют собой группу риска в
  5.  связи с  недостаточными способностями к полноценному пониманию и
  6.  усвоению  социальных норм и эталонов взаимоотношений, в том числе и
  7.  полоролевых.  
  1.     И здесь перед нами встает вопрос поиска доступных методов  формированиягендерной идентичности.

         Одним  из методов, направленных на   формирование гендерной идентичности ,  как и у здоровых сверстников, выступает  «Сказкотерапия». Сказка оказывает опосредованное влияние. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели постоянные замечания ребенку, особенно перед всей группой.

        Хочу прокоментировать...

Принцип «не навредить» актуален и в применении сказки. Миф о «безопасной сказкотерапии» опровергается фактами фобических или других эмоционально-поведенческих расстройств у детей, которые проявлялись после грубого погружения ребёнка в травмирующие сюжеты.  Важно понимать, что вы делаете, как будете выходить из сложных ситуаций, например, при сочинении сказки, если у вас нет четкого понимания, как  и что нужно делать,Поэтому я буду рассматривать  самый распространенный вариант- народные и авторские сказки, известные всем нам с детства. Такие  сказки можно без опаски использовать в качестве предложения  способа решения конкретной проблемы и формирования гендерной идентичности.

        По выражению известного психолога и сказкотерапевта Т. Зинкевич-Евстигнеевой ,  и девочкам, и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки.  Однако, условно разделить сказочно-мифологическое наследие на «женское» и «мужское» все же можно. В «мужских» сказках действует главный герой, в «женских» - история разворачивается вокруг героини. Есть еще третий тип сказок, в них рассказывается об отношениях между героем и героиней. Для воспитания гармоничной личности важны все три группы сказок.

  1.  Чему учат сказки для мальчиков

Рассмотрим несколько типов сказок, которые отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, которые, взрослея, проходит мужчина.

Соотношение «брать-давать»
Мальчики, в силу своей природы, всегда активно вступают в борьбу, будь то игрушка в песочнице или велосипед старшего брата. Поэтому, начиная с 4-5 лет, ребенку следует подбирать сказки, которые учат правильно брать и отдавать. Вспомните сказку «Иван—царевич», когда Иванослушался Волка и взял золотую клетку.
Мужское решение Также необходимо рассматривать сказки, где герой принимает решение. Это хороший материал для бесед с мальчиком. «Давай подумаем правильное ли решение принял герой, как можно было по-другому поступить в этой ситуации?». Любую мужскую сказку можно анализировать под этим углом зрения.

Героические сказки
Третий тип сказок, который мы выбираем для мальчиков, это героические сказки. В них действует Герой, способный бороться за справедливость и защищать слабых. Он спасает людей, возможно жертвуя собой, на его пути встречаются трудности, но к своей цели он всегда приходит победителем. Примером служит Никита Кожемяка, вступившийся за сирот.

Мастер своего дела
Хороший сапожник, портной, пекарь, и даже хороший волшебник — это истории, в которых показан путь, который проходит мужчина, чтобы стать мастером своего дела. Для мальчика, помимо хорошего образования, важно владеть каким-либо ремеслом, которое всегда даст ему возможность заработать, а значит прокормить себя и свою семью.  Вспомним «Летучий корабль»

         Все, что мальчик запоминает в детстве откладывает отпечаток на его взрослую жизнь.

        Поэтому в процессе развития и воспитания мальчика так важно показать ему как можно больше «мужских» моделей. Мальчики и сами их жадно впитывают. Смотрят боевики (современные «мужские» сказки), занимаются спортом, тянутся к познанию «мужских» форм проведения досуга

        Задача родителей, психолога, воспитателя, педагога рассказать ему о конструктивных средствах достижения  благ. Психологу, педагогу, воспитателю часто приходится в работе с мальчиками интерпретировать сказки, мифы и легенды с прагматической стороны, выделяя стратегии успеха и соотнося их с реальностью.

  1.  Чему учат сказки для девочек?

Хорошая хозяйка
В сказках, где присутствует образ хорошей хозяйки, показано, как героиня ведет дом, строит отношения с родственниками и с другими людьми. Куда бы ни попала такая героиня, пусть даже в самый запущенный дом, как, например, Белоснежка к семи гномам, она обязательно там наведет порядок. Образ хорошей хозяйки является оберегом для женщины, спасает ее от невзгод и бед.

Этот образ мы видим в сказках «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», а также в тех, где есть добрая падчерица и злая мачеха. Мачеха — это «социальный тренер», который тренирует нравственный стержень падчерицы, проверяя ее на крепость женских качеств — терпение, способность прощать, трудолюбие, целомудрие.

Добрая матушка
Очень важен для девочек тип сказок, где показан образ доброй матери. Эти сказки учат как правильно любить и воспитывать детей. Добрая матушка часто проявляется в образах волшебницы, феи. Она приходит на помощь героине, она утешает, учит, как в сказке «Крошечка Ховрошечка»Добрые слова, мягкие обороты, точные мудрые выражения, наставления, деликатно переданный из уст доброй матушки помогут девочке сформировать свой идеальный образ матери.

Желанная женщина
Образ желанной женщины мы наблюдаем в сказках, где героиня встречает принца. Василиса Премудрая, Золушка — образ желанной женщины в этих сказках проявляется через персонажей, которые стимулируют героя на подвиг. Героини создают ситуации, когда герой должен проявить себя, преодолевая препятствия.

        И, конечно, этот образ всегда имеет отпечаток недоступности и целомудрия. Например, одна героиня живет за тридевять земель, другую — нужно вызволить из плена или расколдовать.

        Необходимой частью работы по формированию гендерного поведения являются  сказки по «смешанному» сюжету (есть два главных героя обоих полов). Сказки со «смешанным» сюжетом повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации, а также учат детей уважительному отношению мальчика и девочки, мужчины и женщины между собой.

        Давайте сейчас проведем гендерный анализ сказок известных нам сказок.

1. Подумайте  и назовите произведения, в которых воспитывают  идеалы мужественности (обосновать).

(«Иван -Царевич », «Добрыня Никитич», «Никита Кожемяка»,«Три поросенка» и «Колобок»).

2. Теперь назовите  произведения, в которых воспитывают  идеалы женственности (обосновать).

(«Василиса Премудрая» ,  «Елена Прекрасная», «Золушка», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Марья Искусница»,  «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Гуси-лебеди», «Белая уточка»).

3 А теперь  назовите  произведения направленные на формирование представлений о дружной и счастливой семье (обосновать).

(«Дикие лебеди» , «Репка», «Мудрая жена»).

        

        Подводя итоги , отмечу, что большое количество сказок позволяет найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для подражания — героя сказки.  Отобранную сказку могут читать ребенку и родители, и воспитатель. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности дошкольников.  

        Я постаралась в своем выступлении рассказать о возможностях применения сказок в формировании гендерной идентичности и  тех сказках, которые на протяжении веков доказали свою состоятельность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

«Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста»

    Многие из Вас неоднократно в повседневной жизни слышали такие словосочетания как: «девочка - пацанка», «женоподобный парень». Давайте попробуем разобраться, в чем же причина появл...

Сборник игр направленных на формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста.

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могу...

Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста

Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста»Цель: углубить знания родителей о гендерном воспитании детей дошкольного возраста.Здр...

Методическая разработка по формированию гендерной идентичности детей дошкольного возраста.

Технологии, способствующие формированию полоролевыхзнаний и представлений. Технологии, способствующие овладению способами полоролевого поведения. Технологии, способствующие воспитанию женств...