"Портрет" будущего первоклассника
методическая разработка (подготовительная группа)

Федораева Ольга Ивановна

В "Портрет" будущего первоклассника входит:

I. Социальное развитие

II. Организация деятельности

III. Общее развитие

IV.  Развитие внимания и памяти

V. Речевое развитие

VI. Развитие движений и пространствен­ная ориентация

VII. Зрительно-пространственное вос­приятие и зрительно-моторные координа­ции

VIII. Личностное развитие

IX. Здоровье (от года до пяти лет)

X. Определение ведущей руки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret_budushchego_pervoklassnika_5_listov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Портрет» будущего первоклассника

I. Социальное развитие

1.        Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

2.        Общается со сверстниками, знает правила общения.

3.        Управляет своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4.        Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

5.        Хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается.

6.        Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.

7.        Не избегает общения.

II. Организация деятельности

  1. Ребенок инструкцию воспринимает и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание.

2.        Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.

3.        Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

4.        Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).

5.        Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10-15 минут.

6.        Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

7.        При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

8.        Не отказывается от заданий.

III.        Общее развитие

1.        Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов.

2.        Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.

3.        Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы.

4.        Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в быту).

5.        Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.

6.        Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

7.        Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.

IV.        Развитие внимания и памяти

1.        Ребенок удерживает внимание в течение ,10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).

2.        Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3.        Переключается с одного вида деятельности на другой. Не отвлекается на внешние раздражители.

4.        Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4-кратном повторении.

5.        Произвольно запоминает 10—12 слов при подкреплении наглядными образами.

6.        Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.

7.        После нескольких повторений запоминает стихотворение в четыре-восемь строк.

V.        Речевое развитие

1.        Ребенок правильно произносит звуки родного языка.

2.        Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

3.        Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4.        Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5.        Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.

6.        В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7.        Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.).

VI.        Развитие движений и пространственная ориентация

1.        Ребенок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и раздевается, шнурует ботинки).

2.        Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через прыгалку и т.п.

3.        В сохранении равновесия движения координированны и ловки.

4.        Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.п.).

5.        Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

6.        Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.д.

7.        Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат).

Дополнительный вопрос: какой рукой ребенок работает более активно и ловко? (Правой, левой.)

VII.        Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

1. Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.

2.        Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3.        Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу, справа-слева и т.п.).

4.        Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов.

5.        Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.

6.        Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).

7.        Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

VIII.        Личностное развитие

1.        Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.

2.        Стремится установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения.

3.        Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого.

4.        Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

5.        Может дифференцировать, "что такое хорошо и что такое плохо", оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.

6.        Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

7.        Стремится к личным достижениям ("Я уже знаю, умею..."), самоутверждению, признанию.

IX.        Здоровье (от года до пяти лет)

1.        Ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

2.        Не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям.

3.        Спокоен (некриклив), усидчив, нераздражителен.

4.        Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи).

5.        Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества и т.п.).

6.        В поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, кусание ногтей и т.п.).

7.        В речи нет выраженных задержек в развитии.

X.        Определение ведущей руки

1.        Ребенок рисует одинаковые рисунки (дом, человек, машина) правой и левой рукой.

2.        Рисует карандашом 10 крестиков правой и левой рукой.

3.        Раскладывает карточки лото: в одной руке - стопка, в другой - раскладывает карточки.

4.        Составляет цепочки из 10 металлических скрепок.

5.        Развязывает три-четыре узелка, предварительно завязанных на шнурке.

6.        Нанизывает на шнурок пять-десять пуговиц с разными отверстиями.

7.        Бросает теннисный мяч в цель на полу или стене (повторить несколько раз).

8.        Откручивает и закручивает крышки на трех-четырех баночках, флаконах.

9.        Выкладывает из счетных палочек (зубочисток) фигуру.

10.        Отвинчивает и завинчивает гайки из детского конструктора (металлического или пластмассового) гаечным ключом.

11.        Складывает рисунок (мозаика, разрезные картинки и т.п.).

12.        Складывает фигуры из кубиков.

13.        Метает дротики (можно использовать игру "Дартс") в цель.

14.        Переливает воду из одного флакона с узким горлом в другой.

15.        Извлекает несколько бусинок ложкой из банки с водой.

16.        Застегивает и расстегивает пуговицы, застежки-молнии.

17.        Складывает мелкие детали (пуговицы, бусинки) в длинный цилиндр.

18.        Наматывает нитки на катушку или сматывает нитки в клубок.

19.        Чистит обувь щеткой.

20.        Наличие в семье леворуких родственников: родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От дошкольника к первокласснику. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Переход от дошкольника к первокласснику важное событие в жизни малыша и его родителей.  С первого дня учёбы ребёнку придётся выполнять достаточно трудную и необычную для него работу в классе. Вся...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»

В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебник...

Рекомендации родителям будущих первоклассников. Памятка родителям первоклассников.

Самое главное, создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...