Развитие мелкой моторики для детей с расстройствами аутистического спектра
консультация по коррекционной педагогике

Мисиратова Асене Аметовна

Кратко представлены задания, которые способствуют развитию мелкой моторики ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной системы, зрения, внимания, памяти и восприятия ребёнка. Она включает большое количество разнообразных движений: от самых простых (например, захват игрушки) до очень сложных (например, письмо и рисование).

В таблице представлены задания, которые способствуют развитию мелкой моторики ребёнка и могут быть включены в различные домашние обязанности.   Все зависит от вас и вашей фантазии.

Навык

Материалы

1

Рвать, мять

Бумагу, фольгу, вату, пенопласт, рвать с ветки ягодки

2

Клеить

Картинки, наклейки, стикеры, двусторонний скотч

3

Открывать и закрывать пакеты

Пакеты с застежкой типа «зиплок»

4

Застегивать

Пуговицы, молнию, застежки, петельки, кнопки, липучки

5

Нанизывать бусы

Из пуговиц, крупного бисера, макарон, бубликов, формочек для теста и пр.

6

Рисовать пальчиком, двумя ручками, палочкой

На песке или на мелкой крупе в подносе (миске),

7

Обводить плоские фигуры

Дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.

8

Сыпать, сортировать, перебирать, просеивать, вкладывать

Фасолины, макаронины, гороха, бобов, крупы, (пшена, гречки, риса), камушки

9

Собирать

Конструкторы, сортеры, кубики, блоки

Пазлы, матрешки, пирамидки, складные кубики

10

Прикреплять бельевые прищепки  

- к горизонтально натянутой веревке;

- игры с прищепками (рыбки и рыбачки, на тарелке солнышко, цветочек, ёжик, кактус)

11

Завязывать

Шнурки, узелки, бантики, петельки, ленточки, завязки

12

Продевать шнурок через различные отверстия

Нет описания фото.

13

Сгибать лист пополам

14

Рисовать индивидуальный или совместный рисунок

-закрашивание и раскрашивание;

-штриховка фигур, обведение по контуру;

- дорисовывать недостающее;

-рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками;

-рисование с помощью трафаретов,

- рисование пальчиками на подносе по крупе, по стеклу;

- рисование ватой или воском, с использованием разного вида красок, в том числе самодельных (состав: гуашь, вода, чуть клея, немного муки).

15

Стирать ластиком

нарисованные предметы, рисунки на листе

16

Перебирать и находить одинаковое

Например: карточки, варежки, цветные носочки

17

Открывать и закрывать,

откручивать,

завинчивать, отвинчивать и заменять крышки

 Крышки тюбиков, банок, бутылок, шайбы, крышек у мыльных пузырей

18

Перекидывать из рук в руки

Мелкие предметы круглой формы (каштаны, мячики, комочки бумаги).

19

Застегивать и расстегивать

Пуговицы, молнии, кнопки, крючки

20

Капать из пипетки в узкое горлышко бутылки.

Бутылка с узким горлышком

21

Сжимать и разжимать

Мягкий эспандер, резиновую игрушку

22

Лепить

-Разминать пластилин, соленое тесто, глину

-катать шарики

- катать колбаски

-лепить фигуры, буквы, цифры

23

Доставать / перекладывать

Бусинки (помпоны, горох, каштаны) ложкой из стакана в стакан, из тарелки в тарелку

24

Работать с ниткой

Наматывать нитки на катушку и сматывать её в клубок

25

Работать с ножницами

Разрезать узкие полоски бумаги (постепенно делать полоски шире, пока ребенок не научится уверенно разрезать бумажные полоски)

26

Вырезать из бумаги

различные фигуры (например, ёлки) правой, а затем левой рукой.

27

Делать аппликации

28

Пинцетный захват

1.Раскатать тесто и украсить его вместе с ребенком изюмом. Попросить ребенка брать изюм двумя пальцами и класть на раскатанное тесто, затем испечь.

2.Брать мелкие предметы

двумя пальцами (или пинцетом) и класть

в бутылку с узким горлом

29

Пересыпать из одной посуды в другую.

С помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества (песок, крупу, горох, чечевицу) пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

30

Наполнять бутылку мелкими предметами

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики, пумпоны – двумя пальцами или пинцетом.

31

Разворачивать и заворачивать предметы

Заворачиваем и разворачиваем камешки, каштаны, ложки, сюрпризы.  Для этого используем фольгу, обёртки от конфет, салфетки, бумагу, ткань.

32

Пальчиковые игры

Делаем животных, лодочку и пр., стучим, здороваемся пальчиками, бегаем, хлопаем, со стишками.

33

 Массаж пальцев

-Надевание и снимание массажного колечка;

- катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").

34

Катать карандаш между ладошками

Сначала катаем карандаш ладошкой по столу, затем между ладошками

35

Выкладывать фигуры

 Из счётных палочек, спичек, карандашей, мозаики, камушек, фасоли выкладываем:

 - солнце, змейки, домик и т.д.

-  дорожку из каштанов

- различные фигурки, сначала по схеме, затем по памяти, воображению

36

Составлять цепочку из скрепок

5-10 канцелярских скрепок разного цвета

37

Находить  спрятанные предметы в «сухом бассейне»

с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

38

Работать с природным материалом, изготавливать поделки 

-используются шишки, желуди, листья и т.п.;

-украшение поделок с помощью круп и природного материала

Источники:

  1.  https://www.kanal-o.ru/news/9904
  2. https://gym1507uz.mskobr.ru/files/razvitie_melkoj_motoriki.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра"

Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра....

Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра.

Для младенцев и детей дошкольного возраста полезными считаются такие виды деятельности, которые поддерживают развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев. Ребенок должен развить силу и ловкость рук ...

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

В индивидуальной работе с детьми с расстройством аутистического спектра, рекомендуется использовать один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы — развитие мелкой моторики рук, ...

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра.

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра....

Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра.

Для младенцев и детей дошкольного возраста полезными считаются такие виды деятельности, которые поддерживают развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев. Ребенок должен развить силу и ловкость рук ...

Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра.

Для младенцев и детей дошкольного возраста полезными считаются такие виды деятельности, которые поддерживают развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев. Ребенок должен развить силу и ловкость рук ...