Формы речевого развития детей с ОВЗ учителя-дефектолога
консультация по коррекционной педагогике
В консультации для педагогов ДОУ раскрываются формы речевого развития для детей с ОВЗ, которыми пользуется учитель-дефектолог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_rechevogo_razvitiya_detey_s_ovz_uchitelya-defektologa.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы речевого развития детей с ОВЗ учителя-дефектолога
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Выбор форм работы учителя-дефектолога осуществляется самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, а главное - от опыта и творческого подхода педагога.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Образовательная ситуация. позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Предполагает участие небольшой подгруппы детей в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст. Примером служит составление рассказа из личного или коллективного опыта, например, «Как мы ходили на экскурсию к реке». Дети описывают события на основе собственных личных впечатлений, это намного интереснее, чем скучно описывать чей- то чужой пережитый не ими опыт. Здесь мы также можем опереться на мнемотехнику.
В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Игровые ситуации являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи и активную самостоятельную деятельность воспитанников. Педагог выводит детей на получение знаний проблемными вопросами «почему?», «зачем?», «Ты как думаешь?». Например, при изучении новой лексической темы задаются вопросы: «Что будет, если пропадет весь транспорт? Посуда? Мебель?». При чтении худ.литературы «Если бы вы оказались на месте героя рассказа, как бы поступили?», «какого нового героя вы бы позвали на помощь?» и т. д. Сюда можно отнести и обучение детей составлению творческих рассказов по картине – составлению текстов реалистического или фантастического характера. Вопросы : «Что было до этого? Что будет дальше?» (по методике Вераксы)и т.д.
Другой формой речевого развития старших дошкольников является ситуация общения. Она органично вплетаются в систему проектной творческо-педагогической деятельности. Это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть: игры-викторины по типу «Придумай загадку», «Магазин волшебных вещей» и т.д.- благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Обычно тоже после окончания лексической темы. В эту же группу относят игры – путешествия.
Для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация. Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. В старшем возрасте используются ситуации-проблемы и ситуации-оценки. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. А в ситуации-оценки ребенок учится анализировать и обосновывать свое решение. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его. К этой группе относятся наблюдения, экспериментирование.
Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является лэпбук. Лэпбук – тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается педагогом вместе с детьми. Лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь, расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»
Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста.Задачи:1. Обобщение опыта по теме &la...
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО.
Набирая детей раннего возраста, я поставила задачу перед собой - речевое развитие детей раннего возраста ,стимулирование их активной речи....
Игры с мячом, как форма речевого развития детей дошкольного возраста.
Основная деятельность детей – игра. Поэтому речь ребенка наиболее успешно обогащается в процессе игры, в основном через дидактические игры. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные...
Дидактическая игра как форма речевого развития детей раннего возраста
Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать подготовку к речевой работе. На первом году жизни ребенок овла...
Лэпбук, как форма речевого развития детей младшего возраста.
Лэпбук- как один из успешных инновационных методов работы с дошкольниками....