Особенности навыков пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности навыков пересказа у дошкольников с задержкой психического развития, анализируется необходимость обучения детей навыку пересказа.
Ключевые слова: особенности пересказа, задержка психического развития, дошкольники
Дошкольный возраст оказывает большое значение на развитие ребенка. Этот период принято считать важнейшим этапом в развитии детей. На данном этапе происходит активное развитие всех психических процессов человека: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения.
Важная особенность приобретения знаний ребенком дошкольного возраста заключается в том, что эти знания оказывают значительное влияние в дальнейшем развитии детей и большое значение имеют для его успешного обучения в школе.
Развитие готовности к обучению в школе является важной задачей всей работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое.
В то же время, при одних и тех же условиях обучения и воспитания дошкольников в детских садах, не всегда уровень готовности к обучению в школе оказывается одинаковым. При поступлении детей в школу индивидуальные показатели готовности ребенка к обучению помогают выделить отдельную категорию детей, которая характеризуется недостаточным уровнем школьной зрелости. Среди них можно выделить группу детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из самых распространенных форм психических нарушений. Задержка психического развития проявляется в отставание в физическом, когнитивном, поведенческом, эмоциональном или социальном развитии ребенка по сравнению с нормой.
Задержка психического развития проявляет себя тогда, когда развитие ребенка отстает от установленных нормальных диапазонов для его возраста. Если большинство детей ползают к восьми месяцам и ходят к середине второго года жизни, то ребенок, отстающий от графика на пять или шесть месяцев в достижении этих контрольных показателей, может быть классифицирован как ребенок с задержкой психического развития.
В числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития составляют самую значительную категорию, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.
Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия для развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности [1].
У детей с задержкой психического развития можно наблюдать снижение работоспособности, неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия, недостатки памяти, отставании в развитии всех форм мышления, нарушения речи, особенности поведения.
Пересказ – один из важнейших навыков обучения. При пересказе текста ребенку нужно обладать не только хорошей памятью, как для заучивания текстов, но и необходимо следовать сюжету, называть и описывать главных героев, осознано и самостоятельно рассказывать о поступках и мотивах персонажей. Поэтому, чтобы познакомиться с текстом, с сюжетом, с персонажами, с повествованием и пересказать прочитанное или услышанное своими словами, одной памяти не достаточно.
При обучении дошкольников с задержкой психического развития пересказу тренируется не только память, но и развивается мышление, расширяется лексический запас, формируется навык составления предложений и текста, развивается эмоциональная сфера, анализ разнообразных моделей поведения.
Успешность запоминания зависит от формы предъявления материала. Лучше запоминается наглядный материал, чем словесный. Материал в качестве изображений запоминается значительно быстрее и качественнее, чем аналогичный по значению, но словесный материал [2]. Любое когнетивное действие может быть использована в качестве приёма запоминания при условии её обратимости. Дети с нормальным развитием легко переходят от прямых операций к обратным. Они могут вспомнить материал по картинке, которая ассоциируется с ним, для многих детей с ЗПР эта задача оказывается достаточно трудной [3].
Таким образом, необходимо развивать навыки пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как при обучении ребенка пересказу будет происходить активное развитие всех психических процессов дошкольника.
Литература
1. Горнова П. К. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/02/... (дата обращения 18.04.2020).
2. Занков Л. В. Память. М.: Учпедгиз, 1949.
3. Мишенева Л. Н. Особенности памяти у детей с ЗПР / Л. Н. Мишенева, А. А. Белисова, С. В. Васерман, Е. А. Кронштатова, Н. И. Николаева // Наука и общество в эпоху перемен. 2018. № 1 (4). С 30-33.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st._roslyakova.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности навыков пересказа у детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности навыков пересказа у дошкольников с задержкой психического развития, анализируется необходимость обучения детей навыку пересказа.
Ключевые слова: особенности пересказа, задержка психического развития, дошкольники
Дошкольный возраст оказывает большое значение на развитие ребенка. Этот период принято считать важнейшим этапом в развитии детей. На данном этапе происходит активное развитие всех психических процессов человека: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения.
Важная особенность приобретения знаний ребенком дошкольного возраста заключается в том, что эти знания оказывают значительное влияние в дальнейшем развитии детей и большое значение имеют для его успешного обучения в школе.
Развитие готовности к обучению в школе является важной задачей всей работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое.
В то же время, при одних и тех же условиях обучения и воспитания дошкольников в детских садах, не всегда уровень готовности к обучению в школе оказывается одинаковым. При поступлении детей в школу индивидуальные показатели готовности ребенка к обучению помогают выделить отдельную категорию детей, которая характеризуется недостаточным уровнем школьной зрелости. Среди них можно выделить группу детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из самых распространенных форм психических нарушений. Задержка психического развития проявляется в отставание в физическом, когнитивном, поведенческом, эмоциональном или социальном развитии ребенка по сравнению с нормой.
Задержка психического развития проявляет себя тогда, когда развитие ребенка отстает от установленных нормальных диапазонов для его возраста. Если большинство детей ползают к восьми месяцам и ходят к середине второго года жизни, то ребенок, отстающий от графика на пять или шесть месяцев в достижении этих контрольных показателей, может быть классифицирован как ребенок с задержкой психического развития.
В числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития составляют самую значительную категорию, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.
Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия для развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности [1].
У детей с задержкой психического развития можно наблюдать снижение работоспособности, неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия, недостатки памяти, отставании в развитии всех форм мышления, нарушения речи, особенности поведения.
Пересказ – один из важнейших навыков обучения. При пересказе текста ребенку нужно обладать не только хорошей памятью, как для заучивания текстов, но и необходимо следовать сюжету, называть и описывать главных героев, осознано и самостоятельно рассказывать о поступках и мотивах персонажей. Поэтому, чтобы познакомиться с текстом, с сюжетом, с персонажами, с повествованием и пересказать прочитанное или услышанное своими словами, одной памяти не достаточно.
При обучении дошкольников с задержкой психического развития пересказу тренируется не только память, но и развивается мышление, расширяется лексический запас, формируется навык составления предложений и текста, развивается эмоциональная сфера, анализ разнообразных моделей поведения.
Успешность запоминания зависит от формы предъявления материала. Лучше запоминается наглядный материал, чем словесный. Материал в качестве изображений запоминается значительно быстрее и качественнее, чем аналогичный по значению, но словесный материал [2]. Любое когнетивное действие может быть использована в качестве приёма запоминания при условии её обратимости. Дети с нормальным развитием легко переходят от прямых операций к обратным. Они могут вспомнить материал по картинке, которая ассоциируется с ним, для многих детей с ЗПР эта задача оказывается достаточно трудной [3].
Таким образом, необходимо развивать навыки пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как при обучении ребенка пересказу будет происходить активное развитие всех психических процессов дошкольника.
Литература
1. Горнова П.К. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/02/osobennosti-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey (дата обращения 18.04.2020).
2. Занков Л.В. Память. М.: Учпедгиз, 1949.
3. Мишенева Л.Н. Особенности памяти у детей с ЗПР / Л.Н. Мишенева, А.А. Белисова, С.В. Васерман, Е.А. Кронштатова, Н.И. Николаева // Наука и общество в эпоху перемен. 2018. № 1 (4). С 30-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Особенности формирования общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностного, необходимо постоянно стимулировать их активность. С этой целью учителям-дефектологам и воспитателям следует поощрять лю­...
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Цель сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастны...
Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В данной статье описана работа воспитателя по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...