Адаптированная образовательная программа
методическая разработка по коррекционной педагогике
Адопрированная образовательная программа составлена для ребенка ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_2019-2020.docx | 72.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Согласовано: ППк МБДОУ № 9 Дата. Протокол | Утверждаю: Заведующий МБДОУ № 9 ___________. «_____» ________20___ г. |
Адаптированная образовательная программа
Ф.И. ребенка
Дата рождения 2016 г.
Срок реализации программы:
10.11.2020 г. - 31.05.2021 г.
Составители программы:
учитель-дефектолог
воспитатель
воспитатель
Согласовано:
Родитель ___________
2020 г.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Ан. Л. посещает дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта с 02.09.2019 года.
Воспитывается в полной семье, является единственным ребенком. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя, со вниманием относятся к его потребностям. Проявляют заинтересованность в результатах развития сына, выполняют рекомендации педагогов, посещают родительские собрания, совместно с ребенком участвует в художественно-творческих выставках.
Основанием для разработки адаптированной образовательной программы является коллегиальное заключение центральной ПМПК (протокол № 1/25- 19(1)-К от 30.04.2019г.).
ПМПК рекомендовано:
форма получения образования: в образовательной организации;
рекомендуемая программа обучения: адаптированная образовательная программа дошкольного образования с учетом психофизических особенностей ребенка с умеренной умственной отсталостью, имеющего расстройство аутистического спектра;
формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: подбор индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; использование сопряженных действий с педагогом; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; дозированная помощь; пошаговость в предъявлении материала; опора на субъективный опыт ребенка.
Актуальный уровень психофизического развития ребенка характеризуется следующими особенностями.
Отмечаются трудности общения и взаимодействия с окружающими, стереотипные модели поведения. Эмоциональное реагирование на присутствие взрослых, на смену режимных моментов и места пребывания в детском саду (группа, музыкальный зал, кабинет учителя-дефектолога и др.), на новые игрушки и предметы – безразличие. При контакте, по инициативе взрослого, на свое имя не откликается, взгляд на взрослом фиксирует очень редко, на приглашения о совместной игре не реагирует. Во взаимодействие со сверстниками не вступает.
Основным способом действия в учебно-познавательной ситуации являются совместные (рука в руке) действия ребенка с взрослым. Крайне низкий уровень обучаемости. Работоспособность, общий темп и продуктивность деятельности – низкие. Требуется массивная (обучающая, направляющая, организующая, стимулирующая) помощь. Перенос способа действия по аналогии не осуществляет.
Простую речевую инструкцию в определенной ситуации («Возьми...», «Дай...», «Иди…», т.п.) не понимает. Для привлечения внимания, включения в деятельность и выполнения необходимого действия требуется привлечение за руку, использование разного вида «физических» подсказок. Рукой как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться) не пользуется. Указательный жест рукой и указательным пальцем не понимает и не воспроизводит. Собственная активная речь отсутствует.
По подражанию взрослому не показывает основные части тела и лица. Отдельные предметы бытового обихода из общего фона по просьбе взрослого не выделяет.
Парные предметы и парные картинки не подбирает. Сличение цвета (красный, желтый) не выполняет. Величину предметов (большой – маленький) не выделяет. Разрезную предметную картинку из 2 частей не собирает. Пирамидку не разбирает, кольца на стержень не нанизывает. Количество предметов «один» и «много» не различает.
Ручная и мелкая моторика развиты слабо. Карандаш в руке не удерживает, самостоятельно черкать и проводить линии не пытается. В продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) работы выполняет только сопряженно с взрослым, взгляд на работе не фиксирует.
На музыкально-ритмических занятиях сопряженные с взрослым простые движения под музыку (хлопать в ладоши, топать ногами, приседать) не производит. Звуки из музыкальных игрушек (погремушка, бубен) извлекает с взрослым способом рука в руке.
Интереса к игрушкам не проявляет, по своей инициативе берет их редко. При этом недолгое время держит игрушку в руках, не совершает с ней каких-либо манипуляций. В совместной с взрослым предметно-игровой ситуации сопряженно с педагогом недолгое время катает машину, качает куклу, не смотрит на обыгрываемый предмет.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не сформированы. Не сообщает о своих физиологических потребностях, не может самостоятельно пользоваться унитазом. Моет и вытирает полотенцем руки сопряженно с взрослым. Навыки самостоятельного одевания и раздевания не сформированы.
Выявленные особенности развития затрудняют формирование типичных видов детской деятельности, познавательного и целенаправленного поведения ребенка.
Адаптированная образовательная программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ДОО (первый год обучения).
1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель:
Создание условий для развития физического, эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с нарушением интеллекта, формирование его позитивных личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социальное развитие и коммуникация»:
- обучать первичным способам усвоения общественного опыта (сопряженные действия с взрослым, подражание действиям взрослого, ребенка);
- формировать потребность эмоционально-личностного контакта с взрослым;
- обучать выполнению простой речевой инструкции в определенной знакомой ситуации;
- учить реагировать и откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;
- учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;
- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;
- учить понимать и воспроизводить указательный жест указательным пальцем;
- учить пользоваться рукой как средством коммуникации: здороваться, прощаться, просить о помощи;
- формировать умение узнавать себя в зеркале, на фотографии, показывать по называнию взрослым части тела и лица (на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы).
«Воспитание самостоятельности в быту (формирование культурно-гигиенических навыков)»:
- учить просить взрослых о помощи при затруднениях указывая жестом;
- учить проситься в туалет, указывая жестом;
- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;
- учить снимать и вешать на место своё полотенце;
- учить развешивать вещи на стульчик;
- учить брать в руки ложку;
- учить не выходить из-за стола в процессе всего приёма пищи;
- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;
- учить самостоятельно снимать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, штаны);
«Формирование игры»:
- учить брать и ставить предметы на место;
- учить использовать игрушки по функциональному назначению;
- учить выполнять действия с предметами сопряженно с педагогом
- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле.
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Сенсорное воспитание и развитие внимания»:
- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
- учить сличать основные цвета: красный, жёлтый;
- учить воспринимать величину: большой и маленький;
- учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием (игра «Кто тебя позвал?»);
- учить производить проталкивание в прорези коробки больших и маленьких кубов или шаров;
- учить нанизывать кольца пирамидки на стержень, пользоваться методом проб при их составлении.
«Формирование мышления»:
- формировать простые целенаправленные действия с предметами («Кати мяч», «Покачай куклу»);
- учить пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением (чашка, ложка, стул, карандаш).
«Формирование элементарных количественных представлений»:
- учить выделять 1 и много предметов из группы по подражанию;
- учить составлять группы из одинаковых предметов;
«Ознакомление с окружающим»:
- учить показывать некоторые части тела и лица;
- учить различать отдельные предметы окружающей действительности (игрушки, овощи, фрукты);
- учить различать некоторых диких и домашних животных.
Образовательная область «Речевое развитие»
«Развитие речи»:
- учить понимать и выполнять простые речевые инструкции в знакомой ситуации: «Возьми...», «Дай...», «Кати...», «Лови...», «Бросай...» и т.п.;
- побуждать к воспроизведению звукоподражаний за взрослым.
«Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму»:
- учить выполнять соотносящие движения (нанизывание на стержень и шнурок, вкладывание деталей мозаики в пазы, проталкивание в отверстия, и др.);
- учить захватывать мелкие предметы щепотью и двумя пальцами (большим и указательным);
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;
- формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений и заданий по продуктивным видам деятельности (лепка, аппликация, рисование).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность»:
- учить выполнять движения сопряженно с взрослым (хлопки, фонарики, притопы, пружинки);
- учить подпевать звукоподражания;
- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, бубен, погремушка);
- приобщать к участию в коллективной досуговой деятельности.
«Ознакомление с художественной литературой»:
- формировать умение слушать текст с группой сверстников;
- учить фиксировать взгляд при рассматривании иллюстраций к произведениям.
«Продуктивная деятельность и изобразительная деятельность»:
Лепка:
- воспитывать интерес к процессу и результатам лепки;
- учить выполнять различные действия с пластичными материалами - мять, разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок сопряженно с педагогом;
- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряженно с педагогом;
Аппликация:
- воспитывать интерес к процессу выполнения аппликации;
- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого;
- учить наклеивать простые заготовки сопряженно с педагогом (наносить клей, переворачивать заготовку, пользоваться салфеткой).
Рисование:
- воспитывать интерес к изображениям, выполняемым различными средствами − фломастерами, красками, восковыми мелками;
- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок);
- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами сопряженно с педагогом (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);
- учить проводить прямые линии сопряженно с педагогом;
Конструирование:
- вызывать интерес и эмоциональные реакции на конструктивную деятельность взрослого;
- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) сопряженно с педагогом;
- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка) сопряженно с педагогом;
Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие и физическое воспитание»:
- учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому;
- учить ходить стайкой за педагогом в заданном направлении, ходить по дорожке и следам;
- учить перешагивать через предметы;
- учить бегать вслед за воспитателем;
- учить прыгать на двух ногах на месте;
- учить ползать по ковровой дорожке, доске, гимнастической скамейке;
2. Содержательный раздел
Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы
Показатели развития ребенка | Ноябрь 2020 г. | Февраль 2021 г. | Май 2021 г. |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Социальное развитие и коммуникация»: демонстрирует положительную эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого; демонстрирует готовность к совместным действиям с взрослым: - принимать помощь взрослого, - разрешать дотрагиваться до своих рук, - принимать поглаживание по голове; выполняет с взрослыми сопряженные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом и карандашом, раскатывание пластилина и т.д.) дает положительный эмоциональный отклик на появление близких (матери, отца); выполняет элементарные речевые инструкции в определенной ситуации; находится рядом с другими детьми, не причиняя вреда и не создавая дискомфорта; использует руку для коммуникации (просит о помощи, здоровается, прощается); фиксирует взгляд на яркой и озвученной игрушке и во время действий с ней; фиксирует взгляд на лице взрослого при обращении к нему по имени; откликается на свое имя (эмоционально, действиями); узнает себя в зеркале / на индивидуальной фотографии; адекватно ведет себя в привычных ситуациях. «Воспитание самостоятельности в быту (формирование культурно-гигиенических навыков)»: пользуется туалетом при поддержке взрослого; моет руки после пользования туалетом и перед едой сопряженно с педагогом; пользуется своим полотенцем сопряженно с педагогом; берет свой стульчик и садится за стол на своё место; правильно пользуется чашкой; берет ложку в руки; не выходит из-за стола, не окончив еды; снимает колготки самостоятельно; самостоятельно снимает и надевает штаны, рейтузы, «Формирование игры»: берет и убирает игрушки на место; проявляет эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; использует знакомые игрушки по функциональному назначению; выполняет сопряженно с взрослым знакомые игровые действия с игрушками (машина, кукла); не совершает деструктивные действия с игрушками. | |||
Образовательная область «Познавательное развитие» «Сенсорное воспитание и развитие внимания»: воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого; сличает основные цвета красный, желтый воспринимает величину предметов: большой, маленький; соотносит игрушку с соответствующим звукоподражанием (игра «Кто тебя позвал?»); производит проталкивание в прорези коробки больших и маленьких кубов или шаров; складывает пирамиду из трех колец, пользуясь методом проб. «Формирование мышления»: выполняет целенаправленные действия с предметами ближайшего окружения; использует предметы-орудия с фиксированным назначением (чашка, ложка, карандаш, стул) в практических ситуациях. «Формирование элементарных количественных представлений»: выделяет 1 и много предметов из группы по подражанию; составляет группы из одинаковых предметов; «Ознакомление с окружающим»: показывает некоторые основные части тела и лица; показывает отдельные предметы игрушки, овощи, фрукты; узнает на картинках некоторых знакомых домашних и диких животных. | |||
Образовательная область «Речевое развитие» «Развитие речи»: выполняет действия по простым речевым инструкциям в знакомой обстановке; воспроизводит за взрослым знакомые звукоподражания. «Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму»: выполняет соотносящие движения кистями и пальцами рук (нанизывание, вкладывание в пазы, проталкивание в отверстия) по подражанию; захватывает мелкие предметы щепотью / указательным типом хватания; | |||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность»: выполняет под музыку движения сопряженно с взрослым (хлопки, фонарики, притопы, пружинки); подпевает отдельные звукоподражания; извлекает звуки из музыкальных инструментов; участвует в коллективной досуговой деятельности. «Ознакомление с художественной литературой»: эмоционально откликается на литературные произведения; слушает художественный текст и реагирует на его содержание; фиксирует взгляд иллюстрации и узнает двух-трёх героев при поддержке взрослого. «Продуктивная деятельность и изобразительная деятельность»: Лепка: присоединяет к основе готовые детали, плотно прижимая пальцами; выполняет различные действия с пластичными материалами – мять, разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок; положительно относится к результатам своей работы. Аппликация: адекватно реагирует на предложение выполнить аппликацию; соотносит аппликацию с реальными объектами; наклеивает заготовки из бумаги по подражанию; положительно относится к результатам своей работы. Рисование: адекватно реагирует на предложение взрослого порисовать; правильно держит карандаш, фломастер, кисточку; закрашивает контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки) сопряженно с педагогом; положительно относится к результатам своей работы. Конструирование: положительно относится к процессу и результатам конструирования; выполняет простейшие постройки из строительного материала сопряженно с взрослым; создает простейшие постройки из палочек сопряженно с педагогом; | |||
Образовательная область «Физическое развитие» выполняет движения и действия по подражанию взрослому; ходит стайкой за воспитателем; ходит друг за другом; ходит по дорожке и следам; перешагивает через предметы; бегает друг за другом вслед за воспитателем; прыгает на двух ногах на месте; ползает по ковровой дорожке, доске, гимнастической скамейке; |
Критерии оценивания по способу действия при выполнении задания:
0 – не делает (отказ от выполнения);
1 – сопряженные действия;
2 – действия по подражанию;
3 – действия по показу;
4 – действия по образцу;
5 – действия по речевой инструкции.
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
Ребенок посещает ДОО в режиме полного дня (12-часовое пребывание).
Воспитательно-образовательная работа с ребенком осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренными для группы детей второго года обучения.
Режим дня на холодный период
Режимные моменты | I | II | III | IV | V | VI | |
Прием, свободная деятельность детей | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | 07.00-08.10 | 07.00-08.20 | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | |
Утренняя гимнастика | 08.00-08.10 | 08.00-08.10 | 08.10-08.20 | 08.20-08.30 | 08.00-08.10 | 08.00-08.10 | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.10-08.40 | 08.10-08.40 | 08.20-08.50 | 08.30-08.50 | 08.10-08.40 | 08.10-08.40 | |
Свободная деятельность детей | 08.40-09.00 | 08.40-09.00 | 08.50-09.00 | 08.50-09.00 | 08.40-09.00 | 08.40-09.00 | |
Непосредственно-образовательная деятельность | 09.00-09.15 09.25-09.40 | 09.00-09.20 09.30-09.50 | 09.00-09.25 09.35-10.00 | 09.00-09.30 09.40-10.10 | 09.00-09.50 | 09.00-09.50 | |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 09.40-10.10 | 09.50-10.10 | 10.00-10.20 | 10.10-10.20 | 09.50-10.10 | 09.50-10.10 | |
Непосредственно-образовательная деятельность, индивидуальные занятия | 10.10-10.25 | 10.10-10.30 | 10.20-10.45 | 10.30-11.00 | 10.10-10.40 | 10.10-10.40 | |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.25-11.50 11.50-12.00 | 10.30-11.50 11.50-12.05 | 10.45-12.00 12.00-12.10 | 11.00-12.00 12.00-12.10 | 10.40-11.45 11.45-11.55 | 10.40-11.45 11.45-11.55 | |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.40 | 12.05-12.45 | 12.10-12.45 | 12.10-12.45 | 11.55-12.30 | 11.55-12.30 | |
Подготовка ко сну, сон | 12.40-15.00 | 12.45-15.00 | 12.45-15.00 | 12.45-15.00 | 12.30-15.00 | 12.30-15.00 | |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | |
НОД, Индивидуальные занятия, свободная деятельность | 15.15-16.10 | 15.15-16.10 | 15.15-16.20 | 15.15-16.20 | 15.15-16.00 | 15.15-16.00 | |
Подготовка к ужину, ужин | 16.10-16.45 | 16.10-16.50 | 16.20-16.55 | 16.20-16.55 | 16.00-16.30 | 16.00-16.30 | |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.45-18.10 | 16.50-18.15 | 16.55-18.20 | 16.55-18.20 | 16.30-18.10 | 16.30-18.10 | |
Свободная деятельность детей | 18.10-19.00 | 18.25-19.00 | 18.20-19.00 | 18.20-19.00 | 18.10-19.00 | 18.10-19.00 |
Режим дня на теплый период
Режимные моменты | I | II | III | IV | V | VI |
Прием детей | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 | 07.00-08.10 | 07.00-08.20 | 07.00-08.00 | 07.00-08.00 |
Утренняя гимнастика | 08.00-08.10 | 08.00-08.10 | 08.10-08.20 | 08.20-08.30 | 08.00-08.10 | 08.00-08.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.10-08.40 | 08.10-08.40 | 08.20-08.50 | 08.30-08.50 | 08.10-08.40 | 08.10-08.40 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа (в летний период прогулка) | 08.40-09.55 | 08.40-09.55 | 08.50-10.10 | 08.50-10.10 | 08.40-09.50 | 08.40-09.50 |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 09.55-10.10 | 09.55-10.10 | 10.10-10.20 | 10.10-10.20 | 09.50-10.10 | 09.50-10.10 |
Свободная деятельность детей | 10.15-10.30 | 10.10-10.30 | 10.20-10.30 | 10.20-10.30 | 10.10-10.20 | 10.10-10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.30-10.50 10.50-12.00 | 10.30-10.50 10.50-12.00 | 10.30-10.50 10.50-12.10 | 10.30-10.50 10.50-12.10 | 10.20-10.40 10.40-11.55 | 10.20-10.40 10.40-11.55 |
Подготовка к обеду, обед | 12.05-12.45 | 12.00-12.40 | 12.10-12.45 | 12.10-12.45 | 11.55-12.30 | 11.55-12.30 |
Подготовка ко сну, сон | 12.45-15.00 | 12.40-15.00 | 12.45-15.00 | 12.45-15.00 | 12.30-15.00 | 12.30-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 | 15.00-15.15 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа (в летний период прогулка) | 15.15-16.10 | 15.15-16.10 | 15.15-16.20 | 15.15-16.20 | 15.15-16.00 | 15.15-16.00 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.10-16.50 | 16.10-16.45 | 16.20-16.55 | 16.20-16.55 | 16.00-16.30 | 16.00-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.50-18.25 | 16.45-18.10 | 16.55-18.20 | 16.55-18.20 | 16.30-18.10 | 16.30-18.10 |
Свободная деятельность детей | 18.25-19.00 | 18.10-19.00 | 18.20-19.00 | 18.20-19.00 | 18.10-19.00 | 18.10-19.00 |
Сетка организации деятельности в группе № 2 на 2020-2021 учебный год
Д/н | Учитель-дефектолог | Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию | |
I половина дня | II половина дня | ||
Пн. | Интегрированное занятие Обучение игре, социальное развитие и ознакомление с окружающим | Лепка Физкультурное занятие | − |
Вт. | Интегрированное занятиеМатематика и развитие сенсорного восприятия (зрительное / тактильно-двигательное восприятие) | Аппликация // Конструирование | − Музыкально-ритмическое занятие |
Ср. | Интегрированное занятие Ознакомление с окружающим, развитие речи и социальное развитие | Интегрированное занятиеРисование, ознакомление с окружающим и социальное развитие | − |
Чт. | Интегрированное занятиеМатематика и формирование мышления | Музыкально-ритмическое занятие | Индивидуальные муз. занятия |
Пт. | Интегрированное занятие Развитие речи и развитие сенсорного восприятия (зрительно-слуховое восприятие) | Физкультурное занятие | − |
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые имеют следующую направленность.
Учитель-дефектолог:
-Формировать и развивать умения и навыки, необходимые для усвоения содержания адаптированной образовательной программы: способы усвоения общественного опыта (совместные действия с взрослым, действия-подражания), перцептивно-ориентировочные действия, умственные действия (сравнение, группировка, обобщение), понимание обращенной речи и простых инструкций.
-Закреплять и расширять представления о предметах окружающей действительности, некоторых объектах живой и неживой природы.
-Создавать предпосылки к развитию речи и стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся языковых способностей.
-Развивать ручную и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию.
-Развивать и корригировать познавательные процессы на основе программного содержания.
Педагог-психолог:
- Формировать познавательный интерес.
- Коррекция высших психических функций.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Формировать продуктивное взаимодействие с окружающими людьми включая потребность и интерес в эмоционально-личностном контакте.
- Формировать навыки адекватного поведения в детском саду в разных ситуациях, включая выполнения режимных моментов.
Учитель-логопед:
- Формировать способность к зрительному контакту.
- Формировать подражательную речевую деятельность в форме любых речевых проявлений.
- Формировать коммуникативные навыки.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и артикуляционную моторику.
- Развивать слуховое, зрительное, тактильное и фонематическое восприятие.
- Учить самостоятельно обращаться к педагогам за помощью, используя тактильный контакт.
- Учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции ( дай, сиди, возьми, на ).
Музыкальный руководитель:
- Развивать индивидуальные музыкально-ритмические способности.
- Учить прислушиваться к словам песен, воспроизводить совместно со взрослым отдельные слова в конце певческой фразы.
- Учить ориентироваться в пространстве зала, ходить и бегать под музыку врассыпную и по кругу.
Инструктор по физическому воспитанию:
- Учить внимательно смотреть на взрослого, поворачиваясь к нему лицом, когда он говорит.
- Учить ходить друг за другом, держась за веревку рукой.
- Учить ходить по дорожке и следам.
- Учить проползать под веревкой, под дугой.
- Учить выполняет движения и действия по подражанию взрослому.
Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю.
Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Дни недели |
Подгрупповое занятие учителя-дефектолога | 5 | Пн. – Пт. |
Подгрупповое занятие воспитателя | 3 | Пн., Ср., Чт. |
Групповое занятие музыкального руководителя | 2 | Вт.- Чт. |
Групповое занятие инструктора по ФВ | 2 | Пн., Пт. |
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога | 3 | Пн., Ср., Пт. |
Индивидуальное занятие педагога-психолога | 2 | Ср., Пт. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 2 | |
Индивидуальное занятие музыкального руководителя | 1 | Чт. |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и СанПиН:
- продолжительность подгруппового занятия 20 минут;
- продолжительность индивидуального занятия 15минут.
3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы
При реализации адаптированной образовательной программы необходимым является обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение осмысленного порядка и предсказуемости происходящего; длительная индивидуальная коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков ребенка; помощь в развитии средств невербальной коммуникации; использование индивидуальной системы поощрения и мотивации ребенка к коммуникации и взаимодействию с взрослыми; использование зрительных опор, организация учебного материала, облегчающая включение ребенка в активную работу. Планируется использование методов и приемов: демонстрация действия педагогом, воспроизведение ребенком действия сопряженно с педагогом и по подражанию; использование любимой игрушки ребенка при выполнении задания; смена видов деятельности; многократное повторение способа действия; добавление в знакомое задание новой задачи; перенос знаний и опыта на другой материал или ситуацию.
Реализация АОП предусматривает активное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Работа с родителями во 2 группе
на 2020-2021 учебный год
Содержание деятельности | Ответственные | |
С Е Т Я Б Р Ь | Оформление наглядно-информационных материалов «Примите наши правила!» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. |
«Адаптация ребенка в детском саду» Индивидуальные консультации | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Выставка поделок из природного материала «Осень золотая» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Выставка открыток и поздравлений «День дошкольного работника» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Групповые собрания на тему: «Родители – активные участники образовательного процесса» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. Кирпичева Ж.В. | |
О К Т Я Б Р Ь | Выставка рисунков плакатов мы изучаем ПДД» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. |
Организовать родителей на уборку территории прогулочного участка. | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Санбюллютень для родителей «Взрослый на дороге-пример для детей» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. Кирпичева Ж.В. | |
Ознакомление родителей с индивидуально ориентированной программой развития ребёнка | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. Кирпичева Ж.В. | |
Целевая прогулка «Знакомство с улицей» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. Кирпичева Ж.В. | |
Н О Я Б Р Ь | Индивидуальные беседы с родителями: «Поделимся опытом». | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В |
Общее родительское собрание – круглый стол «Секреты семейного воспитания» | Заведующий Старший воспитатель | |
Выставка рисунков посвященных дню матери «Любимая мамочка» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Участие в совместных мероприятиях, посвященных Дню Матери | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Индивидуальные беседы с родителями: «Ознакомление с планом индивидуальной работы на месяц». | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Организация фотовыставки ко Дню Матери. | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Инструктаж для родителей «Безопасность детей в период осенних и зимних каникул» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Д Е К А Б Р Ь | Оформление наглядно-информационных материалов «Если ребенок часто болеет» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В |
Памятка для родителей «Осторожно, гололед!» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Новогодняя сказка» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Оформление наглядно-информационных материалов «Новогодние праздники. Безопасно и с пользой» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Праздник «Елка в гости к нам пришла!» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. Кирпичева Ж.В. | |
Санбюллютень для родителей «Обучение дошкольников ПДД в семье» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. Кирпичева Ж.В. | |
Я Н В А Р Ь | Оформление наглядно-информационных материалов «Безопасность ребенка в зимний период» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В |
Групповые собрания «Социальное партнерство семьи и ДОУ как необходимое условие социализации дошкольника» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. Кирпечева Ж.В. | |
Анкетирование «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОО» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Памятка для родителей «Необходимость использования детских удерживающих устройств в автомобили» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. Кирпичева Ж.В. | |
Развлечение «В гости к Снеговику» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Ф Е В Р А Л Ь | Оформление наглядно-информационных материалов «Как организовать выходной с ребенком» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В |
Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В Медицинский работник | |
Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Рисунок для папы» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Физкультурно-музыкальное развлечение «Парад игрушек» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Санбюллютень для родителей «Совместная деятельность ДОО и семьи по вопросам обучения дошкольников ПДД» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
М А Р Т | Практические задания для обучения родителей сенсомоторному развитию ребенка в домашних условиях | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В |
Общее родительское собрание – «Социализация дошкольника – путь к успешному обучению в школе » | Заведующий Старший воспитатель | |
Привлечение родителей к изготовлению пособий для занятий. | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Санбюллютень для родителей «В машине ребенок!» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Участие в выставке открыток, рисунков и плакатов «8 Марта, день весны» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Праздник «Мама – солнышко мое» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
А П Р Е Л Ь | День открытых дверей | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. Кирпичева Ж.В. |
Развлечение «В гостях у солнышка» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. Кирпичева Ж.В. | |
Санбюллютень для родителей «Как научить ребенка безопасному поведению на улице» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Выставка «Умелые руки не знают скуки!» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ посвященных «Дню победы» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В | |
М А Й | Организация акции для привлечения родительской общественности по благоустройству территории детского сада | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В |
Групповое собрание – устный журнал «Итоги работы за учебный год» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Инструктаж для родителей «Соблюдение ПДД в летний период» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. Кирпичева Ж.В. | |
Оформление наглядно - информационных материалов «Безопасное лето вашего ребенка» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В. | |
Целевая прогулка «Знакомство с пешеходным переходом» | Филоненко И.Ю. Зайцева Л.В Кирпичева Ж.В. |
3.3 Формы контроля
Мониторинг усвоения задач адаптированной образовательной программы ребенком осуществляется три раза в год. По окончании срока реализации программы, произошедшие изменения фиксируются в листе динамического наблюдения в соответствии с задачами программы на основании результатов повторной диагностики, наблюдения за ребенком, бесед с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...