консультация
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
материал может быть использован для работы с детьми с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_dou.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
«Использование ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи»
В последнее десятилетие врачами и педагогами отмечено, что количество детей с ОВЗ неуклонно растёт, в частности, с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Тяжелое недоразвитие речи (ТНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Отечественными специалистами выделяются три уровня общего недоразвития речи:
1 уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;
2 уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
3 уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.
Как показывает практика, дети с ТНР испытывают большие проблемы в школе в освоении русского языка и чтения.
В нашей стране ведущими методистами, логопедами-практиками: Филичевой Т. Б, Чиркиной Г. В, Бабиной Г. В, Мастюковой Е. М., Жуковой Н. С. И др. разработана система коррекционных мероприятий для детей с ТНР дошкольного возраста. Однако, ведущие логопсихологи (В.М.Шкловский, Г.А.Волкова, А.Б.Хавин, В.А.Калягин, Е.Ю. Рау и т.д.) отмечают, что у детей с ТНР прослеживается недостаточнаяс формированность психических процессов - памяти, внимания, восприятия. Возникла необходимость в стимулировании вышеуказанных процессов.
В настоящее время все большую популярность в организации логопедической коррекционно-развивающей работе приобретает использование компьютерных технологий. Как отмечает О.И. Кукушкина, «применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности».
Компьютерные технологии являются эффективным средством, так как позволяют педагогу разнообразить формы и методы педагогического воздействия, варьировать задания, предоставить ребенку возможность выбора форм и средств деятельности, индивидуализировать педагогический процесс, повысить мотивационный компонент образовательной деятельности, опираясь на «золотое правило дидактики» - принцип наглядности в обучении.
Сложная структура нарушений при тяжелом недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как автоматизация звуков в речи, пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, формирование связной речи, развитие навыков письма. У детей повышается интерес к занятиям, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук.
Способы применения ИКТ:
1.Дистанционный способ (демонстрация материала).
Данный способ эффективен, если логопеду необходимо изложить какую-либо информацию или предложить выполнить задание. Наиболее приемлемой является подача информации в форме компьютерной презентации, выполненной в программах Movie Maker и PowerPoint. На большом экране можно предлагать в разных формах (презентации, предметные и сюжетные картинки) задания для закрепления навыков звукопроизношения, развития лексического и грамматического строя, коррекции навыков письма при проведении подгрупповой/групповой формы работы.
В данном случае стоит отметить, что вся деятельность, связанная с использованием компьютерных технологий, находится в ведении педагога. Только он имеет возможность самостоятельно распоряжаться информационными ресурсами, обратная же связь устанавливается традиционно - через устный ответ.
2.Способ прямого «общения» с компьютером во время закрепления материала, контроля и т.п. (обратная связь). В этом случае возникает необходимость непосредственного «общения» ребенка с компьютером. Данный способ применяется преимущественно при индивидуальной и подгрупповой формах работы на занятиях.
Можно выделить следующие направления использования информационно коммуникационных технологий, которые доступны для работы с дошкольниками:
- создание собственных мультимедийных проектов;
- использование Интернет- ресурсов;
- использование компьютерных игр.
Наиболее эффективная форма организации работы с использованием ИКТ в детском саду – проведение занятий с применением мультимедийных презентаций. Слово «презентация» в переводе с английского языка означает «представление», «показ», т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации. Мультимедиа презентации, включают в себя анимацию, аудио - и видео - фрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – и являются наиболее распространённым видом представления демонстрационного материала. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Для проведения таких занятий необходимо оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, с экраном. При проведении таких занятий необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Мультимедийные презентации, которые применяют на своих занятиях и учителя - логопеды, и воспитатели используются как для группового, так и для индивидуального обучения. Презентации могут использоваться как целое занятие, («скоро вы отправитесь в путешествие в Город Красивой речи») или как его часть. Презентация может быть включена в любую часть занятия. Например, в организационном моменте могут быть использованы загадки, и ребусы игры на узнавание неречевых звуков: игра "Угадай звук". В основную часть логопедического занятия можно включить наглядный материал по лексическим темам, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы. Также физкультминутку для детей тоже может провести компьютер. Заключительная часть занятия может содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу.
При работе с детьми с диагнозом «Заикание» можно использовать видео зарисовки природы в сопровождении аудиозаписи: шуршания листвы, журчания ручья, всплеска волн, пения птиц, и др.
С помощью мультимедийных презентаций с детьми разучиваются комплексы пальчиковых и артикуляционных гимнастик. На экране монитора появляются картинки-символы различных артикуляционных упражнений: «Качели», «Вкусное варенье», «Грибок», «Чашка», «Лошадка», «Змейка» - эти и другие упражнения дети выполняют, глядя на экран.
В ДОУ нужно создать банк мультимедийных презентаций для работы с детьми по коррекции речевых нарушений разработанный в соответствии с лексическими темами (например: «Посуда», «Одежда», «Игрушки», « Осень», «Овощи», «Фрукты» и др.).
Специально разработанные компьютерные программы, которые в своей работе использует педагог, несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.
Компьютерные технологии позволяют педагогам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста детей, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок – призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
• Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 3 раз в неделю.
• Регулярно проводить гимнастику для глаз.
• Для проведения фронтальных занятий используется мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.
Таким образом, информатизация образования открывает педагогам новые пути и средства коррекционной работы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Список литературы
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. / В.В. Волина. – М.: Просвещение, - 1991.
2. М.И. Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3;
3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).
4. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед»№2 2004г.
5. Н.Королёва, С.Петрова «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 6.
6. Кузнецова Е.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: Сфера, - 2001.
Приложение.
Организация работы дошкольников с компьютером. Рекомендации для родителей и педагогов.
По сравнению с традиционными формами обучения детей компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный детям;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером ребенок с ОВЗ приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред. Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка:
- нагрузка на зрение;
- стеснённая поза;
- нагрузка на психику;
- излучение.
Чтобы уменьшить воздействие этих вредоносных факторов, необходимо четко регламентировать продолжительность применения компьютерных технологий, использовать физминутки для снятия статического напряжения (особенно верхней части тела: шеи, плеч, спины) и проводить зрительную гимнастику (переключение зрения с ближнего на дальнее, чтобы снять напряжение цилиарной мышцы глаз)
Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как педагогам, использующих их на занятиях, так и родителям.
Основные рекомендации для взрослых при работе ребенка с компьютером:
- Лучше не применять компьютер там, где можно обойтись без него (лучше рисовать красками на бумаге, а не с помощью нажатия определенных клавиш, производить счетные операции в уме, а не с помощью калькулятора).
- Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры детей, а должны ходить в их структуру и взаимодополнять их (например, устроить чаепитие куклам с игрушечной чайной посудой, а на компьютере расставить посуду по полкам по заданной инструкции.)
- Игры должны соответствовать возрастным возможностям детей.
- Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
- Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так если ребенку задание покажется слишком легким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные занятия вызовут тот же эффект.
- В течение занятия необходимо проводить физминутки.
- Все занятия должны проходить под строгим присмотром педагога. Длительность применения компьютерных технологий не должна превышать 10 минут в день у детей 5 лет, 15 мин. - у детей 6 лет.
И главное, взрослый должен помнить: «Добро и зло не в технологиях, а в их применении».
Список рекомендуемых интерактивных тренажеров
и компьютерных программ для логопедической работы
с детьми дошкольного возраста.
- Программа «Игры для Тигры» (предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры дляТигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
- Программа «Домашний логопед». Помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.
- Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.
Программа содержит четыре раздела:
- Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
- Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
- Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
- Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
- «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.
- «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.
- Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:
- Быстрый поиск
- Половинки слов
- Поврежденный текст
- Скорость и понимание
Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.
Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.
Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:
- www.logozavr.ru
- www.solnet.ee
- www.detiseti.ru
- www.teremoc.ru
- www.lohmatik.ru
- www.internetenok.narod.ru
- www.nachalka.com
- http://mersibo.ru
Хотелось бы подробнее рассказать о портале «Мерсибо».Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:
- Развития фонематического слуха,
- Постановки звуков,
- Развития связной речи,
- Обучения чтению,
- Обучения счету,
- Общей дошкольной подготовки,
- Развития грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....