консультация
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Титова Наталья Николаевна

материал может быть использован для работы с детьми с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_dou.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

«Использование ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи»

        В последнее десятилетие врачами и педагогами отмечено, что количество детей с ОВЗ неуклонно растёт, в частности, с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Тяжелое недоразвитие речи (ТНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Отечественными специалистами выделяются три уровня  общего недоразвития речи:

        1 уровень – наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;

        2 уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

        3 уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.

        Как показывает практика, дети с ТНР испытывают большие проблемы в школе в освоении русского языка и чтения.

        В нашей стране ведущими методистами, логопедами-практиками: Филичевой Т. Б, Чиркиной Г. В, Бабиной Г. В, Мастюковой Е. М., Жуковой Н. С. И др. разработана система коррекционных мероприятий для детей с ТНР дошкольного возраста. Однако, ведущие логопсихологи (В.М.Шкловский, Г.А.Волкова, А.Б.Хавин, В.А.Калягин, Е.Ю. Рау и т.д.) отмечают, что у детей с ТНР прослеживается недостаточнаяс формированность психических процессов - памяти, внимания, восприятия. Возникла необходимость в стимулировании вышеуказанных процессов.

        В настоящее время все большую популярность в организации логопедической коррекционно-развивающей работе приобретает использование компьютерных технологий. Как отмечает О.И. Кукушкина, «применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности».

Компьютерные технологии являются эффективным средством, так как позволяют педагогу разнообразить формы и методы педагогического воздействия, варьировать задания, предоставить ребенку возможность выбора форм и средств деятельности, индивидуализировать педагогический процесс, повысить мотивационный компонент образовательной деятельности, опираясь на «золотое правило дидактики» - принцип наглядности в обучении.

           Сложная структура нарушений при тяжелом недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

        Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как автоматизация звуков в речи, пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, формирование связной речи, развитие навыков письма. У детей повышается интерес к занятиям, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук.

         Способы применения ИКТ:

        1.Дистанционный способ (демонстрация материала).

Данный способ эффективен, если логопеду необходимо изложить какую-либо информацию или предложить выполнить задание. Наиболее приемлемой является подача информации в форме компьютерной презентации, выполненной в программах Movie Maker и PowerPoint. На большом экране можно предлагать в разных формах (презентации, предметные и сюжетные картинки) задания для закрепления навыков звукопроизношения, развития лексического и грамматического строя, коррекции навыков письма при проведении подгрупповой/групповой формы работы.

            В данном случае стоит отметить, что вся деятельность, связанная с использованием компьютерных технологий, находится в ведении педагога. Только он имеет возможность самостоятельно распоряжаться информационными ресурсами, обратная же связь устанавливается традиционно - через устный ответ.

        2.Способ прямого «общения» с компьютером во время закрепления материала, контроля и т.п. (обратная связь). В этом случае возникает необходимость непосредственного «общения» ребенка с компьютером. Данный способ применяется преимущественно при индивидуальной и подгрупповой формах работы на занятиях.

        Можно выделить следующие направления использования информационно коммуникационных технологий, которые доступны для работы с дошкольниками:

- создание собственных мультимедийных проектов;         

- использование Интернет- ресурсов;

- использование компьютерных игр.

         Наиболее эффективная форма организации работы с использованием ИКТ в детском саду – проведение занятий с применением мультимедийных презентаций. Слово «презентация» в переводе с английского языка означает «представление», «показ», т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации. Мультимедиа презентации, включают в себя анимацию, аудио - и видео - фрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – и являются наиболее распространённым видом представления демонстрационного материала. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Для проведения таких занятий необходимо оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, с экраном. При проведении таких занятий необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы.         Мультимедийные презентации, которые применяют на своих занятиях и учителя - логопеды, и воспитатели используются как для группового, так и для индивидуального обучения. Презентации могут использоваться как целое занятие, («скоро вы отправитесь в путешествие в Город Красивой речи») или как его часть. Презентация может быть включена в любую часть занятия. Например, в организационном моменте могут быть использованы загадки, и ребусы игры на узнавание неречевых звуков: игра "Угадай звук". В основную часть логопедического занятия можно включить наглядный материал по лексическим темам, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы. Также физкультминутку для детей тоже может провести компьютер. Заключительная часть занятия может содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу.

        При работе с детьми с диагнозом «Заикание» можно использовать видео зарисовки природы в сопровождении аудиозаписи: шуршания листвы, журчания ручья, всплеска волн, пения птиц, и др.

        С помощью мультимедийных презентаций с детьми разучиваются комплексы пальчиковых и артикуляционных гимнастик. На экране монитора появляются картинки-символы различных артикуляционных упражнений: «Качели», «Вкусное варенье», «Грибок», «Чашка», «Лошадка», «Змейка» - эти и другие упражнения дети выполняют, глядя на экран.

        В ДОУ нужно создать банк мультимедийных презентаций для работы с детьми по коррекции речевых нарушений разработанный в соответствии с лексическими темами (например: «Посуда», «Одежда», «Игрушки», « Осень», «Овощи», «Фрукты» и др.).

        Специально разработанные компьютерные программы, которые в своей работе использует педагог, несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

        Компьютерные технологии позволяют педагогам самим  создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста детей, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок – призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

        Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

        Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

 • Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 3 раз в неделю.

 • Регулярно проводить гимнастику для глаз.

• Для проведения фронтальных занятий используется мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

        Таким образом, информатизация образования открывает педагогам новые пути и средства коррекционной работы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Список литературы

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. / В.В. Волина. – М.: Просвещение, - 1991.

2. М.И. Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3;

3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).

4. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед»№2 2004г.

5. Н.Королёва, С.Петрова «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 6.

6. Кузнецова Е.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: Сфера, - 2001.

Приложение.

Организация работы дошкольников с компьютером. Рекомендации для родителей и педагогов.

По сравнению с традиционными формами обучения детей компьютер обладает рядом преимуществ:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный детям;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. в процессе своей деятельности за компьютером ребенок с ОВЗ приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  7. позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  8. компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред. Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка:

  • нагрузка на зрение;
  • стеснённая поза;
  • нагрузка на психику;
  • излучение.

Чтобы уменьшить воздействие этих вредоносных факторов, необходимо четко регламентировать продолжительность применения компьютерных технологий, использовать физминутки для снятия статического напряжения (особенно верхней части тела: шеи, плеч, спины) и проводить зрительную гимнастику (переключение зрения с ближнего на дальнее, чтобы снять напряжение цилиарной мышцы глаз)

Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как педагогам, использующих их на занятиях, так и родителям.

Основные рекомендации для взрослых при работе ребенка с компьютером:

  1. Лучше не применять компьютер там, где можно обойтись без него (лучше рисовать красками на бумаге, а не с помощью нажатия определенных клавиш, производить счетные операции в уме, а не с помощью калькулятора).
  2. Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры детей, а должны ходить в их структуру и взаимодополнять их (например, устроить чаепитие куклам с игрушечной чайной посудой, а на компьютере расставить посуду по полкам по заданной инструкции.)
  3. Игры должны  соответствовать возрастным возможностям детей.
  4. Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
  5. Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так если ребенку задание покажется слишком легким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные занятия вызовут тот же эффект.
  6. В течение занятия необходимо проводить физминутки.
  7. Все занятия должны проходить под строгим присмотром педагога. Длительность применения компьютерных технологий не должна превышать 10 минут в день у детей 5 лет, 15 мин. - у детей 6 лет.

 

И главное, взрослый должен помнить: «Добро и зло не в технологиях, а в их применении».

Список рекомендуемых интерактивных тренажеров

и компьютерных программ для логопедической работы

с детьми дошкольного возраста.

  1. Программа «Игры для Тигры» (предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры дляТигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
  2. Программа «Домашний логопед». Помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.
  3. Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

  • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
  • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
  • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
  • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
  1. «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.
  2. «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета. 
  3. Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:
  • Быстрый поиск
  • Половинки слов
  • Поврежденный текст
  • Скорость и понимание

Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

Хотелось бы подробнее рассказать о портале «Мерсибо».Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

  • Развития фонематического слуха,
  • Постановки звуков,
  • Развития связной речи,
  • Обучения чтению,
  • Обучения счету,
  • Общей дошкольной подготовки,
  • Развития грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....