Использование современных методов в коррекционно - развивающей работе с дошкольниками.
статья по коррекционной педагогике

Протопопова Елена Валентиновна

Ищете способы повысить эффективность коррекционно - развивающих занятий с детьми, имеющими сложности в освоении программного материала ДОО? Тогда эта статья для вас! Вы узнаете об использовании современных методов, дающих положительные результаты в работе с разными категориями детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных методов в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

Протопопова Елена Валентиновна

педагог – психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №47 «Теремок» комбинированного вида (МБДОУ №47)

город Канск, Красноярский край

С каждым годом, в силу различных причин, наблюдается увеличение контингента детей, имеющих статус ОВЗ. Чаще всего имеющиеся отклонения выявляются у детей только, когда они поступают в образовательные учреждения (детский сад, школа) и возникают сложности в освоении образовательной программы, что позволяет выявить недостаточность развития тех или иных психических функций.

В нашем дошкольном учреждении за последние 5 лет прирост детей имеющих статус ребенка с ОВЗ составил 7% (и это только те дети, чьи родители понимают необходимость оказания своевременной помощи своему ребенку и прошли ПМПК, фактически их количество больше). При этом, если раньше это были дети в основном с речевыми нарушениями, то сегодня это дети и с задержкой в психическом развитии, и с умственной отсталостью, и с множественными нарушениями и др. Поэтому совместно с медицинским воздействием необходимо проводить педагогическую и психологическую работу с ребенком и его семьей, направленную на коррекцию нарушений психического развития и преодоление трудностей в обучении и социализации ребенка.

В детском саду для детей с ОВЗ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

своевременным обследованием детей; рациональным составлением расписания занятий; планированием индивидуальной работы с каждым ребенком; наличием планов фронтальных и подгрупповых занятий; оснащением их необходимым оборудованием и наглядными пособиями; совместной работой специалистов с воспитателями группы и родителями.

Несомненно,  педагог-психолог не может непосредственно воздействовать на причину, приводящую к различным нарушениям психического и физического развития, но его задача, состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в обучении, социальной адаптации и, в целом, в развитии. Именно поэтому необходимо искать возможность повышения эффективности проводимых коррекционно - развивающих занятий.

При построении и проведении занятий следует учитывать утомляемость обучающихся, в связи с чем обязательно предусматривается смена видов деятельности в течение занятия, а также четкое соблюдение времени проведения занятия. Но в силу разнородности отклонений в развитии детей, постоянном росте их количества и при этом обязательном соблюдении учебной нагрузки на ребенка в соответствии с СанПиН важно найти такие методы, которые могли бы использоваться при работе с разными категориями детей, давая максимально положительные результаты.

Использование на занятиях программно – дидактического комплекса  Мерсибо и тренажера мозжечковой стимуляции (доска Бильгоу) помогли решить эту проблему.

Отвечая требованиям  времени, а также ФГОС, интерактивные игры Мерсибо: являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка; требуют участия взрослого, совместной деятельности; несут грамотное эстетическое наполнение и оформление; создают ситуации успеха и достижения цели, а главное – стимулируют познавательное развитие. Игровой материал охватывает все области знаний, умений и навыков, необходимых детям для успешной учебы в школе и рассчитан на разные возрастные категории детей и уровень их развития.

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Упражнения с тренажером помогает улучшить: уровень концентрации внимания; все виды памяти; анализ и синтез информации; способность к планированию; работу эмоционально-волевой сферы.

 Среди простейших упражнений для мозжечковой стимуляции по Бильгоу — переброска с педагогом мячом, держа равновесие на балансировочной доске. Затем, задание усложняется, и ребенок должен называть буквы, цифры, названия животных, растений. Такие тренировки похожи на интересную подвижную игру, увлекающую детей динамичностью.

Таким образом, использование данных методов работы дали возможность превратить занятия в увлекательный процесс, в ходе которого психолог успешно решает ряд коррекционных задач и достигает положительной динамики в развитии подопечных.

Результаты диагностики  детей подготовительной группы:

Уровни

выполнения задания

Мелкая

 моторика%

Зрительная память %

Логическое мышление %

Математич. представ. %

Внимание %

Начало года

21 детей

Конец года

20 детей

Н. г

21 д.

К. г.

20 д.

Н. г

21 д.

К. г.

20 д.

Н. г

21 д.

К. г.

20 д.

Н. г

21 д.

К. г.

20 д.

Высокий

10%

70%

17%

65%

33%

40%

61%

70%

12%

50%

Средний

40%

25%

61%

35%

40%

 55%

28%

25%

76%

40%

Низкий

14%

5%

22%

-

33%

10%

11%

5%

12%

10%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов в коррекционно - развивающей работе психолога

презентация о эффективном использовании акриловых камней в формировании гендерной толерантности, пространственных представлений, творческих способностей  на занятиях у педагога - психолога....

Использование нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

В данной статье указаны нетрадиционные методы  и их использование в работе логопеда....

«Использование нейропсихологического оборудования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками»

Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных высших психических функций или их компонентов, по мнению Ахутиной Т.В.Развитие межполушарного взаимодействия построено на упражнениях...

«Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя логопеда и деффектолога ДОУ»

Современная дошкольная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Учитывая, что...

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедиче...