Логопедические игры
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Логопедические игры
Развитие речи начинается в 3 м-ца с гуления. Это этап подготовки артикуляционного аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется развитие понимания речи, т.е формируется импрессивная речь. Малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.
К 9-10 м-цам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа, баба) К 1 году словарь достигает 10-12 слов, иногда и больше (киса, дай, на, дядя, кака)
На 2-м году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством общения, т.е. формируется экспрессивная речь.
Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль играет речевая среда в окружении его. Чистая, четкая, грамматически правильная речь взрослых. Не следует искажать свою речь, имитируя детскую речь.
В этот период следует развивать пассивный словарь ребенка. Постепенно будет развиваться и активный словарь.
К 2 годам активный словарь состоит из 250-300 слов. В это же время начинает формироваться фразовая речь. Сначала это простые фразы из 2-3 слов.
Постепенно к 3-м годам фразы усложняются. Активный словарь составляет уже 800-1000 слов.
К 5-ти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается звукопроизношение.
При нормальном развитии речи к 4-5 годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К 6-ти годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный объем словаря и практически владеет грамматическим строем речи.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
«Звукоподражание»
«Оооо» - болят зубки у мишки.
«Уууу» - воет волк.
«Иии» - ржет лошадка.
«Эээ» - дразнится кто-то.
«ыыы» - плачет малыш.
Постановка звуков по подражанию
М МЬ Н НЬ Б БЬ П ПЬ В ВЬ Ф ФЬ Г ГЬ К КЬ Х ХЬ Д ДЬ Т ТЬ
С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Й Л ЛЬ Р РЬ
С насос синий | СЬ струйка воды | З звенит комар | ЗЬ маленький комарик | Ц тише, палец к губам |
Ш шуршат мыши, листья | Ж жужжит жук | Ч стрекочет кузнечик | Щ змея ползет, щетка | Й подметай, убирай |
Л летит самолет | ЛЬ льется вода | Р рычит собака | РЬ рычит щенок | Б барабан |
П пар пыхтит | В волк воет | Ф футбольный мяч сдулся | Г гусь гогочет | К курица кудахчет |
Х греем холодные ручки | Д дятел долбит | Т топор стучит | М мычит корова | Н ноет нытик |
При постановке звуков должны быть задействованы все возможные анализаторы:
- Зрительный
- Слуховой
- Двигательный
- Тактильный
Сочетание речи с движением при закреплении звуков
в словах, слогах, в предложениях, в текстах.
«Пальчики здороваются»
Пальцы поочередно прикасаются («здороваются») с большим пальцем на одной руке, затем на другой, и двумя руками вместе. На каждое прикосновение ребенок повторяет за логопедом или взрослым слоги: са, со, су, сы, ас, ос, ус, ыс, аса, осо, усу, ысы, ста, сто, сту, сты, спа, спо, спу, спы, сма, смо, сму, смы, сва, сво, сву, свы, сна, сно, сну, сны.
Пальцы могут прикасаться к одноименным пальцам рук.
«Игра на пианино»
Руки лежат на столе. На каждый слог приподнять и опустить каждый палец на одной, затем на другой руке. Например слоги со звуком З: за, зо, зу, зы, зда, здо, зду, зды, аза, озо, узу, ызы.
«Где звенит колокольчик?»
Взрослый звенит колокольчиком, а ребенок пальцем показывает, где он слышит звук.
«Отгадай, какие музыкальные инструменты»
Взрослый за спиной ребенка играет на разных музыкальных инструментах, а ребенок отгадывает.
«Скажи, сколько раз» или «Повтори»
Взрослый отбивает ритм на ложках, а ребенок считает звуки или повторяет за взрослым ритмический рисунок.
«Тихо, громко» или «Большие и маленькие ноги»
Взрослый играет на бубне или ложках то тихо, то громко, а дети то идут на носочках, то топают ногами.
«Жмурки с колокольчиком»
У водящего завязаны платком глаза, он ищет колокольчик. Дети по очереди звенят и убегают.
«Угадай по голосу»
Дети по очереди подают голос (зовут водящего по имени), а он не видя детей, отгадывает, кто его позвал.
«Цепочки»
Дети повторяют за взрослым: па-ба, на-га, ва-та, га-да, са-за, ша-жа, ча-ща, ка-га.
Затем более сложные: ма-ма-па, да-та-да, ва-та-га, га-ка-га, па-па-ба, ва-фа-ва и пр.
«Изобрази»
Взрослый произносит заранее оговоренные звуки, а дети выполняют движения. Например, «Ко-ко-ко» - ходят, как курочка. «Га-га-га» - вытягивают шею (руку), как гусь.
«Кто внимательный?»
На столе лежит картинки на смешиваемые звуки (лук-люк, уточка-удочка, речка-редька, цвет-свет, мишка-мышка, миска-мишка и пр.). взрослый называет слово, а ребенок должен найти картинку.
«Добавь слог, получи слово, найди картинку»
Ли-са, ко-са, о-са, ча-сы, ве-сы, но-сы, бу-сы, коле-со, колба-са
«Составь предложение из слов»
Саня, санки, снег. Сеня, сеет, семена. Зоя, знает, замок, змея. Зина, зима, зимний, одела, комбинезон. Цапля, цыплята, цветы, искать.
«Подбери слово к рифме»
СА-са-са …(хитрая лиса; длинная коса; колбаса; летит оса)
Со-со-со…(где колесо; лассо)
Су-су-су…(купи колбасу; найди лису; заплети косу)
Сы-сы-сы…(нет лисы; две косы; на стене часы; мамины бусы)
Дифференциация звуков (б-п, в-ф, к-г-х, д-т, ж-ш, з-с-ц, л-р, м-н, ч-щ)
«Подбери картинки с этими звуками»
«Назови слова с данной парой звуков»
«Угадай, какой звук в слове»
Дифференциация звуков (б-п, в-ф, к-г-х, д-т, з-с, л-р, м-н)
«Подбери картинки с твердым звуком Б и мягким БЬ»
«Найди место звука в слове» (начало, середина, конец слова)
«Подели слова на слоги и укажи, где находится заданный звук, определи он мягкий или твердый»
«Кто больше»
Дети по очереди называют слова с заданным звуком и отбивают мяч от пола и ловят его руками.
«Звенит, жужжит»
Дети делятся на команды: комары и жуки. Когда взрослый или выбранный ребенок произносит: «Зззззз», «летают» комарики, когда жужжит, то жуки.
«Деление слов на слоги»
Взрослый называет слова или раздает детям картинки, а они по очереди делят слова на слоги, отстукивая.
«Угадай»
Игра наоборот предыдущей игре. Кто-то отстукивает количество слогов, а кто-то отгадывает, называет слова с данным количеством слогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Играем и обучаем (логопедические игры)
Грамотная , четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивае...
Конспект логопедической игры – сказки «День рождения бабушки» для детей логопедической группы (от 6 до 7 лет)
Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов....
Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.
Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....
Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома.
Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома....
Логопедический уголок для родителей "Зимние логопедические игры"
Оформление логопедического уголка, информация для родителей....
Логопедический проект по развитию фонетического слуха у детей 6-7 лет на тему "Логопедические игры".
Логопедический проект....