Интенсификация процесса обучения у детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОО
групп компенсирующей и комбинированной направленности,
родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intensifikatsiya_protsessa_obucheniya.docx | 21.5 КБ |
buklet_intensifikatsiya_protsessa_obucheniya.docx | 309.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Интенсификация процесса обучения
у детей с ОВЗ
Методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОО
групп компенсирующей и комбинированной направленности,
родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.
Интенсификация обучения – это один из способов построения обучающей системы, основанный на применении внутренних ресурсов, помогающих повысить качество и эффективность обучения. Обучение становится многофакторным и многоуровневым. Это дает возможность для оптимального и более полного решения всех поставленных задач обучения. Познавательный процесс, заинтересованность в познании стимулируется, познание становится более энергичным и напряженным.
По своей сути, интенсификация процесса обучения является направлением, применяемым для увеличения производительности труда и повышения качества работы в образовательной сфере. Чтобы интенсификация приносила должный эффект, она должна иметь научную базу и разумное, качественное управление. Развитие интенсификационных процессов в обучении связано с научными разработками, прогрессом, поиском и разработкой новых научных открытий, передовым опытом педагогов. Таким образом, удается реализовать процесс мобилизации творческих задатков личности, а также повысить темпы обучения. Интенсификация образовательного процесса реализуется по двум основным направлениям.
- Совершенствование содержательной стороны учебных программ. Здесь предполагается уделить внимание качеству отбора учебного материала, его подразделением на основную часть и второстепенную и соответствующий подбор учебной литературы, оптимальное временное распределение, отводимое на изучение каждой учебной программы, курса, темы, преподнесение учебного материала в рациональном дозированном виде, чтобы его усвоение было многоуровневым, поскольку процесс познания не является плоским и линейным, а представляет собой спиралевидное течение. Кроме того, учебный материал должен быть логически связанным, обладать преемственностью. Это обеспечит эффективное усвоение нового учебного материала на базе уже имеющихся знаний и навыков.
- Совершенствование методической стороны обучения. В процессе интенсификация происходит активная разработка и применение новых методов и приемов обучения, используются коллективные формы познавательной работы. Процесс обучения нацелен в первую очередь на результативность. В этой связи, методы обучения должны помогать постепенному и сбалансированному усвоению материала, равномерному усвоению его учащимися всех уровней знания и развития, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Следует отметить, что интенсификация процесса обучения должна помочь повышению его целенаправленности и мотивированности, расширить содержательную сторону обучения, ускорить темпы учебных действий, способствовать развитию мастерства организации учебного процесса.
Одним из приёмов интенсификации процесса обучения может служить «гимнастика мозга», разработанная психологом Полом И. Деннисоном.
«Гимнастика мозга» - это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, дополненные разработками нейропсихологов. «ГМ» снимает стрессовые телесные зажимы, помогает «включить» и интегрировать различные отделы мозга, восстанавливает проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела.
«Гимнастика мозга» помогает осуществлять следующие задачи:
• Оптимизация деятельности мозга.
• Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
• Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
• Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти.
• Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
• Повышение эффективности выполняемых действий при работе на компьютере.
• Восстановление работоспособности и продуктивности.
• Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
• Формирование абстрактного мышления.
Мы давно использовали мяч в играх с детьми логопедической группы и обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Помимо «ГМ», эффективно будет использовать упражнения с мячом. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению, освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на развитие психических процессов дошкольников. Игры с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы можно взять из книги «Мяч и речь» Воробьева Т. А., Крупенчук О. И.
Список литературы:
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И.
Мяч и речь. — СПб.: Дельта, 2001.
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И.
Мяч и речь. — СПб.: Дельта, 2001.
- Войтина Ю.М., «Шпаргалка по общим основам педагогики», М., ЮРАЙТ, 2009,
- Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И., «Мяч и речь», - СПб, Дельта, 2001
- Одинцов, А. И. Проблема интенсификации процесса обучения в современной педагогической науке / А. И. Одинцов. — Текст : непоср-ый, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). URL: https://moluch.ru/archive/83/15174/ .
- Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон, «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...
«Инновационный подход к использованию коррекционно-развивающей функции графики в процессе обучения грамоте детей с нарушением зрения»
Проект по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
Использование дидактических игр в процессе обучения счету детей средней группы детского сада
Министерство образования Саратовской областиГАПОУ-СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова» Использование дидактических...
Консультация для родителей "Как преодолеть трудности в процессе обучения у детей с речевыми проблемами"
Как показывают научные исследования, сегодня огромное количество детей с нарушениями речи сталкивается с проблемами в процессе обучения. Напряжение и стресс, порождаемые этим процессом, сказываются да...
Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через планомерно...
Методическая разработка: "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста".
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через целенаправ...