Программа "Элемент самопознания" для развития самооценки у детей
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Климова Светлана Андреевна

Фундамент личностных качеств ребёнка - это его отношение к самому себе. Интеллектуальное развитие ребёнка, его активность, поведение, жизненные успехи - всё это определяется уровнем самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_element_samopoznaniya.docx58.31 КБ

Предварительный просмотр:

                   ПРОГРАММА

     «ЭЛЕМЕНТ САМОПОЗНАНИЯ»


 

Оглавление

Целевой раздел3

Пояснительная записка3

Цель программы 6

Задачи программы 6

Структура программы6

Особенности самооценки детей старшего дошкольного возрасти7

Планируемые результаты12

Содержательный раздел13

Планирование к программе «Элемент самопознания»13

Конспекты занятий20

Организационный раздел34

Направленность реализации программы34

Методы реализации программы35

Список используемых источников36

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Фундамент личностных качеств ребенка - это его отношение к самому себе. Интеллектуальное развитие ребенка, его активность, поведение, жизненные успехи - все это определяется уровнем самооценки.
     Детская самооценка заключается в том, как кроха видит самого себя, оценивает собственные способности и особенности. Начальный период формирования самооценки - дошкольный возраст. Сформированную самооценку очень сложно изменить. На ее уровень наибольшее влияние оказывает семья и окружение ребенка.
     Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Правильно сформированная самооценка у дошкольника выступает не просто как знание самого себя, а как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

В процессе общения у детей формируется предрасположение к проявлению определенных форм активности по отношению к сверстникам. При этом ожидания возникают на основе эмоционально окрашенных представлений и переживаний ребенка по поводу того, как будут, скорее всего, вести себя в тех или иных ситуациях общения с ним сверстники и как они оценят его самого.

Роль самооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта и нахождении своего места в системе общественных отношений анализировалась в целом ряде исследований. Авторы, опираясь на диалектико-материалистические принципы развития самосознания личности, разработанные в марксистской психологии, показали, что внешние социальные факторы оказывают решающее воздействие на формирование самооценки ребенка. Была обнаружена связь характера самооценки с различными видами общения и деятельности детей, указаны тенденции ее развития. Результаты исследований позволяют констатировать, что самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора.

Одной из важнейших задач реализации требований ФГОС является позитивная социализация дошкольников. Для успешного решения данной задачи необходимо  сформировать адекватную самооценку  у детей дошкольного возраста.

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.с. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джеймс и др.

Понятие «самооценка» в психологии многогранно. Ученые и исследователи постепенно расширяют и углубляют это понятие.

 Основателем разработки проблемы самооценки является Уильям Джеймс (1890). Он считает, что самооценка является эмоциональным образованием и видит в ней неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой.

У. Джеймс под самооценкой понимает самоотношение.  С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутри личностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения .

Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки имеет свою линию развития, а также различные уровни осознанности. Формы взаимодействия самооценок разнообразны и нередко находятся в конфликтных отношениях, что выражается в постоянных поисках личностью себя, внимания на своем внутреннем мире.
В старшем дошкольном возрасте, на этапе предшкольного образования  начинает складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе (Л.С.Выготский), важная личностная инстанция, опосредующая  отношение ребенка к самому себе. Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми.  Самооценка выступает важнейшей личностной инстанцией, выполняющей функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами.  В составе самооценка следует разделять содержательное представление ребенка о себе и своих свойствах – конкретные самооценки - и самоотношение (оценочный компонент самооценки). К 7 годам формируется способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности, в то время как адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии (Чеснокова И.И). Содержательные представления о себе носят ценностный характер (содержат определенную оценку – позитивную или негативную своих качеств) и скорее предвосхищают, чем констатируют индивидуальность.

Нормально развивающемуся ребёнку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я - хороший». Однако дошкольник более объективно может оценить результат деятельности сверстника, нежели разглядеть недочёты в своей работе. И это норма возрастного развития, так как самооценка начинает формироваться лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребёнок уже понимает, что он умеет делать, а что не умеет; осознаёт не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. 

Цель программы: Поддержание и коррекция адекватной самооценки у детей.

Задачи программы:

1. Поддержание  и развитие самооценки у детей с адекватной самооценкой

2. Коррекция и развитие самооценки у детей с заниженной  самооценкой

3. Снять состояние эмоционального дискомфорта

Структура программы:

Занятия по программе проводятся  в старшей и подготовительной группах      1 раз в неделю в течение 15-20 минут общегрупповым способом.

Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит дальнейшее развитие компонента самосознания – самооценки. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Правильность представлений старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих. В этом возрасте он отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения с взрослыми или сверстниками, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям.

В тоже время существенную роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная), это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.

Для формирования самооценки, важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.

Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.

Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.

В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность.

Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы.

Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста зависит от многих причин. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуальною опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.

В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге кризиса 6 – 7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.

В незнакомой ситуации, а именно, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена.

Считается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей.

Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека

В игре как в ведущей деятельности дошкольника проявляется самооценка, ее особенности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.

Планируемые результаты:

1. Сформированность позитивной, адекватной самооценки.

2. Повышена включаемость детей в социальное взаимодействие

3. Скорректировано социальное самочувствие,

4. Более сформирована потребность и способность взаимодействия с миром.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ   РАЗДЕЛ

Планирование к программе «Элемент самопознания» для развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

№ занятия

Содержание занятия

Цели занятия

Период проведения

Продол-

житель-

ность

Занятие 1

1. девиз

2. я очень хороший

3. копилка эмоций

1.эмоциональный настрой группы

2. повышение уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

Сентябрь

1-я неделя

15-20 мин.

Занятие 2

1. девиз

2. клеевой дождик

3. мышеловка

4. копилка эмоций

1. сплочение детей,

2. снижение тревожности, 3.повышение самооценки

4. повысить уровень уверенности ребенка в собственных силах.

5. повышение чувства эмпатии

2-я неделя

15-20 минут

Занятие 3

1. девиз

2. я-смелый

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки, уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя

15-20 минут

Занятие 4

1. девиз

2. я-ловкий

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки, уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя

15-20 минут

Занятие 5

1.девиз

2. я-умный

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки, уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

Октябрь

1-я неделя

15-20 минут

Занятие 6

1. девиз

2. я-сильный

3.копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки, уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя

15-20 минут

Занятие 7

1. девиз

2. я-добрый

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие доброжелательного отношения

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя

15-20 минут

Занятие 8

1. девиз

2. лепим волшебный шар

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие доброжелательного отношения

3. развитие чувства отношения к группе

4. повышение чувства эмпатии

4-я неделя

15-20 минут

Занятие 9

1. девиз

2. вот так храбрец

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки,

Ноябрь

1-я неделя

15-20 минут

уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

Занятие 10

1. девиз

2. возьмите меня в игру

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки,

уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя

15-20 минут

Занятие 11

1. девиз

2. твой друг плачет

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие чувства сопереживания

3. повышение самооценки

4.повышение чувства эмпатии

3-я неделя

15-20 минут

Занятие 12

1. девиз

2. протянем друг другу руку

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие доброжелательного отношения

3. развитие чувства отношения к группе

4. повышение чувства эмпатии

4-я неделя

15-20 минут

Занятие 13

1. девиз

2. за что меня любит мама

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей

3. повышение чувства эмпатии

Декабрь

1-я неделя

15-20 минут

Занятие 14

1. девиз

2. я-лев

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение у детей уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя

15-20 минут

Занятие 15

1. девиз

2. ладошки

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя

15-20 минут

Занятие 16

1. девиз

2. комплименты

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети. 
3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя

15-20 минут

Занятие 17

1. девиз

2. зайки и слоники

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. 
 3. повышение чувства эмпатии

Январь

2-я неделя

15-20 минут

Занятие 18

1. девиз

2. я смогу

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. способствовать развитию самоуважения детей.
 3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя

15-20 минут

Занятие 19

1. девиз

2. ромашка успеха

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки ребенка.

3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя

15-20 минут

Занятие 20

1. девиз

2. волшебные очки

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие доброжелательного отношения

3. развитие чувства отношения к группе

4. повышение

Февраль

1-я неделя

15-20 минут

Занятие

21

1. девиз

2. имена-качества

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. способствовать развитию самоуважения детей.
 3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя

15-20 минут

Занятие

 22

1. девиз

2. передай клубочек

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие групповых отношений, повышение самооценки

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя

15-20 минут

Занятие 23

1. девиз

2. я могу

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.

3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя

15-20 минут

Занятие 24

1. девиз

2. волшебный стул

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2.  способствовать повышению самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми.
3. повышение чувства эмпатии

Март

1-я неделя

15-20 минут

Занятие 25

1. девиз

2. слепой танец

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие доверия друг другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя

15-20 минут

Занятие 26

1. девиз

2. смелый капитан

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повысить самооценку, развить уверенность в себе.

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя

15-20 минут

Занятие 27

1. девиз

2. у тебя всё получится

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки

3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя

15-20 минут

Занятие 28

1. девиз

2. позови ласково

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки

3. повышение чувства эмпатии

Апрель

1-я неделя

15-20 минут

Занятие 29

1. девиз

2. похвалилки

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя

15-20 минут

Занятие 30

1. девиз

2. я очень хороший

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя

15-20 минут

Занятие 31

1. девиз

2. недотроги

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2.  Способствовать повышению самооценки ребенка

3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя

15-20 минут

Занятие 32

1. девиз

2. я люблю себя за то…

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств, поступков 

3. повышение чувства эмпатии

Май

1-я неделя

15-20 минут

Занятие 33

1. девиз

2. мир без тебя

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. Позволить каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя

15-20 минут

                               Конспекты занятий

                                     Занятие 1

1. Девиз

Я — веселый, сильный,смелый,

Я все время занят делом,

Я не хнычу, не боюсь,

Я с друзьями не дерусь.

Я могу играть, скакать,

На луну могу слетать,

Я не плакса, я храбрец,

И вообще я молодец!

2.  «Я очень хороший».
Ход игры: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)». Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!».Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».

3. Копилка эмоций

В копилку (коробку) после каждого занятия дети опускают картинки – похвалилки или картинки с негативными эмоциями, т.е то, что выберет тот или иной ребёнок. Затем по окончанию курса занятий копилка вскрывается, и дети делают вывод какие эмоции преобладают: хорошие или плохие.

                                                        Занятие 2

1. Девиз (см. занятие 1)

2. «Клеевой дождик»

Ход игры: «Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять». Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга. «Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».

3. «Мышеловка»

Ребенка нужно поместить в круг из 5-6 человек, которые крепко прижимаются друг к другу.  Этот круг и является «мышеловкой», а ребенок в центре должен искать из нее выход, всеми возможными способами: он может уговорить кого-нибудь пропустить его или же самостоятельно искать наличие какой-нибудь лазейки

4. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                               

                                               Занятие 3

1. Девиз (см. занятие 1)

2. Я-смелый.

Ребенок с завязанными глазами стоит на подушке. Спрыгнув с подушки, говорит " Я смелый". Упражнение дети делают по очереди.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                     

                                             Занятие 4

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. Я -ловкий.

Ребенок обегает кегли, пролезает под стулом, берет в руки надувной мяч, подбрасывает вверх и говорит: " Я ловкий".

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                           

                                        Занятие 5

1. Девиз

2. Я - умный.

Ребенок стоит на одной ноге, правая рука на животе, левой гладит себя по затылку, повторяет " Я-умный". Упражнение повторить 3 раза.

3. Копилка эмоций (см. занятие №1)

                                            Занятие 6

1. Девиз

2. Я сильный.

Ребенок стоит на одной ноге, держит два мяча под мышками, прижимая к себе. Ребенок повторяет три раза " Я -сильный", по сигналу "Брось! " - бросает мячи.

3. Копилка эмоций ( см. занятие № 1)

                                       Занятие 7

1. Девиз (см. занятие №1)

2. Я - добрый.

Дети стоят по кругу, бросают друг другу мяч, кидая и ловя его, говорят : " Я - добрый" Упражнение продолжается 3 минуты.

3. Копилка эмоций (см. занятие №1)

                                        Занятие 8

1. Девиз

2. Лепим волшебный шар.

От куска пластилина отрежьте небольшие кусочки, покажите детям, как пользоваться ножом для пластилина. Каждый ребенок катает шарик. Первые несколько шариков отдают одному ребенку, следующие другому (по количеству детей). Из общих шариков каждый ребенок катает один шар, повторяя: " Шар волшебный я леплю, очень я себя люблю". Покажите детям, как украсить шар бусинами, бисером, фольгой.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                  Занятие 9

1. Девиз (см. занятие №1)

2. Вот так храбрец!

Педагог читает стихотворение, а дети после каждой строчки произносят: " Вот так храбрец! "

Наш Ваня храбрый очень (вот так храбрец)

Боится днем и ночью (вот так храбрец)

Боится мышку, кошку (вот так храбрец)

Боится хлеба крошку (вот так храбрец)

Боится есть, боится спать (вот так храбрец)

Боится во дворе гулять (вот так храбрец)

Боится, что обидят дети (вот так храбрец)

Боится он всего на свете (вот так храбрец)

Спросите детей: " Почему Ваня всего боится? " Выслушайте ответы. Если в группе занимающихся детей есть Ваня, имя изменить.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                          Занятие 10

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. Возьмите меня в игру.

Дети перебрасываются мячом. Один из детей по очереди подходит к каждому сидящему и громко просит: " Пожалуйста, примите меня в игру". Дети подвигаются, уступая место, ребенок садится. Упражнения делают все дети по очереди.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                   Занятие 11

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. Твой друг плачет.

Один ребенок лежи на подушках и делает вид что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова. Упражнение делают все дети по очереди, педагог помогает подобрать как можно больше утешительных слов.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                 

                                        Занятие 12

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. Протянем другу руку.

Дети стоят по кругу. По сигналу педагога один ребенок протягивает руку другому, тот третьему и т. д. Когда все дети взялись за руки, сказать хором "Давай дружить".

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                 Занятие 13

1. Девиз (см. занятие № 1)

2.  «За что меня любит мама» 
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. 
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. 
После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                    Занятие 14

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. «Я – лев» 

Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая

называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. 
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой». 

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                  Занятие 15

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. «Ладошки»

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге  нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка. 

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                            Занятие 16

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. «Комплименты» 
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. 
После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты. 

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                     Занятие 17

1. Девиз (см. занятие № 1)

2.  «Зайки и слоники» 

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит.

Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают. «Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                        Занятие 18

1. Девиз (см. занятие № 1)

2.  «Я могу!»

Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например: «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т. п.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                        Занятие 19

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. . «Ромашка успеха»

Сердцевиной ромашки становится фотография улыбающегося ребенка. Желательно, чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым впечатлениями моментом из жизни (детский праздник,

рыбалка с папой). Вокруг сердцевины нужно расположить семь крупных лепестков разного цвета. Каждый лепесток — это день недели, и он имеет свой цвет. На лепестках отмечаются успехи, которых ребенок достиг в течение дня. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                       Занятие 20

1. Девиз (см. занятие № 1)

2.  "Волшебные очки"

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                            Занятие 21

1. Девиз (см. занятие № 1)

2.  Имена-качества"

Участники игры по кругу произносят свои имена, добавляя к представлению качество, отражающее его личностные черты. Но это качество должно непременно начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Ирина - искренняя, Петр - пунктуальный.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                           Занятие 22

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. «Передай клубочек»

описание: «Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.
Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.
Передача клубочка по кругу и самопредставление того, у кого окажется клубок».

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                         Занятие 23

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. «Я могу»
Описиние: «Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                           Занятие 24

1. Девиз (см. занятие № 1)

2.  «Волшебный стул» (Шевцова И.В).
Описание:  «В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что он означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должно быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне».

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                        Занятие 25

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. «Слепой танец»
Описание: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будит «слепой». Другой остаются «зрячим» и сможет водит «слепого». Теперь возьмитесь за руки и по танцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 мин). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрывать глаза, успокоить его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению».

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                               Занятие 26

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. «Смелый капитан»
Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                    Занятие 27

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. «У тебя все получится!»
Ведущий предлагает каждому участнику поддержать своего соседа справа, ведь всем необходимо, чтобы рядом были те, кто может помочь и делом, и добрым словом. Каждый по очереди поворачивается к своему соседу справа и, пожав ему руку, говорит: «Я верю, у тебя все получится!»

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                Занятие 28

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. «Позови ласково»
Педагог предлагает ребятам по очереди позвать кого-нибудь из круга, но ласково, так, как могла бы позвать его мама, при этом необходимо передать волшебный клубок (веселый мяч).

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                 Занятие 29

1. Девиз (см. занятие № 1)

2.  «Похвалилки»
Дети сидят в кругу. Каждый ребенок вспоминает какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в детском саду" или "Однажды я быстро выполнил задание" и т.д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                                   Занятие 30

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. «Я очень хороший»

Инструкция ведущего: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый

скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)».

Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!» Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» – сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                               Занятие 31

1. Девиз (см. занятие № 1)

2. «Недотроги» 

Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо объяснять детям, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка символизирует Веселье; с изображением двух одинаковых конфет – Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5 – 8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить их на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.). по следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины добычу. Во время обсуждения взрослый интересуется: приятно ли получать такие карточки и что приятнее – дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят – им нравится, и дарить, и получать. Тогда ведущий обращает их внимание на тех ребят, которым или совсем не досталось карточек, или очень мало. Обычно эти дети признаются, что дарили они с удовольствием, но хотелось б и самим получить карточку, и не одну.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                           Занятие 32

1. Девиз (см. занятие №1)

2. «Я люблю себя за то…»

Ребенок называет качества, которые ему нравятся в себе, он ими доволен; поступки, за которые его поощряю и от которых он испытывает удовлетворение. В последующем дети могут анализировать и те качества, черты характера, которые доставляют беспокойство.

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

                                             

                                          Занятие 33

1. Девиз ( см. занятие № 1)

2. «Мир без тебя»

Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова – комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую воспитателем: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты …»

3. Копилка эмоций (см. занятие № 1)

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

            Направленность реализации программы

         

           Коррекция                                         Развитие

          адекватной                                      адекватной

          самооценки                                      самооценки

                                       Поддержание

                                       адекватной

                                       самооценки

                   

Методы реализации программы

             Список используемых источников

1. Липкина А. И. Самооценка. Большая Советская энциклопедия М, 2004.

2. www.b-17.ru

3. www.almanahpedagoga.ru

4. www.aii-vopros.ru

5. www.nsportal.ru

6. www.ds164.centerstart.ru

7. www.pedsovet.su

8. www.kopilkaurokov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Консультация для педагогов САМООЦЕНКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной сте...

Доклад «Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста»

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение р...