Учебно-тематическое планирование программы коррекционно-развивающих занятий с использованием дидактических игр
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)
Учебно-тематическое планирование программы коррекционно-развивающих занятий с использованием дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование программы коррекционно-развивающих занятий с использованием дидактических игр
Занятие 1.(Вводное).
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Педагог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Игра «Закончи слово» | Развитие логического мышления | Педагог произносит слова, а детям предлагает закончить слово по начальному слогу. |
Игра «Воздушный бой» | Смена деятельности | Педагог предлагает всем превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие летают, кружатся, прыгают высоко вверх, Всем легко, весело, радостно. |
Упражнение «Больше, длиннее и короче» | Формирование умения отделять форму понятия от содержания | Педагог произносит слова а детям предлагает ответить на следующие вопросы: Какое слово короче и почему? Какое слово длиннее и почему? Пример: Карандаш или карандашик??? |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Прощание | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с педагогом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 2.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Педагог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Четвёртый лишний» | Цель этого упражнения- развитие способности обобщения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки. | Работа с наглядным материалом. Показать детям 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Например: кровать, стол, диван и чайник. Каждому ребенку предлагается найти лишний предмет и обьяснить свой выбор. |
Игра «Передай клубочек» | Цель: снятие скованности, напряженности в общении | Дети садятся в круг. Педагог, держа в руках клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (например: как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь и т.д.), тот ловит клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, отвечая на вопрос и задавая свой вопрос другому участнику игры. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается дефектологу. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое и определяют, на что похожа эта фигурка. |
Игра «Разложи картинки» | Развитие логического мышления | Учить устанавливать последовательность событий. |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с педагогом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 3.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Педагог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Игра «Разложи картинки в свои конверты». | Развитие словесно-логического мышления | У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверт, по форме, цвету или величине. |
Игра «Воробьи - попрыгунчики» | На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» - становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь. | |
Упражнение «Кто без чего не обойдется?» | Помочь ребенку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений. | Педагог объясняет задание так: « Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, обозначающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например: сад… Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, земля, то есть то, без чего сад быть не может? Может ли сад быть без растений? Почему? Без садовника… собаки… земли? Почему? Каждое из слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия. Примерные задания:
|
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают - проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с педагогом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 4.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Педагог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Четвёртый лишний» | Развитие способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки | Теперь предлагается вербальный материал: четыре слова, три из которых объединены, а четвёртое лишнее. Детям надо выделить лишнее и объяснить свой выбор. Примеры слов:
|
Игра «Путаница» | Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он отворачивается. Все остальные берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться- кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий поворачивается ко всем остальным и и распутывает, также не разнимая рук у детей. | |
Упражнение «Отгадай загадки» | Развитие различных видов мыслительных операций. | Детям предлагается ряд загадок на определённую тему, например времена года. |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с педагогом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 5.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Педагог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Классификация предметов». | Развитие аналитического мышления. | Детям предлагаются наборы картинок на которых изображены предметы, им необходимо разложить их по определенным группам, затем всей группой сравнивают результаты каждого. Примеры групп предметов:
|
Игра «Дискотека кузнечиков» | Педагог всем предлагает превратиться в кузнечиков- попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по «полю». | |
Игра «Куда пойдешь, что найдешь»? | Развитие логического мышления | У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок(овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и опираясь на сенсорные эталоны, подобрать нужные картинки. |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают - проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с педагогом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 6.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Педагог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Игра «Придумай и продолжи» | Развитие словесно-логического мышления | • Сереже на день рождения подарили …. |
Игра «Именной поезд». | Все становятся в широкий круг лицом к центру. Один из детей добровольно становится паровозом. Пыхтя, гудя и поскрипывая поршнями, он начинает двигаться по кругу, пока не останавливается у одного из игроков. – Привет, - говорит паровоз.- Я - Петя! - Привет, Петя! – Я - Маша! Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» После такого приветствия Маша берёт Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба, подражая пыхтению паровоза, двигаются по кругу в поисках нового знакомства. Теперь приветствие усложняется: надо сказать хором:- Привет! Мы - Петя и Маша! – Привет! Я – Павлик! «Павлик!» - зовёт паровоз, вскидывая сначала правые, а потом левые руки. Павлик становится новым вагоном, и поезд движется дальше. Так продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не услышит обращённое лично к нему приветствие. | |
Упражнение «Как это можно использовать?» | Развитие логического мышления. | Детям предлагают найти как можно больше вариантов использования какого- либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а дети придумывают, как можно использовать этот предмет. Называют такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, игрушечную скалку для раскатывания теста. |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с педагогом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 7.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Педагог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Говори наоборот!» | Развитие логического мышления. | Детям предлагается игра: «Я буду говорить слова, а вы тоже говорите, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно взять следующие пары:
|
Игра «Танец огня». | Танцующие тесно сжимают круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыки опускают и поднимают руки, изображая языки пламени. Костёр ритмично покачивается то в одну сторону, то в другую, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костёр распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, по три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром. | |
Игра «Назови, одним словом» | Развитие словесно-логического мышления | Кисель, кефир, сок, чай это - … (напитки). |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с педагогом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 8.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Педагог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Игра «Во что превратится…» | Развитие логического мышления | Стул без спинки. Чашка без ручки. |
Игра «Чунга – Чанга» | Путешественники пристали на своём корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва они сошли на берег, как их окружили жители чудесного острова- маленькие чернокожие дети. На них были надеты одинаковые пёстрые юбочки, на ногах и руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах серьги, на шее - бусы, а в волосах- красивые перья. С весёлой улыбкой они стали пританцовывать под музыку «Чунга – Чанга» вокруг путешественников и петь песню. Путешественники решили остаться на острове. | |
Упражнение «Отгадай загадки». | Развитие сложных мыслительных операций. | Детям предлагается ряд загадок на определённую тему, например фрукты и овощи. |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают - проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Прощание | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с педагогом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 9.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Педагог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Игра «Назови лишний предмет и объясни почему» | Развитие словесно-логического мышления | Снежинка, мороженое, чай ,сосулька. |
Игра «Ожерелье». | Снятие психо- эмоционального напряжения. | Участники встают в плотный круг. Они- бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, также тесно прижавшись. Дефектолог подходит к «ожерелью» и пытается его «разорвать». |
Упражнение «Больше, длиннее и короче» | Формирование умения отделять форму понятия от содержания | Дефектолог произносит слова а детям предлагает ответить на следующие вопросы: Какое слово короче и почему? Какое слово длиннее и почему? Пример: Карандаш или карандашик??? |
Подведение итогов | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают - проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания | Мотивация детей на следующее занятие | Дети вместе с педагогом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 10.
Название занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Приветствие | Мотивация детей на занятие | Педагог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Игра «Что было раньше, что стало потом?» | Развитие словесно– логического мышления. | Дети должны выстроить из сюжетных рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. |
Игра «Что здесь лишнее?» | Развитие логического мышления. | Используются и вербальный и наглядный материалы. |
Игра «Концовки» | Развитие логического мышления. | Дети должны закончить предложение: Есть стол выше стула, значит стул (ниже стола). Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона). Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д. |
Подведение итогов | Анализ проведенной работы | Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают - проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. |
Ритуал прощания | Дети вместе с педагогом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (по «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (по «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Перспективное планирование по сюжетно-игровой деятельности по программе "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание".
Перспективное планирование сюжетно – ролевых игр для детей с ЗПР...