Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для раннего возраста
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)

Пятибратова Ирина Павловна
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КОНТУРАМИ

Дидактическая игра «Снеговик»

Цель: Формирование представлений детей о геометрической фигуре - круг, о размере, цвете.

Задачи:

  • Учить умению ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о цвете, размере, геометрической форме — круга.
  • Формировать умение выкладывать несложные плоскостные предметы на горизонтальной плоскости; развивать мелкую моторику рук, воображение.
  • Воспитывать усидчивость; внимательно слушать взрослого.

Оборудование:

  • наборы (три круга белого цвета, разного размера) для складывания снеговика (на самом маленьком круге наклеены глаза и нос - морковка, из цветной бумаги) на каждого ребенка;
  • образец для выкладывания — контурная прорисовка снеговика на картоне.

Ход игры

Воспитатель раскладывает на столе образец для выкладывания (контурная прорисовка снеговика на картоне).

Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я вам раздам части, из которых мы будем делать снеговика».

Дети, выслушав задание, приступают к деятельности. Педагог помогает детям, которые затрудняются, во время работы поощряет их.

Дидактическая игра «Укрась Ёлочку»

Цель: Формирование умения составлять изображение из отдельных геометрических фигур (треугольников), используя приём наложения каждой фигуры на её контурное изображение.

Задачи:

  • Учить умению ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о цвете, размере, геометрической форме — треугольник.
  • Формировать умение выкладывать несложные плоскостные предметы на горизонтальной плоскости; развивать мелкую моторику рук, воображение.
  • Воспитывать усидчивость; внимательно слушать взрослого.

Оборудование:

  • наборы (три треугольника зеленого цвета, разного размера) для выкладывания елки на каждого ребенка;
  • образец для выкладывания — контурная прорисовка елки на картоне;
  • круги (вырезанные из мягкого пенопласта) маленького размера основных цветов.

Ход игры

Воспитатель раскладывает на столе образец для выкладывания (контурная прорисовка елки на картоне).

Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я вам раздам части, из которых мы будем делать ёлочки».

Сначала воспитатель предлагает просто сложить треугольники на основе в соответствии с образцом, давая, таким образом, детям возможность самостоятельно уловить принцип расположения треугольников – вертикально в соответствии с величиной (большой треугольник – средний треугольник – маленький треугольник).

Дети, выслушав задание, приступают к деятельности. Педагог помогает детям, которые затрудняются, во время работы поощряет их.

Воспитатель: А какой скоро праздник? (Новый год). На праздник новогодний все наряжаются. Давайте и мы с вами украсим наши елочки разноцветными шарами.

Ёлка наряжается -

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек ёлка ждёт.

                                                                        Я. Аким.

Дидактическая игра «Собери снеговика»

Цель: Формирование представлений детей о геометрической фигуре - круг, о размере, цвете.

Задачи:

  • Учить умению ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о цвете, размере, геометрической форме — круга.
  • Формировать умение выкладывать несложные плоскостные предметы на горизонтальной плоскости; развивать мелкую моторику рук, воображение.
  • Воспитывать усидчивость; внимательно слушать взрослого.

Оборудование:

  • наборы (три круга белого цвета, разного размера) для складывания снеговика (на среднем круге наклеены пуговицы, на самом маленьком круге нарисованы глаза и нос - морковка) на каждого ребенка; и шаблоны ведер, цветов соответствующих цветам пуговиц.
  • образец для выкладывания — контурная прорисовка снеговика на картоне.

Ход игры

Воспитатель раскладывает на столе образец для выкладывания (контурная прорисовка снеговика на картоне).

Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я вам раздам части, из которых мы будем делать снеговика. Нужно выложить снеговика, и подобрать ему ведро под цвет пуговиц».

Дети, выслушав задание, приступают к деятельности. Педагог помогает детям, которые затрудняются, во время работы поощряет их.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА

Дидактическая игра «Паровозик и вагончики»

Цель: формирование основных сенсорных эталонов цвета.

ЗАДАЧИ

1.обучающие:

  • познакомить со способом подбирать предметы по цвету;
  • формировать умение различать и называть основные цвета.

2. развивающие:

  • расширять словарный запас названиями основных цветов, предметов и действиями с ними;
  • развивать образное мышление, зрительное и цветовое осприятие, произвольное внимание.

3. воспитательные:

  • вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.

ПРАВИЛА

1. организационные:

  • игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

2. дисциплинарные:

  • аккуратно пользоваться дидактическим материалом.

3. игровые:

  • помочь паровозику собрать свои вагончики.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Педагог:

1. У паровозика вагончики разбежались, надо помочь их собрать.

2. Какого цвета паровозик? Надо найти вагончики такого же цвета.

3. Что паровозик делает? Как он едет?

Игровые атрибуты: 4 большие карточки паровозиков разных цветов и 16 разноцветных вагончиков.

РЕЗУЛЬТАТ

Дети узнают и называют основные цвета, умеют подобрать предметы по цвету, отвечают на вопросы какой? Что делает? Радуются своему результату.

Дидактическая игра «Подбери чашечки к блюдцам»

Цель: формирование умения соотносить предметы по цвету

Задачи:

  • учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.
  • развивать мелкую моторику и внимание

Оборудование: вырезанные из (красного, желтого, зеленого и синего) картона чашки и блюдца.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям блюдца четырех основных цветов (красного, желтого, зеленого и синего).

Уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета (у красного блюдца - красная чашка, у желтого блюдца - желтая и т д).

Затем предлагает детям поставить на каждое блюдце чашку такого же цвета.

Сначала воспитатель показывает, как это нужно делать.

Затем задание выполняют дети сами.

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»

Цель: Закрепление представлений детей о четырех цветах.

Задачи:

  • учить выделять цвета,
  • развивать мелкую моторику пальцев.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает большие цветы на столе и показывает бабочек.

Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой же цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться.

Воспитатель кладёт бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же), бабочку «не видно» - она спряталась.

Воспитатель раздаёт маленьких бабочек и цветочки и просит детей наложить бабочек на цветки такого же цвета, комментируя при этом свои действия словами «такой», «не такой».

Дети выполняют задание, а воспитатель контролирует их и помогает тем, кто затрудняется в работе.

Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах, продолжая при этом комментировать свои действия.

Воспитатель помогает детям, затрудняющимся в работе, задаёт вопросы, для активизации речи детей.

Дидактическая игра «Воздушные шары»

Цель: формирование умения соотносить цвет воздушных шариков с цветом палочек.

Задачи:

  • закреплять знание основных цветов;
  • формировать пространственные представления
  • воспитывать самостоятельность
  • развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.

Материал: Вырезанные из цветного картона воздушные шары и палочки такого же цвета.

Правила игры.

Дети подбирают полочки к воздушным шарам в соответствии с цветом.

Дидактическая игра «Подбери бантик к платью»

Цель: соотнесение цвета бантика к цвету платья.

Задачи:

Образовательная

  • закрепить у детей знание основных цветов;
  • побуждать называть цвета;
  • формировать умение детей находить два цвета при выборе из трёх или четырёх.

Развивающая:

  • развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление.

Воспитательная:

  • воспитывать заботливое отношение к игровым персонажам;
  • воспитывать интерес к совместной деятельности.

Материалы: Бумажные платья разных цветов; разноцветные бантики

Ход игры

Подобрать бантик определенного цвета, к платью такого - же цвета.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА СЛИЯНИЕ С ФОНОМ ПО ЦВЕТУ

Дидактическая игра «Спрячь птичку»

Цель: ознакомление детей с геометрическими фигурами и основными цветами.

Задачи:

  • учить детей различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал)
  • учить основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый)
  • формировать  умение правильно называть геометрические фигуры
  • развивать зрительное восприятие
  • развивать мелкую моторику
  • развивать внимание, память

Пособие: На листе картона, формата А5, нарисованы на дереве домики основных цветов. В домиках нарисованы окна в виде геометрических фигур, с сидящими в них птицами.

Ход игры.

Дети должны подобрать окошко нужной формы и цвета и закрыть его.

Дидактическая игра «Спрячь Зайку»

Цель: Различение и сличение основных цветов.

Задачи:

  • формировать умение различать и называть основные цвета;
  • расширять словарный запас названиями основных цветов, предметов и действиями с ними;
  • вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.

Оборудование:

  • листы цветного картона формата А4 красного, желтого, зеленого и синего цветов;
  • фигурки зайцев из этого же картона, размером около 6-8 см.;
  • фигура волка.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает листы картона на ковре или столе. Объясняет детям, что это «полянки в лесу». На полянках играют и бегают зайцы (положить зайцев на «полянки», но так, чтобы цвета зайцев не совпадали с цветом «полян» и ребенок хорошо их видел).

Воспитатель: Жили-были на свете веселые разноцветные зайцы. Они прыгали и резвились на цветных полянках. Но вдруг пришел серый волк. Зайцы, прячьтесь скорее!

Показать детям, как можно переместить зайцев на «полянки» такого же цвета, чтобы они слились с фоном и их не было видно. Затем предложить детям переместить остальные фигурки самостоятельно.

Воспитатель: Спрятались зайки на полянках – теперь никого не видно. Не нашел волк зайцев, и ушел ни с чем. Зайчишки, можно снова идти гулять.

2 вариант игры

Раздать детям по одной фигурке зайца и предложить погулять вме6сте с зайчиком. А по сигналу «волк идет» дети должны быстро доставить зайчика к полянке такого же цвета (полянки находятся в разных местах группы), и спрятать его от волка.

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Цель: Различение и сличение основных цветов.

Задачи:

  • формировать умение различать и называть основные цвета;
  • расширять словарный запас названиями основных цветов, предметов и действиями с ними;
  • вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.

Оборудование:

  • картонные домики основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый) с окошками в центре, на которых изображены мышки;
  • «ставни» - квадраты из картона таких же цветов, что и домики (по размеру должны полностью закрывать окошко);
  • кошка – фигура из картона.

Ход игры

Разложить домики на столе или на полу, а рядом «ставни» такого же цвета.

Воспитатель: Это мышкины домики. Видите, как они в окошки выглядывают? Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко ставней такого же цвета, что и домик. Придет кошка, не найдет вход в домик и не съест мышку.

Детям выдают по одному квадрату и предлагаю найти и закрыть окошко в домике такого же цвета. В это время воспитатель берет фигурку кошки и изображает ее приход.

Воспитатель: Мяу! Мяу! Эй, мышки, вы где спрятались? Вот много домиков, но как найти вход в них?

Кошка не находит двери в домики и уходит, если задание выполнено правильно. Если же кто-то из детей подобрал ставню не правильно, воспитатель помогает исправить ошибку.

Воспитатель: Ой! Смотрите, в этом домике виден вход! Надо скорее исправить ошибку, а то кошка сможет забраться в дом и утащить мышку.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИРЫ НА ЦВЕТ И ФОРМУ

Дидактическая игра «Сложи в банку»

Цель игры: Формирование представления основных цветов.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с четырьмя основными цветами, учить различать их.
  • развивать умение соотносить цвета, группировать предметы по цвету;
  • развивать мелкую моторику рук.
  • развивать внимание, мышление;
  • закреплять понятия большой – маленький;
  • учить понятиям много, мало, ни одного, один.

Материал: Трафареты в виде банок основных цветов, рыбки – большая и маленькая основных цветов, фрукты основных цветов.

ХОД игры

Игра проводится индивидуально или с небольшой группой детей.

«Фрукты в банке»

Ребенку предлагается сложить в банку определенного цвета (например: красного) фрукты одного цвета.

 «Рыбки в банке»

Большие и маленькие рыбки выкладываются на стол.

1 Вариант. Ребенку предлагается посадить в банку мальков - маленьких рыбок.

Взрослый уточняет:

  • Где большие рыбки?
  • Где маленькие рыбки?
  • Какие рыбки  в банке?

2 Вариант. Ребенку предлагается посадить в банку больших и маленьких рыбок одного цвета с банкой.

Дидактическая игра «Найди пару рукавичке»

Цель: закрепление умения различать и называть цвета, геометрические фигуры.

Задачи:

  • формировать умение находить пару варежек по одинаковому узору и цвету;
  • упражнять в назывании цветов, названий геометрических фигур;
  • развивать внимание, мышление и усидчивость.

Оборудование: вырезанные из картона основных цветов варежки с различными орнаментами из геометрических фигур.

Ход игры

Вариант 1

Воспитатель раскладывает на столе варежки. Предлагает детям рассмотреть их, отметить, чем варежки отличаются друг от друга (цветом, узором). Показывает, как надо подбирать пару к каждой варежке. После этого предлагает участникам игры самим, точно также, подобрать пары. Игра заканчивается, когда дети правильно подберут все пары варежек.

Вариант 2

Воспитатель раздает детям по одной варежке. Под музыку дети бегают врассыпную по группе. По сигналу воспитателя "Раз, два, три - пару найди" дети находят ребенка, у которого варежка совпадает с его варежкой и по цвету и по узору.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Цель: Формирование умения сопоставлять отдельные предметы, выделяя их признаки.

Задачи:

  • развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;
  • развивать зрительное восприятие
  • развивать память, внимание, речь.

Оборудование:  12 карточек – полей с изображением шапок, 24 карточки – картинки с изображением рукавиц, 24 карточки – картинки с изображением носков, 12 карточек – картинок с изображением шарфов.

Ход игры:

1 вариант

 Воспитатель предлагает ребенку подобрать пару к носку и (или) рукавичке.

2 вариант

Воспитатель раздает каждому ребенку по одной карточке – полю, с изображение шапки и просит подобрать:

1. шарфик

2. носки

3. рукавички.

3 вариант

Воспитатель раздает детям по набору (рукавицы, носки), а шапки и шарфы оставляет у себя. Воспитатель показывает карточку с шапкой. Если у ребенка есть такая же карточка с рукавицами и носками, то эту карточку он забирает себе.

После того, как будут показаны все карточки с шапками, воспитатель показывает карточки с шарфами. Дети по такому же принципу забирают эти карточки себе. Выигрывает тот, кто первым и правильно соберет весь набор карточек из рукавиц, шапки, шарфа и носков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

КАРТОЧКА№1Игра «Найди цветочек для божьей коровки»Цель: развитие цветового восприятия, формирование навыков соотнесения предметов по цветуМатериал: 4 цветка: красного, синего, желтого, зел...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию в раннем возрасте

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию в раннем возрасте...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой.Мир фантазии, выдумки связан у детей с игрой. Во все исторические времена...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - к...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию...