Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для раннего возраста
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КОНТУРАМИ
Дидактическая игра «Снеговик»
Цель: Формирование представлений детей о геометрической фигуре - круг, о размере, цвете.
Задачи:
- Учить умению ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о цвете, размере, геометрической форме — круга.
- Формировать умение выкладывать несложные плоскостные предметы на горизонтальной плоскости; развивать мелкую моторику рук, воображение.
- Воспитывать усидчивость; внимательно слушать взрослого.
Оборудование:
- наборы (три круга белого цвета, разного размера) для складывания снеговика (на самом маленьком круге наклеены глаза и нос - морковка, из цветной бумаги) на каждого ребенка;
- образец для выкладывания — контурная прорисовка снеговика на картоне.
Ход игры
Воспитатель раскладывает на столе образец для выкладывания (контурная прорисовка снеговика на картоне).
Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я вам раздам части, из которых мы будем делать снеговика».
Дети, выслушав задание, приступают к деятельности. Педагог помогает детям, которые затрудняются, во время работы поощряет их.
Дидактическая игра «Укрась Ёлочку»
Цель: Формирование умения составлять изображение из отдельных геометрических фигур (треугольников), используя приём наложения каждой фигуры на её контурное изображение.
Задачи:
- Учить умению ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о цвете, размере, геометрической форме — треугольник.
- Формировать умение выкладывать несложные плоскостные предметы на горизонтальной плоскости; развивать мелкую моторику рук, воображение.
- Воспитывать усидчивость; внимательно слушать взрослого.
Оборудование:
- наборы (три треугольника зеленого цвета, разного размера) для выкладывания елки на каждого ребенка;
- образец для выкладывания — контурная прорисовка елки на картоне;
- круги (вырезанные из мягкого пенопласта) маленького размера основных цветов.
Ход игры
Воспитатель раскладывает на столе образец для выкладывания (контурная прорисовка елки на картоне).
Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я вам раздам части, из которых мы будем делать ёлочки».
Сначала воспитатель предлагает просто сложить треугольники на основе в соответствии с образцом, давая, таким образом, детям возможность самостоятельно уловить принцип расположения треугольников – вертикально в соответствии с величиной (большой треугольник – средний треугольник – маленький треугольник).
Дети, выслушав задание, приступают к деятельности. Педагог помогает детям, которые затрудняются, во время работы поощряет их.
Воспитатель: А какой скоро праздник? (Новый год). На праздник новогодний все наряжаются. Давайте и мы с вами украсим наши елочки разноцветными шарами.
Ёлка наряжается -
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек ёлка ждёт.
Я. Аким.
Дидактическая игра «Собери снеговика»
Цель: Формирование представлений детей о геометрической фигуре - круг, о размере, цвете.
Задачи:
- Учить умению ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о цвете, размере, геометрической форме — круга.
- Формировать умение выкладывать несложные плоскостные предметы на горизонтальной плоскости; развивать мелкую моторику рук, воображение.
- Воспитывать усидчивость; внимательно слушать взрослого.
Оборудование:
- наборы (три круга белого цвета, разного размера) для складывания снеговика (на среднем круге наклеены пуговицы, на самом маленьком круге нарисованы глаза и нос - морковка) на каждого ребенка; и шаблоны ведер, цветов соответствующих цветам пуговиц.
- образец для выкладывания — контурная прорисовка снеговика на картоне.
Ход игры
Воспитатель раскладывает на столе образец для выкладывания (контурная прорисовка снеговика на картоне).
Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я вам раздам части, из которых мы будем делать снеговика. Нужно выложить снеговика, и подобрать ему ведро под цвет пуговиц».
Дети, выслушав задание, приступают к деятельности. Педагог помогает детям, которые затрудняются, во время работы поощряет их.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА
Дидактическая игра «Паровозик и вагончики»
Цель: формирование основных сенсорных эталонов цвета.
ЗАДАЧИ
1.обучающие:
- познакомить со способом подбирать предметы по цвету;
- формировать умение различать и называть основные цвета.
2. развивающие:
- расширять словарный запас названиями основных цветов, предметов и действиями с ними;
- развивать образное мышление, зрительное и цветовое осприятие, произвольное внимание.
3. воспитательные:
- вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.
ПРАВИЛА
1. организационные:
- игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.
2. дисциплинарные:
- аккуратно пользоваться дидактическим материалом.
3. игровые:
- помочь паровозику собрать свои вагончики.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Педагог:
1. У паровозика вагончики разбежались, надо помочь их собрать.
2. Какого цвета паровозик? Надо найти вагончики такого же цвета.
3. Что паровозик делает? Как он едет?
Игровые атрибуты: 4 большие карточки паровозиков разных цветов и 16 разноцветных вагончиков.
РЕЗУЛЬТАТ
Дети узнают и называют основные цвета, умеют подобрать предметы по цвету, отвечают на вопросы какой? Что делает? Радуются своему результату.
Дидактическая игра «Подбери чашечки к блюдцам»
Цель: формирование умения соотносить предметы по цвету
Задачи:
- учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.
- развивать мелкую моторику и внимание
Оборудование: вырезанные из (красного, желтого, зеленого и синего) картона чашки и блюдца.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям блюдца четырех основных цветов (красного, желтого, зеленого и синего).
Уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета (у красного блюдца - красная чашка, у желтого блюдца - желтая и т д).
Затем предлагает детям поставить на каждое блюдце чашку такого же цвета.
Сначала воспитатель показывает, как это нужно делать.
Затем задание выполняют дети сами.
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»
Цель: Закрепление представлений детей о четырех цветах.
Задачи:
- учить выделять цвета,
- развивать мелкую моторику пальцев.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает большие цветы на столе и показывает бабочек.
Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой же цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться.
Воспитатель кладёт бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же), бабочку «не видно» - она спряталась.
Воспитатель раздаёт маленьких бабочек и цветочки и просит детей наложить бабочек на цветки такого же цвета, комментируя при этом свои действия словами «такой», «не такой».
Дети выполняют задание, а воспитатель контролирует их и помогает тем, кто затрудняется в работе.
Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах, продолжая при этом комментировать свои действия.
Воспитатель помогает детям, затрудняющимся в работе, задаёт вопросы, для активизации речи детей.
Дидактическая игра «Воздушные шары»
Цель: формирование умения соотносить цвет воздушных шариков с цветом палочек.
Задачи:
- закреплять знание основных цветов;
- формировать пространственные представления
- воспитывать самостоятельность
- развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
Материал: Вырезанные из цветного картона воздушные шары и палочки такого же цвета.
Правила игры.
Дети подбирают полочки к воздушным шарам в соответствии с цветом.
Дидактическая игра «Подбери бантик к платью»
Цель: соотнесение цвета бантика к цвету платья.
Задачи:
Образовательная
- закрепить у детей знание основных цветов;
- побуждать называть цвета;
- формировать умение детей находить два цвета при выборе из трёх или четырёх.
Развивающая:
- развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление.
Воспитательная:
- воспитывать заботливое отношение к игровым персонажам;
- воспитывать интерес к совместной деятельности.
Материалы: Бумажные платья разных цветов; разноцветные бантики
Ход игры
Подобрать бантик определенного цвета, к платью такого - же цвета.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА СЛИЯНИЕ С ФОНОМ ПО ЦВЕТУ
Дидактическая игра «Спрячь птичку»
Цель: ознакомление детей с геометрическими фигурами и основными цветами.
Задачи:
- учить детей различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал)
- учить основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый)
- формировать умение правильно называть геометрические фигуры
- развивать зрительное восприятие
- развивать мелкую моторику
- развивать внимание, память
Пособие: На листе картона, формата А5, нарисованы на дереве домики основных цветов. В домиках нарисованы окна в виде геометрических фигур, с сидящими в них птицами.
Ход игры.
Дети должны подобрать окошко нужной формы и цвета и закрыть его.
Дидактическая игра «Спрячь Зайку»
Цель: Различение и сличение основных цветов.
Задачи:
- формировать умение различать и называть основные цвета;
- расширять словарный запас названиями основных цветов, предметов и действиями с ними;
- вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.
Оборудование:
- листы цветного картона формата А4 красного, желтого, зеленого и синего цветов;
- фигурки зайцев из этого же картона, размером около 6-8 см.;
- фигура волка.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает листы картона на ковре или столе. Объясняет детям, что это «полянки в лесу». На полянках играют и бегают зайцы (положить зайцев на «полянки», но так, чтобы цвета зайцев не совпадали с цветом «полян» и ребенок хорошо их видел).
Воспитатель: Жили-были на свете веселые разноцветные зайцы. Они прыгали и резвились на цветных полянках. Но вдруг пришел серый волк. Зайцы, прячьтесь скорее!
Показать детям, как можно переместить зайцев на «полянки» такого же цвета, чтобы они слились с фоном и их не было видно. Затем предложить детям переместить остальные фигурки самостоятельно.
Воспитатель: Спрятались зайки на полянках – теперь никого не видно. Не нашел волк зайцев, и ушел ни с чем. Зайчишки, можно снова идти гулять.
2 вариант игры
Раздать детям по одной фигурке зайца и предложить погулять вме6сте с зайчиком. А по сигналу «волк идет» дети должны быстро доставить зайчика к полянке такого же цвета (полянки находятся в разных местах группы), и спрятать его от волка.
Дидактическая игра «Спрячь мышку»
Цель: Различение и сличение основных цветов.
Задачи:
- формировать умение различать и называть основные цвета;
- расширять словарный запас названиями основных цветов, предметов и действиями с ними;
- вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.
Оборудование:
- картонные домики основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый) с окошками в центре, на которых изображены мышки;
- «ставни» - квадраты из картона таких же цветов, что и домики (по размеру должны полностью закрывать окошко);
- кошка – фигура из картона.
Ход игры
Разложить домики на столе или на полу, а рядом «ставни» такого же цвета.
Воспитатель: Это мышкины домики. Видите, как они в окошки выглядывают? Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко ставней такого же цвета, что и домик. Придет кошка, не найдет вход в домик и не съест мышку.
Детям выдают по одному квадрату и предлагаю найти и закрыть окошко в домике такого же цвета. В это время воспитатель берет фигурку кошки и изображает ее приход.
Воспитатель: Мяу! Мяу! Эй, мышки, вы где спрятались? Вот много домиков, но как найти вход в них?
Кошка не находит двери в домики и уходит, если задание выполнено правильно. Если же кто-то из детей подобрал ставню не правильно, воспитатель помогает исправить ошибку.
Воспитатель: Ой! Смотрите, в этом домике виден вход! Надо скорее исправить ошибку, а то кошка сможет забраться в дом и утащить мышку.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИРЫ НА ЦВЕТ И ФОРМУ
Дидактическая игра «Сложи в банку»
Цель игры: Формирование представления основных цветов.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с четырьмя основными цветами, учить различать их.
- развивать умение соотносить цвета, группировать предметы по цвету;
- развивать мелкую моторику рук.
- развивать внимание, мышление;
- закреплять понятия большой – маленький;
- учить понятиям много, мало, ни одного, один.
Материал: Трафареты в виде банок основных цветов, рыбки – большая и маленькая основных цветов, фрукты основных цветов.
ХОД игры
Игра проводится индивидуально или с небольшой группой детей.
«Фрукты в банке»
Ребенку предлагается сложить в банку определенного цвета (например: красного) фрукты одного цвета.
«Рыбки в банке»
Большие и маленькие рыбки выкладываются на стол.
1 Вариант. Ребенку предлагается посадить в банку мальков - маленьких рыбок.
Взрослый уточняет:
- Где большие рыбки?
- Где маленькие рыбки?
- Какие рыбки в банке?
2 Вариант. Ребенку предлагается посадить в банку больших и маленьких рыбок одного цвета с банкой.
Дидактическая игра «Найди пару рукавичке»
Цель: закрепление умения различать и называть цвета, геометрические фигуры.
Задачи:
- формировать умение находить пару варежек по одинаковому узору и цвету;
- упражнять в назывании цветов, названий геометрических фигур;
- развивать внимание, мышление и усидчивость.
Оборудование: вырезанные из картона основных цветов варежки с различными орнаментами из геометрических фигур.
Ход игры
Вариант 1
Воспитатель раскладывает на столе варежки. Предлагает детям рассмотреть их, отметить, чем варежки отличаются друг от друга (цветом, узором). Показывает, как надо подбирать пару к каждой варежке. После этого предлагает участникам игры самим, точно также, подобрать пары. Игра заканчивается, когда дети правильно подберут все пары варежек.
Вариант 2
Воспитатель раздает детям по одной варежке. Под музыку дети бегают врассыпную по группе. По сигналу воспитателя "Раз, два, три - пару найди" дети находят ребенка, у которого варежка совпадает с его варежкой и по цвету и по узору.
Дидактическая игра «Подбери пару»
Цель: Формирование умения сопоставлять отдельные предметы, выделяя их признаки.
Задачи:
- развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;
- развивать зрительное восприятие
- развивать память, внимание, речь.
Оборудование: 12 карточек – полей с изображением шапок, 24 карточки – картинки с изображением рукавиц, 24 карточки – картинки с изображением носков, 12 карточек – картинок с изображением шарфов.
Ход игры:
1 вариант
Воспитатель предлагает ребенку подобрать пару к носку и (или) рукавичке.
2 вариант
Воспитатель раздает каждому ребенку по одной карточке – полю, с изображение шапки и просит подобрать:
1. шарфик
2. носки
3. рукавички.
3 вариант
Воспитатель раздает детям по набору (рукавицы, носки), а шапки и шарфы оставляет у себя. Воспитатель показывает карточку с шапкой. Если у ребенка есть такая же карточка с рукавицами и носками, то эту карточку он забирает себе.
После того, как будут показаны все карточки с шапками, воспитатель показывает карточки с шарфами. Дети по такому же принципу забирают эти карточки себе. Выигрывает тот, кто первым и правильно соберет весь набор карточек из рукавиц, шапки, шарфа и носков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
КАРТОЧКА№1Игра «Найди цветочек для божьей коровки»Цель: развитие цветового восприятия, формирование навыков соотнесения предметов по цветуМатериал: 4 цветка: красного, синего, желтого, зел...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию в раннем возрасте
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию в раннем возрасте...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой.Мир фантазии, выдумки связан у детей с игрой. Во все исторические времена...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - к...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию...