Метод социальных кругов для обучения ребенка с аутизмом безопасности и личному пространству
консультация по коррекционной педагогике

Данилова Елена Николаевна

Люди с аутизмом не осознают опасностей социальных отношений. Они подвергаются повышенного риску жестокого обращения и эксплуатации. К сожалению, их сложности с общением делают ситуацию только хуже. Есть много способов обучить детей и подростков с аутизмом личной безопасности. Вот один из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

circle

Метод социальных кругов для обучения ребенка с аутизмом безопасности и личному пространству

Метод, который помогает детям и подросткам с аутизмом узнать о личном пространстве и безопасности, создавался вместе с Программой кругов, описание которой было издано в Stanford University Press. Многие дети и подростки с аутизмом не осознают все те «социальные танцы», которым мы неосознанно научились в детстве. Мы узнали, как надо вести беседу с другими, делать что-то по очереди, стоять на определенном расстоянии от людей, мы научились распознавать, когда другие вторгаются в наше личное пространство, и что с этим делать. Никто не объяснял нам это в классе, мы просто этому научились.

Люди с аутизмом не осознают опасностей социальных отношений. Они подвергаются повышенного риску жестокого обращения и эксплуатации. К сожалению, их сложности с общением делают ситуацию только хуже. Есть много способов обучить детей и подростков с аутизмом личной безопасности. Вот один из них.

Используйте социальные истории, чтобы объяснить соображения, лежащие в основе личного пространства и личной безопасности. Пример текста для такой истории: «Иногда я стою слишком близко к другим людям. Когда я так делаю, другой человек может сильно разозлиться, потому, что я слишком близко. Другой человек может подумать, что я пытаюсь навредить ему. Я постараюсь стоять на расстоянии вытянутой руки от людей, когда я с ними разговариваю, если это не папа, мама, бабушка или дедушка. Выделите время на обучение Социальным кругам. Социальные круги — это графический способ показать детям разные уровни физической близости, которые у нас будут с людьми, которых мы знаем и не знаем.
Сначала нарисуйте малый круг на большом чистом листе бумаги. Напишите в круге имя ребенка и/или вставьте его фотографию. Скажите ему, что это его личное пространство, его тело, и только некоторые люди могут подходить так близко к нему.

Нарисуйте круг большего размера вокруг круга ребенка и напишите в нем «Семья». Вы можете написать в этом круге имена или вставить фотографии близких членов семьи (мама, папа, брат, бабушки, дедушки, близкие дяди и тети). Объясните, что все эти люди — члены семьи. Они могут поцеловать или обнять ребенка, можно посидеть у них на коленях и т.д. Объясните, какое поведение, по вашему мнению, подходит в общении с этими людьми.

Далее нарисуйте круг еще большего диаметра вокруг кругов ребенка и семьи. Подпишите этот круг «Друзья и соседи — знакомые». Напишите имена и вставьте фотографии людей, которые попадают в эту категорию (например, соседи по дому или улице, знакомые прихожане церкви, учителя, учитель воскресной школы и т.д.). Объясните, какой уровень близости и какое поведение, по вашему мнению, подходит этой категории людей (например, они могут помахать, поздороваться, они могут обнять, если ты не против).

Наконец нарисуйте круг еще большего размера вокруг всех трех меньших кругов. Назовите самый больший из кругов «Незнакомые люди». Объясните, что неправильно обнимать, целовать, подходить слишком близко или трогать незнакомых людей или позволять им трогать тебя. Позже вы можете объяснить, что бывают исключения из последнего правила (например, полицейский, если вы потерялись; врач в присутствии мамы или папы и т.п.). Вам нужно донести идею, что никто не имеет права трогать ребенка без разрешения, и он не может трогать незнакомых людей, и точка (пока).

Можете раскрасить круги в разные цвета, чтобы ребенку или подростку было легче запомнить их значение. Помните, что подобные визуальные подсказки — это отличный способ дополнить устное сообщение, если у ребенка аутизм или синдром Аспергера.

Хороший метод — взять куклу Кена или Барби (в зависимости от пола ребенка) и показать, что его или ее интимная область — это места, закрытые купальником.

Научите ребенка громко говорить «нет», если кто-то пытается дотронуться до его интимных мест (если ребенок не говорит, скажите, что ему нужно убежать).

Научите ребенка сообщать взрослому, что кто-то попытался дотронуться до его интимных мест (с помощью знака или картинки, если ребенок не говорит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обучение ребенка личной гигиене"

Личная гигиена является важнейшим элементом формирования здоровья каждого человека и общества в целом. Без соблюдения простых правил поведения в нашей повседневной жизни и деятельности невозможно сохр...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

Обучение ребенка личной гигиене.

quot;Обучение ребенка личной гигиене."...

Личное пространство ребенка

Понимание личного пространства и уважение чужого личного пространства являются необходимыми социальными навыками для ребенка. К тому же, если ребенок точно ощущает границы своего личного простран...

Статья "Личное пространство ребенка"

Общение ребенка с родителями, очень важно, но не менее важно для формирования личности наличие собственного личного пространства. Это понятие подразумевает как отдельную территорию, помещение, где мож...

"Обучение ребенка личной гигиене"

Обучение ребенка личной гигиене....

Консультация для педагогов ДОУ «Использование русских народных сказок при обучении ребенка-дошкольника правилам безопасности»

Воспитатели ДОУ часто задают себе вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни маленькому ребенку? Одним из интересных направлений работы по этой проблеме является обучение детей ...