Мастер-класс «Игры с предлогами своими руками»
презентация по коррекционной педагогике
Мастер-класс «Игры с предлогами своими руками».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_predlogi.docx | 28.61 КБ |
prezentatsiya_igry_i_uprazhneniya_na_oznakomlenie_detey_s_predlogami._.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 « Пчёлка»
Мастер-класс для педагогов
«Игры с предлогами своими руками»
Выполнила:
Кузнецова Светлана Александровна
учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Бердск,2020
Цель. Повышение педагогического мастерства воспитателей в использовании дидактических игр и упражнений по обучению предложным конструкциям.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с дидактической игрой « Составь предложение».
2. Формировать умения использовать дидактическую игру для работы с предлогами в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.
3. Совершенствовать практические навыки проведения дидактической игры с использованием предложных конструкций.
Материал: предметные картинки, карточки со схематическим изображением предлогов, карточки со схематическим изображением слов действий, крышки.
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю мастер-класс на тему: « Игры с предлогами своими руками».
Одна из актуальных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения - это ориентировка в пространстве.
Дети с нарушением зрения не в полной мере владеют схемой тела, не имеют четкого словаря, отражающего направления движения. Вследствие нарушений ориентировки в пространстве у детей формируется своеобразное представление об окружающей среде, которое не отражает реальных пространственных связей между предметами. Так же у детей наблюдается отсутствие необходимого запаса слов; отмечается сложность удерживания в речевой памяти развернутых высказываний и правильность грамматического конструирования предложения. Из-за нарушения зрительного восприятия у дошкольников возникают трудности в употреблении предлогов. Дети допускают различные ошибки: не правильно изменяют падежные окончания, пропускают предлоги, ошибаются в понимании пространственных предлогов–антонимов («из-за – из-под», «над – под», «от – к», «за – перед»). Поэтому формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушением зрения и речи является одной из важных сторон коррекционной работы.
Для решения данной проблемы использование дидактических игр, это самый эффективный метод воздействия на ребёнка, так как игра основной вид его деятельности.
Я предлагаю Вашему вниманию практический материал, представленный играми и упражнениями, которые могут быть использованы при индивидуальной и совместной деятельности с детьми.
На начальном этапе знакомства с предлогом использую упражнение «Поймай предлог», когда из ряда «маленьких слов» надо выделить изучаемый и хлопнуть в ладоши. При этом происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога, что развивает фонематический слух, внимание и способствует запоминанию пройденного предлога. Давайте поиграем, вы должны поймать предлог «из-под»: на, из, около, перед, из-под, у, к, над, на, с, из –под, между, над, под, из-под.
Затем детям предлагаю задания на понимание обобщённого значения предлогов, например: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? Хочу услышать ваши варианты ответов ( ответы участников): на стуле, на окне, на полке и т.д.
После ознакомления дошкольников с двумя опозиционными предлогами, мы продолжаем совершенствовать умение их использования уже в сравнении. Например, «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Учу детей вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность. Хочу предложить Вам выполнить такие задания: положи кружок... стол, а грибок... стул. Какие предлоги подходят в данном случае Достань куртку ИЗ шкафа, а ботинки С полки.
Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игру провожу в двух вариантах.
Первый вариант, когда дети разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия, ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы из лейки, собираешь грибы в , положил ложку на стол, и т.д.). Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.( Поиграть.Фото) (2 слайд)
Второй вариант, когда инсценирование ситуации происходит на столе с помощью реальных предметов. Под строчки стихов или небылиц ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа. Например, я читаю стихотворение
З. Александровой «Что взяла – клади на место», а ребенок, в соответствии с текстом, разыгрывает его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. Усложнение: необходимо исправить ошибки, допущенные героиней стихотворения. ( ФОТО) (3 слайд)
Дети с большим интересом выполняют такое упражнение, как
«Вставь пропущенный предлог». ( Дети сели ….самолет, комар залетел …комнату, корабль приплыл …пристани, учитель пишет…доске.)
Упражнение « Исправь ошибку»: Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном,
”Жил человек “рассеянный на улице Бассейной ...”.
Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал
все слова. Помогите ему правильно прочитать и понять предложения. Вот как он прочитал:
- Дед в печи, дрова на печи”. Исправьте его.
- На столе сапожки, под столом лепёшки. А как надо сказать?
- Овечки в речке, караси у речки”. А как правильно?
- Под столом портрет, над столом табурет.
Упражнение «Бабочка». Используется для закрепления лексического значения пространственных предлогов. Предлагаю детям выполнять действия с предметами, интонационно выделяя предлог. Для этого можно использовать бабочку, птичку, любого сказочного персонажа по теме недели. Бабочка «летает», «садится» на предметы, «залетает» в предметы, под предметы. (4 слайд)
В своей работе использую словесные и настольно-печатные игры такие как: ( 5 слайд) « Предлоги», « Что где лежит или стоит в кабинете», « Куда спрятали игрушку», « Придумай предложение о каком либо предмете , который находится в кабинете».
Дети с удовольствием играют в игру малой подвижности « Прятки». Я закрываю глаза, а дети берут игрушки и прячут их в кабинете в разных местах. Делаю вид что не могу найти игрушку, и прошу детей помочь мне в поиске: « Таня, куда ты спрятала свою игрушку? Таня отвечает « Я спрятала куклу под стол..». Дети сами помогают найти мне свои игрушки.
Также в своей работе использую дидактические игры изготовленные своими руками.
- В кабинете оформлено игровое пособие «Город птиц». Цель: развивать пространственную ориентировку; зрительное восприятие, внимание и память; совершенствовать цветовосприятие. ( 6 слайд)
Задания: ( которые предлагаются к этому пособию)
-какого цвета птичка сидит на жёлтом скворечнике?
-какой «предлог» держит в клювике розовая птичка?
-какая птичка несёт предлог «над»?
-в какую сторону летит зелёная птичка?
- какой скворечник находится между зелёным и жёлтым?
Работая с этим пособием я использую лазерную указку , т.к. игры с лазерной указкой как правило проходят на высоком эмоциональном уровне, а главное являются средством развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
2.« Хоровод» . (7 слайд) Дети становятся в центр круга и называют где находится заданный мною предлог.
3. « Проведи дорожку» (8слайд) В данной игре нужно подобрать к каждой картинке схему предлога и провести дорожку при помощи шнурков.
4.« Найди место крышечке». (9 слайд) Данное пособие помогает активизировать в речи употребление предлогов с пространственным значением, учит составлять предложения по наглядной ситуации, развивает мелкую моторику.
Сегодня я хочу поделиться с Вами опытом изготовления игры « Составь предложение». ( 10 слайд)
Задачи: научить понимать пространственное значение предлогом, сформировать представление о предлоге как отдельном слове, научить придумывать словосочетания и предложения с опорой на картинки, научить составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.
Дидактическую игру « Составь предложение" я использовала для работы с предлогами в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.
Для изготовления игры я использовала бросовый материал: горлышки и крышки диаметром 3,5 см от молочных бутылок; предметные картинки на разные лексические темы; картинки обозначающие слова-действия, цв. бумага и пластиковые или любые прочные прямоугольные пластины.
Сначала я подготовила схемы, нарезала полоски одинаковой длины и разной ширины. Для более легкого варианта игры использовала схемы из трёх слов ( 2 предмета и схема предлога) , разместила их на широкой полоске. При усложнении задания использовала схемы из четырёх слов ( 2 предметов, предлога и действия) разместила их на узкой полоске. Прежде чем использовать схемы слов действий, детей познакомила с этими словами и их обозначением. Например : кровать – спит, самолет- летит, стул- сидит и т.д).
А сейчас мы с Вами попробуем подготовить схемы предложений . Перед вами нарезанные полоски, и картинки на разные лексические темы. Составляем схему предложения из трёх слов. Для составления схем из трёх слов мы используем картинки большего размера. У меня получилась схема предложения : Солнце над домом. Составляем схему из четырех слов на узкой полоске. Она состоит из двух предметов, предлога и действия. У меня получилась схема предложения : Бабочка летит над цветком. Схемы готовы.
Сейчас нам нужно подготовить крышки. Вам необходимо вырезать картинки и наклеить их на крышки. Крышки готовы.
Я сейчас мы с вами поиграем. Покажите мне схему из трёх слов. Она располагается на широкой полоске. Какая схема вашего предложения?
……….
А сейчас нам нужно подобрать и разложить крышки с предметными картинками так, чтобы они отражали схему этого предложения. И прикрутить крышки на прямоугольные пластины. Далее с детьми проводится анализ предложения, активизируется внимание на использование предлога. Тоже самое с предложением из четырёх слов. Покажите схему из четырёх слов. Переворачиваем прямоугольную пластину , и прикручиваем крышки так чтобы они отражали схему этого предложения.
Затем можно предложить ребенку самостоятельно придумать предложение и выложить его с помощью крышек . В индивидуальной работе с детьми можно использовать специально подобранные картинки для составления предложений по ним.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сценки пантомимы
Игра «Живые картинки»
Упражнение «Бабочка»
Настольно-печатная игра «Предлоги»
« Город птиц»
Игра «Хоровод»
Игра «Проведи дорожку»
Игра «Найди место крышечке»
Игра «Составь предложение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Кукла-оберег Крупеничка (Зерновушка) своими руками Пусть в доме всегда будет достаток!
...
Мастер-класс для педагогов "Елочная игрушка своими руками"
Мастер-класс с использованием технологии художественно-творческого моделирования из бумаги....
Мастер класс: рождественский венок на дверь своими руками
Великий праздник-Рождество Христово всегда отмечался на Руси ярко, пышно и красиво. У всех людей было праздничное настроение, готовились вкусные блюда, пели песни, украшали избы....
Мастер-класс для родителей "Новогодние украшения своими руками"
Познакомить детей и родителей со способами изготовления елочных игрушек из бумаги. Детей 4-летнего возраста учить делать из бумаги, сложенной «гармошкой» новогодний бантик. Детей 5-летнего возраста уч...
Мастер-класс "Дидактическая игра для дошкольников своими руками"
Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.Чтобы дети с удовольствием посещали лого...
Мастер - класс «Дидактические игры по ФЭМП своими руками»
К вашему вниманию дидактические игры, которые можно изготовить своими руками для закрепления счета. геометрических фигур. состава чисел из двух меньших ....